Тема 3. место эмоций в управлении поведением человека

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Содержание основных функций эмоций.

2. Базовые эмоции и их основные виды.

3. Свойства эмоций как основа управления ими.

4. Эмоциональные свойства личности и их характеристики.

5. Способы снятия эмоционального напряжения.

6. Психологическая модель стресса и её компоненты.

7. Характеристика эмоциональных состояний (настроение, аффект, фрустрация, стресс).

8. Сравнительная характеристика чувств и ситуативных эмоций.

Вопросы для самостоятельной работы

1. По каким признакам можно констатировать, что человек находится в состоянии эмоционального возбуждения?

2. Каковы главные признаки аффекта?

3. Какие признаки характеризуют страсть как форму эмоционального состояния?

4. В чем заключается различие между ситуативными эмоциями и чувствами?

5. Каковы физиологические механизмы эмоций и чувств?

6. В чем отличие эмоций от мышления?

Альтернативно-тестовые задачи для разбора на занятии

1. Согласны ли вы с мнением, что различие между эмоциями и чувствами имеют преимущественно количественный характер?

2. Является ли настроение результатом количественного преимущества положительных или негативных эмоций?

3. Всегда ли в состоянии аффекта человек теряет контроль над своим поведением?

4. Является ли любовь одним их высших чувств человека?

5. Можно ли сказать, что страсть является одним из видов эмоций?

6. Согласны ли вы с положением, что одним из физиологических механизмов чувств являются динамические стереотипы?

Задания для индивидуальных контрольных собеседований

ПОДБЕРИТЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО

1. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Гансом Селье (1936) и означало _____________ ответ организма на любое предъявленное ему требование, которое помогает ему ___________ к возникшим трудностям, справиться с ним.

2. Сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета называется ….. .

3. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространённая среди живых существ форма эмоциональных переживаний - _________________, получаемое от удовлетворения органических потребностей.

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ИЛИ ВПИСАТЬ СВОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА

1. Психическое отражение окружающего мира в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям личности:

а) эмпатия

б) воображение

в) фрустрация

г) стресс

д) нет ответа, дать свой вариант

2. Психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения в трудных, необычных, экстремальных ситуациях. Неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды:

а) эмпатия

б) воображение

в) фрустрация

г) эмоции

д) нет ответа, дать свой вариант

3. Психическое состояние, переживание напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели или решению задач он встречается с неожиданными объективно непреодолимыми или воображаемыми препятствиями, которые мешают удовлетворению его потребностей:

а) эмпатия

б) воображение

в) стресс

г) эмоции

д) нет ответа, дать свой вариант

(фрустрация)

4. Выделяют основные функции эмоций:

а) смыслообразующая;

б) информационно-оценочная;

в) формирование образов;

г) мотивационная;

д) все перечисленное.

ДОПОЛНИТЬ СУЖДЕНИЕ:

1. Эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, при этом качество эмоциональных переживаний человека зависит от _______________ к тому, кому он сопереживает.

2. Эмоциональные состояния и формы их выявления детерминируются преимущественно __________________ факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторые ___________ особенности человека.

Тема 4. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии

1. По каким признакам разделяют группы людей?

2. Виды и структура малых групп.

3. Конформизм и групповое давление.

4. Какая группа может стать для личности референтной?

5. Требования, предъявляемые группой к лидеру.

6. Классификация типов лидеров.

7.Структура механизма воздействия лидера на группу.

8.Требования к авторитету лидера.

9. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Модели управления межгрупповыми конфликтами. Модель управления организационными конфликтами.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Каковы причины вступления людей в организованные группы?

2. Как влияют статусно-ролевые отношения на социальную структуру группы?

3. Какие роли выполняют люди в группе?

4. Какие можно выделить уровни понимания личности другого человека?

5. Как проявляются межличностные отношения в группе?

6. Какие существуют психологические механизмы влияния людей друг на друга ?

7.Какие типы лидерства выделяют психоаналитики?

9.Из чего складывается авторитет лидера?

10.Какие требования предъявляются к формированию команды лидера?

Наши рекомендации