Выбраться из ограниченных временем убеждений
Так как время—это понятие и организуется вами, слово “время” сам по себе вызывает бесчисленные убеждения. Например, “У меня никогда не хватает времени”, “нет времени”, “я не успеваю по времени”, или “время-деньги”. Почему-то мы все при использовании слова “время” делаем время застывшим переживанием, “как будто” время не понятие, а неизменный факт, существительное, а не глагол. Для раскрепощения характеристик времени используется следующее упражнение.
Квантовое упражнение 30
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Понятие времени
Так как время—это понятие, заменяйте слово “время” на слово “существование”.
Дежурный фасилитатор группы может использовать такой сценарий:
Начиная использовать этот метод, сначала посмотрите, какие у вас есть представления о времени. Рассмотрите понятие времени и все ваши убеждения о времени. Вы можете начать с “Время—_____” и заполнять пробелы. Заполняйте “Время—_____”, пока не наберете список убеждений. Заметьте все ваши представления о времени. Пройдитесь по вашим представлениям о времени, но замените слово “время” на слово “существование”. Например, вы возможно считаете, что “Мне не хватает времени”. Посмотрите, как влияет на ваше переживание замена слова “время” на слово “существование” Например, не “мне не хватает времени”, а замените это на “мне не хватает существования”.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Вот некоторые комментарии, которые я получил от обучающихся на моих семинарах.
“Да, я почувствовал что время изобретено нами, чтобы заземляться.”
“У меня вышло ‘времени мало’, и когда вы сказали заменить его на ‘существование’, существование оказалось вневременным, и я долго оставался в этом состоянии.”
“Я вдруг вспомнил о Японии и сверхскоростном экспрессе, который всегда идет точно по расписанию. Это очень важно для японцев, что этот сверхскоростной поезд всегда идет точно, всегда вовремя. И я начал думать о всех японских часах.”
“Оказалось, что понятие времени зародилось в уме, затем я обнаружил, что время ограничивает и я начал чувствовать большую злость на все понятие времени. А когда я поменял его на существование, злость ушла.”
Как мы уже обсуждали, все что появляется, появляется на какое-то время, имея начало, середину, и конец. Например, если вы чувствуете грусть, вы можете заметить что у грусти есть начало (когда она появилась), середина (когда она сильнее всего), и конец (когда она рассеялась и ушла). Это похоже на то, что йог бы назвал “созданием, поддержанием и уничтожением”. В традиции йоги есть тысячи богов и богинь, и каждый из них отвечает за какой-то аспект сознания: создателя (переживания) зовут Брама; поддерживающую силу—Вишну, а уничтожителя—Шива. Индусы, как и квантовые физики, заметили важность времени. Говоря на языке квантовой психологии,
Принцип: У всего, что появляется в физической вселенной, есть видимость времени (продолжительности), начало, середина и конец.
Вот почему Бом считает время важным аспектом сознания. Если бы не было времени, ничего не могло бы существовать во времени.
Квантовое созерцание
Созерцайте, что если не было бы времени, то не было бы времени для существования проблемы.
Как это можно применить к практическому переживанию? Если мы переживаем чувство и начнем наблюдать его видимость продолжительности, чувство рассеется и исчезнет. Это объясняется тем, что для того чтобы вы заметили и наблюдали связанный со временем аспект переживания, вам нужно выйти из этого аспекта, присущего любому переживанию. По сути, чтобы наблюдать время, вам нужно выйти вовне и наблюдать его. Это позволяет нежелательной мысли, например: “Что со мной не в порядке?”, идти своим ходом. Поступая так, вы не мешаете мысли и позволяете ей произойти, не сопротивляясь и не пытаясь изменить ее. Это позволяет переживанию обладать движением и быть глаголом, а не застывшим существительным. Наблюдатель находится вне времени, так как он может наблюдать время. Следующее упражнение поможет сделать это более опытным знанием.
Квантовое упражнение 31
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Замечать влияние времени на создаваемую реальность.
Шаг I: Заметьте проходящую мысль.
Шаг II: Замечая мысль, обозначьте её начало как “Начало”.
Шаг III: Обозначьте сильную часть переживания как “Середина”.
Шаг IV: Обозначьте её конец как “Конец”.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Чтобы выполнить это упражнение, нужно только заметить любое переживание, а затем обозначить в соответствии с переживанием его начало, середину и конец. Для чего это нужно? Чтобы заметить временной аспект переживания, вам нужно выйти из времени, и перейти в режим наблюдения. Это выводит вас из временных ограничений, из тупика. Вы можете отделиться от времени, то есть наблюдать, и во-вторых когда вы замечаете, где находится переживание ( начало, середина и конец), это выводит вас из переживания, из временного аспекта. Например, когда вы находитесь в переживании типа тревожности, кажется что “оно никогда не кончится”. Но замечая его место в континууме времени,* вы выходите из-под влияния времени. Это освобождает вас и освобождает переживание, оно не кажется застывшим во времени. Когда вы сливаетесь с переживанием, вы чувствуете время. Почему? Потому что все переживания происходят во времени. Поэтому когда вы превращаетесь из наблюдателя переживания (наблюдатель ограниченного временем переживания находится вне времени) в переживание, вы чувствуете себя во времени и застывшим. Наблюдение переживаний переносит вас в пространство без времени, и позволяет движение переживания.
Квантовое упражнение 32
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Шаг I: Заметьте или вспомните эмоцию.
Шаг II: Замечая эмоцию, обозначьте начало эмоции “Начало”.
Шаг III: Обозначьте сильную часть эмоционального переживания “Середина”.
Шаг IV: Обозначьте её конец “Конец”.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Квантовое упражнение 33
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Шаг I: Заметьте проходящее чувство и рассмотрите эту мысль или чувство как энергию.
Шаг II: Замечая чувство или мысль, обозначьте начало мысли как “Начало”, рассматривая чувство или мысль как энергию.
Шаг III: Обозначьте сильную часть переживания “Середина”, рассматривая мысль или чувство как энергию.
Шаг IV: Обозначьте его конец “Конец”, рассматривая мысль или эмоцию как энергию.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·