Задания Б-8: Концепция В. М. Русалова (теоретические основания, свойства темперамента)
Б-8-1. Вставьте пропущенные слова:
Согласно теории В.М. Русалова, свойства темперамента могут проявляться с
разной степенью __________________ в зависимости от сферы деятельности:
_____________________ или социальной.
Б-8-2. Определите авторство:
Существование в психике человека устойчивых обобщенных формально-
динамических характеристик - например, темперамента, формирующегося в процессе деятельности под влиянием биологических факторов,- позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические
возможности. Заданный от природы (т.е. генетически детерминированный) индивидуальный уровень энергодинамических возможностей,… постоянно
включаясь в деятельность независимо от мотивов, целей и т.д., неизбежно приводит к оптимально сопряженной с деятельностью обобщенной интеграции всех биологических свойств индивида. Возникнув; как новое системное
качество, обобщенная интеграция биологических (другими словами, система формально-динамических) свойств начинает уже сама выступать в роли
регулятора расходования человеком своих энергодинамических возможностей в процессе новых видов деятельности.
Б-8-3. Как связаны между собой:
1) эргичность, 2) потребность в действии?
а) | б) | в) | |||
г) | д) | ||||
1, 2 |
Б-8-4. Соотнесите типологию темперамента Г. Ю. Айзенка с теорией темперамента В. М. Русалова,предположив,какие свойства темперамента,выделенные Русаловым, могут заменить основания для классификации темпераментов, предложенные Айзенком. И абсцисса, и ордината могут быть обозначены несколькими свойствами темперамента.
Б-8-5. Дополните таблицу, предположив, как в речи человека могут
Проявляться отдельные свойства темперамента, выделенные В.М. Русаловым.
Свойство | Речевые проявления* | *Примерный список возможных речевых | ||
темперамента | проявлений | |||
При | При низких | |||
высоких | значениях | |||
значениях | свойства | |||
свойства | ||||
Социальная | 1.краткие ответы на вопросы, 2.говорит | |||
эргичность | тихо и монотонно, 3.держит дистанцию, | |||
4.длительные высказывания, 5.много | ||||
пауз, 6.долго думает над ответом, | ||||
7.взвешивает каждую фразу, 8.голос | ||||
спокойный, 9.преобладают радостные и | ||||
Социальный | приказные компоненты, 10.живая мимика, | |||
11.яркая жестикуляция, 12.располагается | ||||
темп | ||||
близко к партнеру, 13.редкие паузы, | ||||
14.скороговорка, 15.проглатывает | ||||
окончания, 16. много грамматических | ||||
нарушений, 17.резкие интонации, | ||||
18.много междометий и шумовых | ||||
Социальная | эффектов, 19.часто отрицательные | |||
компоненты в интонации, 20.не задает | ||||
эмоциональность | ||||
вопросов, 21.бедная мимика, 22.плавная | ||||
речь, 23.быстрые ответы на вопросы, 24. | ||||
легко включается в разговор | ||||
Социальная | ||||
пластичность | ||||