Структура и функции психики
Много сотен лет людей интересует, что такое психика, как она устроена, что происходит с психикой во время сновидений и т.д.
Как уже было сказано, психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
А. Реан считает, что в психике как в системе можно выделить три уровня. Первый уровень этой системы – уровень живой материи, клетки. Более высокий второй уровень, который включает в себя первый уровень – нервная система, состоящая из нервных клеток, нейронов. Третий надорганизменный (социальный) уровень организации живой материи – процессуальный характер организации психики. На этом уровне человек осуществляет познавательную, профессиональную, учебную, творческую деятельность, общается с другими людьми. Психика возможна только в процессе жизнедеятельности живых организмов.
Психика представляет собой сложную систему, состоящую из подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. С точки зрения Б.Ф. Ломова, системность, целостность, нерасчлененность психики является ее основным признаком.
Концепция «психической функциональной системы деятельности» была разработана В.Д. Шадриковым. Психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности. Психические функциональные системы могут выстраиваться в иерархию по разным основаниям. Психика обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, состояния и свойства.
Психическая функциональная система в действии – это психический процесс.
По мнению А.В. Петровского, психическое существует прежде всего как процесс, живой, пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, формирующийся и развивающийся, порождающий те или иные продукты или результаты (психические состояния и образы, понятия, чувства, решения задачи и т.д.). Первый «блок» психических процессов, инициирующих и направляющих поведение, – это процессы психической регуляции. Например, мотивация человека. Мотивация – совокупность психических процессов, обеспечивающих уровень энергии и направленности поведения. Наряду с эмоциональными процессами мотивация инициирует поведение человека и придает ему определенную субъективную окраску.
Второй «блок» представляют познавательные процессы - ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Познавательные процессы позволяют человеку воспринимать, анализировать окружающий мир, выполнять учебную и профессиональную деятельность. Процессом, который связывает познавательную и психорегуляторную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.
Третий «блок» психических процессов – коммуникативные процессы, обеспечивающие общение между людьми, обмен информацией. Происходит вербальное и невербальное общение. Велико значение речи и языка, т.к. люди говорят только на основе языка. Язык – это система знаков (акустических образов), соотнесенная с системой значений (понятий).
Психические состояния. Это понятие предполагает выделение в психике индивида относительно статического момента, в отличие от психических процессов, подчеркивающего динамические моменты психики (см. с.12).
Психические свойстваличности- устойчивые проявления психики индивида, закрепленные и повторяющиеся в структуре личности (темперамент, черты характера, способности, а также интересы, убеждения, склонности, знания, умения, навыки и привычки).
Психическое отражение отличается следующими особенностями:
- дает возможность изучать и отображать окружающую действительность;
- носит активный, избирательный и опережающий характер;
- обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
- имеет индивидуальные особенности.
Б.Ф. Ломов выделилтри главные функции психики: познавательная, регуляторная и коммуникативная. Психика служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида во взаимодействие со средой. Обеспечивают построение внутренней модели мира познавательные психические процессы. Вторая важнейшая функция психики – регуляция поведения и деятельности. Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей.
Третья функция – коммуникативная. Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми. Речь и невербальное общение – основные процессы, обеспечивающие коммуникацию.
А.М. Столяренко выделил пять групп психологических явлений:
1) мотивационные явления выполняют в психической деятельности побуждающую функцию, определяют ее активность и направленность (например, интересы, потребности, желания, убеждения, идеалы, цели и др.);
2) познавательные психические процессы, состояния выполняют функцию познания и ориентировки человека (ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, внимание);
3) эмоциональные психические явления человека выражают отношение к окружающему и самому себе;
4) волевые психические явления выполняют функцию мобилизации сил и возможностей человека при возникновении трудностей и препятствий при достижении цели;
5) психомоторные явления включены в регуляцию движений тела человека.