К детям «биологического риска» относят
a) детей и подростков с нарушениями поведения
b) несовершеннолетних правонарушителей
c) детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев
d) детей, чьи родители страдают наследственными психическими заболеваниями
e) детей, у которых отклонения в поведении и различных видах деятельности возникают вследствие какого-либо органического дефекта
5. Поврежденное развитие психики ребенка определяют в том случае, если поражение произошло
a) до 3 лет
b) до 1 года
c) после 7 лет
d) после 3 лет
e) до 5 лет
6. Если на любую вредность ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями – то это соответствует
a) сомато-вегетативному уровню нервно-психического реагирования
b) психомоторному уровню нервно-психического реагирования
c) аффективному уровню нервно-психического реагирования
d) эмоционалъно-идеаторному уровню нервно-психического реагирования
7. При распаде психической функции происходит:
a) возврат функции на более ранний возрастной уровень
b) утрата потребностей и интересов, свойственных возрасту, и появление эмоциональных форм реагирования и потребностей, характерных для более младшего возраста
c) устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функции
d) грубая дезорганизация и выпадение функций
e) равномерное нарушение всех недавно приобретенных функций
8. Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка только втом случае, если
a) возникает недоразвитие или повреждение мозга
b) если социальное окружение детерминирует отклонения в личностном развитии
c) отмечаются частные и общие нарушения функций центральной нервной системы
d) выявлены нарушения межфункциональных связей
e) налицо явления ретардации и регресса функций
9. Ретардация – это
a) запаздывание приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов
b) взаимодействие незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды
c) изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга
d) диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других
e) ни один ответ не верен
10. Экспериментальная часть патопсихологического обследования дошкольника проводится
a) в форме стандартизированного интервью
b) в форме психологического теста
c) в игровой форме
d) в форме обучения и воспитания
e) все ответы верны
Литература
1. Бадалян Л.О. Развивающийся мозг// Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и общая редакция В.М.Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 384с.
2. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. – К.: Здоровье, 1986. – 260с.
3. Боскис Р.М., Левина Р.Е. Основы компенсации дефектов у аномальных детей// Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т./ Под редакцией В.В.Лебединского и М.К. Бардышевской. Т.1. – М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. – 744с.
4. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301с.
5. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителей и родителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 255с.
6. Выготский Л.С. Детская психология/ Собр. соч. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4. – 432с.
7. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии// Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и общая редакция В.М.Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 384с.
8. Выготский Л.С. Проблемы развития психики// Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т./ Под редакцией В.В.Лебединского и М.К. Бардышевской. Т.1. – М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. – 744с.
9. Выготский Л.С. Собр. Соч. – М.: Педагогика, 1983. – Т.5. – 432с.
10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986. – 127с.
11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебн. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 167с.
12. Лурия А.Р. Изменение регулирующей роли речи при патологических состояниях мозга// Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т./ Под редакцией В.В.Лебединского и М.К. Бардышевской. Т.1. – М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. – 744с.
13. Мухина В.С. Детская психология: Учебн. для студен. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1985. – 272с.
14. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480с.
15. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов/ Пер. с англ. Валеева А.А. и Валеевой Р.А. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 448с.
16. Скворцов И.А. Детские болезни растущего мозга// Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и общая редакция В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 384с.
17. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1965. – 335с.
18. Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. – К.: Здоровья, 1993. – 144с.
Педагогическая психология