Коллективизм и дружба
· единство целей, интересов учащихся – степень сплоченности, ценностно-ориентационное единство группы (ЦОЕ) (по результатам методик);
· взаимная требовательность, критика и самокритика, роль общественного мнения в классе;
· наличие – отсутствие взаимопомощи, дружелюбия, чуткости и взаимопонимания в классе;
Возрастные особенности школьников и взаимоотношения мальчиков и девочек.
· проявление возрастных особенностей учащихся в их поведении, во взаимоотношениях, в отношении к делу, в их интересах, мечтах и планах;
· особенности в развитии мальчиков и девочек (в соответствии с возрастом);
· проявление половых особенностей у мальчиков и девочек и их значение во взаимоотношениях;
· причины специфичного поведения «трудных» учащихся;
6.Личность классного руководителя и его влияние на класс.
· образованность, общая культура, организаторские способности;
· знание психологии школьников, их интересов;
· общий стиль руководства, приемы влияния на отдельных учеников и коллектив в целом;
· отношение класса к классному руководителю, его авторитет среди учеников;
IY. Общие выводы.
· Уровень развития коллектива, характер эмоционального климата, достоинства и недостатки в развитии коллектива класса;
· Уровень успеваемости и дисциплинированности класса;
· Конкретные задачи, стоящие перед педагогом и родителями в формировании коллектива класса, и наиболее эффективные пути их решения.
Примечание: Все положения, частные выводы, характеристики целесообразно обосновывать, т.е. подтверждать фактами и результатами методик.
Студенты самостоятельно подбирают методы изучения коллектива учащихся, среди которых могут быть:
· социометрические исследования (матрицы и социограмма прилагаются к характеристике);
· методики изучения сплоченности, ЦОЕ, психологической атмосферы и пр.;
· беседа с учащимися с целью выявления их отношения к школе, учению, учителю;
· выявление интересов, мотивов с помощью бесед, анкетирования и пр.
Протоколы проведенных исследований, анкетные листы, заполненные детьми, прилагаются к характеристике.
Методики изучения классного коллектива.
Социометрия
Это комплексный социально-психологический тест, включающий в себя три важных диагностических процедуры: классическую социометрию (1 и 2 вопросы) – изучает структуру эмоциональных отношений в группе, аутосоциометрию (3 и 4 вопросы) – изучает адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы, и референтометрию (5 вопрос) – выявляет референтных лиц, т.е. членов группы, обладающих ценностной привлекательностью.
Процедура проведения. Дается устная инструкция и зачитываются вопросы, предлагается письменно ответить на них в специальных бланках (краткая письменная инструкция, есть место для фамилии и класса, сформулированы вопросы и рядом с каждым оставлено место для ответов) или просто на листе бумаги.
В устной инструкции очень важна мотивационная сторона, т.к. социометрическая процедура достаточно серьезное испытание. Необходимо снизить общую аффективность ситуации через доверительный контакт с группой, доброжелательный, спокойный, неформальный стиль подачи инструкции, мягкое формулирование целей исследования («Мне, как помощнику классного руководителя, очень важно знать, насколько класс дружный и сплоченный, на основе этих результатов будет строиться работа с классом в целом»). Объяснение причины обязательной подписи («Иначе исследование теряет смысл, потому, что не получится узнать, дружный класс или нет») и гарантирование неразглашения личных ответов («Результаты будут изложены только в обобщенном виде») – также важная часть мотивирования участников процедуры.
В технической части инструкции важно подчеркнуть, что при ответе на вопросы следует: заполнять лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух; учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (отсутствующих можно написать на доске); избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого», «не знаю»; ограничиваться числом выборов, предложенным в инструкции.
Устная инструкция может иметь следующий вид: «Для того, чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, и мне, и вам важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа не была напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я».