Глава V. Социально-психологический климат
нениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает* ределенное влияние на результаты коллективной и индивидуаль деятельности, на работоспособность членов группы, на качес количество продуктов их труда.
Второй уровень - динамический, меняющийся, колеблюи Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их i хологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «и хологическая атмосфера». В отличие от социально-психологичес го климата психологическая атмосфера характеризуется более быс рыми, временными изменениями и меньше осознается людьми, i менение психологической атмосферы влияет на настроен««| работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения i климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и пер ваются людьми более остро; чаще всего человек успевает ада ваться к ним. Накопление количественных изменений в психоло^ ческой атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное сое ние, в другой социально-психологический климат.
По нашему мнению, социально-психологический климат — состояние психологии организации как единого целого, которое i тегрирует частные групповые состояния. Климат - это не сумма i повых состояний, а их интеграл.
§ 2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
На формирование социально-психологического климата ок вает влияние ряд факторов макро- и микросреды.
Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором ( ятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:
1. Общественно-политическая ситуация в стране - ясность и*
кость политических и экономических программ, доверие к прави
ству и пр.
2. Экономическая ситуация в обществе - баланс между уровв
технического и социального развития.
3. Уровень жизни населения - баланс между заработной плат
уровнем цен, потребительская способность населения.
4. Организация жизни населения - система бытового и медицин
ского обслуживания.
5. Социально-демографические факторы - удовлетворение по
требностей общества и производства в трудовых ресурсах.
6. Региональные факторы - уровень экономического и техничес
кого развития региона.
7. Этнические факторы - наличие или отсутствие межэтничес
ких конфликтов.
Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся:
1. Объективные - комплекс технических, санитарно-гигиеничес
ких, управленческих элементов в каждой конкретной организации.
2. Субъективные (социально-психологические факторы):
а) формальная структура - характер официальных и организаци
онных связей между членами группы, официальные роли и статусы
членов группы;
б) неформальная структура - наличие товарищеских контактов,
сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руковод
ства, индивидуальные психологические особенности каждого члена
группы, их психологическая совместимость,
У каждого человека есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, собственная установка на труд и фирму. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех членов коллектива (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку. Ничто так не мешает делу, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект «социальной ингибиции» и мотивация к ТРУДУ резко падает. Это препятствует повышению трудовых показателей гораздо больше, чем даже отсутствие автоматизации, передовой технологии или надлежащих экономических условий. От мотивации и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, изобретательность.
Благоприятный климат каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, менеджерами, своей работой, ее процессом и результатами. Это повы-
Организационная социальная психология