Стадии развития коллектива

Выделяются основные стадии развития коллектива: стадия первичного объединения, стадия разъединения, стадия вторичного объединения и стадия консолидации или возникновения коллектива как сложной системы групповых процессов и взаимодействий.

Стадия первичного объединения – стадия недавно возникшей и на начальных этапах своего развития формально существующей рабочей группы. В такой группе люди объединены только формальными отношениями, они знают друг друга, в основном, со стороны деловых качеств и не осведомлены о личных особенностях друг друга.

Стадия разъединения ( или «коллективного индивидуализма» ) начинается тогда, когда происходит постепенная дифференциация социальных позиций каждого члена коллектива. В нем возникают небольшие группы по два-четыре человека, в каждой из которых выделяется свой лидер. Стадия «коллективного индивидуализма» - самая сложная с точки зрения управления коллективом. На данной стадии в коллективе формируется общественное мнение, доминирующие ценности, групповая мораль. Именно на второй стадии развития коллектива возможно формирование корпоративной культуры организации.

Стадия вторичного объединения начинается в тот момент, когда подавляющим большинством сотрудников происходит принятие общей групповой морали и общих ценностей. Данная стадия коллективного развития еще не прошла полного и окончательного оформления групповых процессов, поэтому те или иные воздействия руководителя на коллектив еще могут что-то в нем изменить. Но в целом коллектив уже сложился и начинает функционировать по своим внутренним законам.

Стадия консолидации коллектива, на которой коллектив превращается в сплоченную работающую команду единомышленников, партнеров и соратников. Такой коллектив имеет свой особый социально-психологический микроклимат, свою ауру, свое «лицо»

Методологическое значение социально-психологической теории коллектива. Выделение проблемы коллектива в социальной психологии в качестве самостоятельного раздела в общем исследовании групп имеет большое методологическое значение, важное для судеб самой социальной психологии как науки (Донцов, 1984).

1.Анализ характеристик коллектива способствует ликвидации того разрыва, который образовался в традиционной социальной психологии между исследованием групп и исследованием процессов. Недопустимость такого разрыва может считаться доказанным фактом. Если содержание любого группового процесса зависит от содержания групповой деятельности, причем от конкретного уровня ее развития, то принципиально невозможно продолжать исследования групповых процессов самих по себе: ни лабораторные условия, ни изучение процесса в «чистом» виде не могут привести к построению удовлетворительных объяснительных моделей, ибо исключают анализ содержания социальной деятельности, реализуемой той группой, в которой эти процессы наблюдаются. Следовательно, построение социально-психологической теории коллектива способствует выработке совершенно нового объяснительного принципа в социальной психологии.

2.Открытие коллектива как особого уровня развития группы дает возможность построения совершенно новой классификации групп. В настоящее время предложены две такие типологии.

Наконец, введение понятия коллектива способствует продвижению вперед и в области такой старой, но чрезвычайно значимой проблемы, как взаимоотношение группы и личности. Социальная психология на всех этапах своего развития и в разных теоретических системах обращалась к этому вопросу. Сформулированная еще философскими предшественниками социальной психологии коллизия свободы личности и ее детерминации

обществом получает новую разработку. Она по существу противостоит идеологическому диктату признать абсолютный приоритет коллектива над личностью. Личность является субъектом социальной деятельности и включение ее в группу ни в коей мере не умаляет субъектных свойств личности. Напротив, если группа достигает определенного уровня развития и становится коллективом, то она не противостоит личности как ее члену, но сама становится интеграцией субъектных свойств своих членов и превращается в особый «совокупный субъект» деятельности (Буева, 1965). С другой стороны, получает новое объяснение и процесс формирования личности. Общее положение социальной психологии о том, что это формирование осуществляется как путем усвоения социальных влияний, так и путем активного воспроизводства общественных отношений, может теперь быть раскрыто более конкретно: в каждом отдельном случае нужен специальный анализ того, через какие конкретные группы осуществлялось общественное воздействие на личность, и можно предположить, что результат будет варьировать в зависимости от этого обстоятельства. Это происходит не потому, что личность пассивно впитывает в себя те модели поведения, которые задает ей группа («хорошая» или «плохая»), но потому, что ее активная позиция формируется в различных направлениях, и с различной мерой выраженности определенных характеристик в зависимости от того, развивается она в коллективе или в групповых образованиях, не

достигших этого уровня. * * *

Проблема коллектива, будучи новой проблемой в структуре социально-психологического знания, стимулирует определенные направления для переосмысления многого из того, что накоплено в области психологии групп до сих пор, поскольку представляет новый подход к проблеме развития малых групп.

Контрольные вопросы по разделу:

1. Какие условия способствуют формированию социальных групп?

2. Дайте определение малой группе, назовите ее основные признаки, перечислите основные виды малых групп?

3. В чем состоит психологический смысл конформного поведения в группе?

Кроссворд.

Используется для проверки полученных знаний и получения новых.

Вопросы:

По горизонтали

1.Совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом и имеют свои цели и задачи. устойчивая организованная общность, объединенная общими интересами, социально значимыми целями, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей.

4.Отрицательные взаимоотношения в группе порождают имен это чувство, которое сопровождается страхом и беспокойством.

6.Сосояние эмоционального расстройства, связанное с переживанием неудач в достижении деятельности.

7.является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи.

8.процесс осуществления и регуляции группового социального взаимодействия: совместной деятельности, общения и внутригруппового поведения личности

11. группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой.

14.наличие власти у определенного человека. Может быть ложный.

15.Характеристика коллектива, при которой в коллективе имеется единство взглядов, оценок и позиций всех членов группы.

По вертикали:

2.важнейший признак групповой целостности. Общие правила поведения для всех членов группы.

3.Необходимая составляющая совместной деятельности. Это то без чего не было бы самой деятельности. То, что движет нашими поступками.

5.Столкновение противоположно направленных мнений, мыслей и целей.

6. группа в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями {группа друзей, приятели);

10. группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;

12. высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности.

13.Дословно переводится как ведущий за руку. Обладает полномочиями и его назначают официально.

15. бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Тест

Лидер ли Вы?

За каждый ответ "да" - 10 очков, "не знаю" - 5 очков, "нет" - 0 очков.

1. Еще в детстве необходимость подчиняться другим людям была для меня

проблемой.

2. Думаю, что прогресс в науке и культуре немыслим без людей с развитыми

потребностями властвовать над другими.

3. Думаю, что настоящий мужчина умеет подчинять своей воле женщин.

4. Честно говоря, не люблю, когда близки опеекают.

5. Согласен(на) с утверждением, что истинная натура женщины - покорность.

6. Не все, возможно, догадываются, что брать все на себя мне приходится

из-за постоянных опасений за благополучие родных.

7. По-моему, большинство проблем возникает из-за недостатка лидеров с

"железной рукой".

8. В трудных ситуациях, требующих быстрого решения, мне обычно не надо

много времени, чтобы поступить правильно.

9. Знаю, что люблю и могу руководить другими людьми.

10. Не умею и не хочу открываться до конца не перед кем.

11. Мне приятны мечты о "тихой пристани".

12. Думаю, что подчиненному необходимо уметь выполнять любые приказы

начальника.

13. Возможно, это странно, но в отношениях с близкими мне людьми испытываю

внутреннее сопротивление, когда вынужден(на) просить о чем-то.

14. Часто бывают ситуации, когда кто-то ждет от меня объяснений, хотя, на

мой взгляд, все и так ясно.

15. Мне кажется, что мой характер похож на характер отца (матери),

который(ая) был(а) опорой в семье.

150-100 очков: Ваши ответы рисуют образ великого диктатора, который

считает, что знает, как есть и как должно быть. И такому поведению Вы легко

находите оправдание. Вы умеете убеждать и руководить другими, заставить

выполнить работу в срок. Но иногда что-то в тоне, взгляде, жесте Ваших

"подчиненных" говорит: дай передохнуть!

99-50 очков: Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать

мудрый совет - вот Ваши главные достоинства. Если необходимо - руководите,

если нужно - уступаете, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание.

Но только Вам известно, всегда ли Вы добиваетесь цели достойными средствами.

49-0 очков: Ваши ответы характерны для "психологического ужа". Вы способны

проглотить любой упрек, даже если это не обязательно, всем пожертвовать,

хотя этого никто не требует. Часто, чувствуя собственное бессилие, Вы

способны на... решительный поступок. Испытывая беспомощность, ищите в

других недостающие Вам черты характера.И в этом находите смысл и надежду на

лучшую для Вас жизнь.

Наши рекомендации