Влияние предшествующего опыта
Если исследователь не знает, какой опыт уже имеется у индивидуума, то он порой не может правильно интерпретировать некоторые виды поведения.
Хорошей иллюстрацией этого служат два следующих примера.
Вкусовая аверсия. Гарсия с сотрудниками (Garcia et al., 1966) подвергали только что поевших крыс облучению, вызывавшему у животных болезнь. При этом они обнаружили, что у крыс вырабатывается неприятие данной пищи, которое может сохраняться неделями. Гарсия отметил также, что подобная картина наблюдается и после употребления отравленной пищи.
Это явление тесно связано с целым рядом инстинктов. Известно, например, что если дать крысе совершенно новую для нее пищу, то она сначала съест лишь небольшую ее порцию, затем какое-то время переждет, «проверяя» тем самым действие этой пищи на организм, и только после этого продолжит еду. Гарсия показал также, что при вкусовой аверсии классическое обусловливание проявляется весьма ограниченно. Он отметил, что если звуковые или слуховые индифферентные раздражители (свет, зуммер, метроном), подаваемые вместе с отравленной пищей, не вызывают аверсию, то, напротив, стоит
1 Дженкинс, кстати, отмечает, что в том случае, если пища выдается не только при появлении светового сигнала, но и без него, то реакция голубя исчезает.
340 Глава 7
предъявить вместе с такой пищей какой-либо запах, и он сам по себе начинает вызывать отказ от еды.
«Приобретенная беспомощность». Если собаку поместить в клетку с двумя отсеками и в одном из этих отсеков наносить ей удары током, то она быстро научается перепрыгивать во второй отсек. Это реакция имеющаяся в естественном поведенческом репертуаре животного, и ее легко сделать условнорефлекторной. Однако выяснилось (Seligman, 1975), что если собак запирать в одном из отсеков клетки и наносить им несильные электрические удары, то очень многих из них уже не удается научить перепрыгивать во второй отсек, если отпереть ведущую в него дверцу и вновь подавать ток. Собаки при этом остаются в первом отсеке - они буквально не могут сдвинуться с места и покорно переносят электрические удары. Даже если при этом положить во второй отсек вкусную пищу или попытаться перетащить туда животное на поводке, то это становится возможным лишь после многих попыток. Иными словами, у животных формируется беспомощность в ответ на предъявление аверсивного раздражителя, и этот раздражитель уже не может вызвать никакого научения.
Все эти примеры заставляют задуматься над тем, в какой степени наша биологическая наследственность, скрытая под напластованиями культуры и социальной жизни, может обусловливать многие трудности, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Человек смог решить многие проблемы, обусловленные его физической конституцией, путем изобретения и усовершенствования орудий. В то же время биологические ритмы все еще продолжают оказывать сильнейшее влияние на нашу деятельность, осуществляемую в различное время суток или в разные сезоны. Известно, что работа в ночную смену может оказывать порой разрушительное влияние на физическое и психическое состояние человека. И вообще, достаточно лишь немножко «прислушаться» к собственному организму, чтобы убедиться в том, что его активность тесно связана с временами года.
Для удовлетворения инстинктов собирательства, охоты и рыбной ловли человек с удовольствием предается таким занятиям, которые кажутся атавистическими и совершенно ненужными для его выживания. По-видимому, радость охотника, способная порой достигать размеров настоящей страсти или ярости, и терпение рыбака имеют те же глубинные основы, что и поиски удовольствий завсегдатаями пансионатов, жаждущих обрести свой «потерянный рай»1.
За примером самоформирования реакций не придется ходить слишком далеко. Высокая популярность различного рода лотерей показывает, что и у человека существует множество форм поведения, тесно
Рис. 7.16. Терпение рыболова вполне можно сопоставить со страстью охотника или с поисками приятного отдыха любителями пансионатов.
связанных с раздражителями, имеющими лишь весьма гипотетическое отношение к ожидаемому подкреплению1.
Нетрудно отыскать у человека и примеры вкусовых аверсий. Случаев таких множество, особенно у детей. Всем известно, как случайное внешнее сходство пищи с чем-либо другим, внезапное заболевание, не имеющее никакого отношения к употреблению данного продукта, или семейный конфликт во время еды может быть причиной отказа от какой-то пищи и даже отвращения к ней. Попутно стоит отметить, что аверсия чаще вырабатывается на горькую пищу или продукты с непривычным запахом (поэтому гораздо эффективнее наказывать детей, лишая их сладкого, а не шпината).
Что касается «приобретенной беспомощности», то здесь можно привести больше, чем хотелось бы, примеров тому, как забитые дети привязываются к своим несправедливым родителям или как жены либо мужья, подвергающиеся побоям со стороны супруга, упорно не желают как-то на это отреагировать-подать в суд или попытаться изменить условия жизни. Еще проще объяснить «приобретенной беспомощностью» чувство постоянной неудачи или депрессии, возникающее у лиц, попадавших в прошлом в тяжелые ситуации и пришедших из-за этого к мыслям о бесполезности всякой борьбы (Seligman, 1975).
1Надо отметить, что подобный «возврат к предкам» в виде различных способов проведения досуга перестал быть необходимым лишь для таких людей, для которых работа превратилась в страсть и стала своего рода «второй природой».
2Действительно, трудно объяснить подобное поведение связью с подкрепляющим агентом, так как всем известно, что в большинстве случаев вероятность главного выигрыша при покупке одного билета -всего лишь один шанс на несколько миллиардов.
342 Глава 7
Литература
Общие работы
Breland К., Breland M. (1961). "The misbehavior of organisms", American Psychologist n° 61, p. 681-684.
Brown P. L., Jenkins H.M. (1968). "Auto-shaping of the pigeons keypeck", Journal of the Experimental Analysis of Behavior, n° 11, p. 1-8.
Garcia J., Erwin F.E., Koeliing R.A. (1966). "Learning with prolonged delay of reinforcement", Psychonomic Science, n° 5, p. 121-122.
Godefroid J., 1979. L'amassage de nourriture che: les rongeurs. These de doctoral Liege (roneo).
Jenkins H.M., 1973. "Effects of the stimulus reinforcer relation on selected and unselected responses", in: R.A. Hinde et J. Stevenson Hinde (Eds.), Constraints on learning: Limitations and predispositions, London, Academic Press.
Seligman M. E. P., 1975. Helplessness: On depression, development and death, San Francisco, Freeman.
Smith R.F., Gustavson C.R., Gregor G.L. (1972). "Incompatibility between the pigeon's unconditioned response to shock and the conditioned keypeck response", Journal of the Experimental analysis of Behavior, n° 18, p. 147-153.
Цитированная литература
Ainsworth M.D.S. (1979). "Infant-mother attachment", American Psychologist,
n° 34 (10), p. 932-937.
Butterfield E., Siperstein G., 1972. "Influence of contingent auditory stimulation upon non-nutritional suckle", Oral sensation and perception - the mounth of the infant, Springfield. Illinois, C.C. Thomas.
Fitts P.M., Posner M.I., 1967. Human performance, Belmont, California, Brooks-Cole.
Hull C.L., 1953. Principles of behavior, New York, Appleton - Century-Crofts. Kinkade K. (1974). "J'ai vecu cinq ans dans une communaute", adaptation francaice
par M.-R. Delorme, Psychologie, n° 43, p. 29-35. Kohler W., 1925. The mentality of apes, New York, Harcourt, Brace and World. Le Ny J.F., 1969. Le conditionnement, Paris, PUF. Malcuit G., Pomerleau A., 1977. Terminologie en conditionnement et apprentissage,
Montreal, Les Presses de 1'Universite du Quebec. Moore K., Meltzoff A., 1975. "Neonate imitation: A test of existence and mechanism",
Society for Research in Child Development, Denver. Mum N.L., 1966. Traite de Psychologie, Paris, Payot. Pavlov I. P., 1927. Conditioned Reflexes (traduction G.V. Anrep), New York, Oxford
University Press.
Richelle M., 1972. Le conditionnement operant, Neufchatel, Paris, Delachaux et Niestle. Skinner B. F., 1969. La revolution scientifique de 1'enseignement, Bruxelles, Dessart et
Mardaga.
Skinner B.F., 1973. Par-dela la liberte et la dignite, Bruxelles, Dessart. Thorndike E. L., 1911. Animal intelligence. New York, Macmillan. To/man E.C. (1948). "Cognitive maps in cats and men", Psychological Review, n° 55,
p. 189-208.
Watson J. В., Rayner R. (1920). "Conditioned emotional reactions". Journal of Experimental Psychology, n° 3, p. 1-14.
Научение 343
Материал для самопроверки
Заполнить пробелы
1. Можно выделить три главные разновидности научения: выработку..... поведения, выработку ..... поведения и ..... научение.
2. При выработке ..... форм поведения организм реагирует на внешние стимулы.
3. При выработке ..... форм повеления выбор той реакции, которая будет закрепляться, зависит от того будет ли она приводить к удовлетворению потребностей организма.
4. ..... виды научения требуют ..... ситуации с учетом ..... опыта и имеющихся .....; в результате такой оценки принимается наиболее ..... решение.
5. ..... и .... .-это примитивные формы научения, при которых организм
относительно однотипно реагирует на ..... стимулы.
6. В основе классического обусловливания лежат врожденные реакции, имеющиеся в поведенческом ..... животного, так как для их проявления нет ничего кроме воздействия определенного стимула.
???????7. Врожденные рефлексы называют также ….. нужны никакие ….. другие специфические......??????
8. Условным называют раздражитель, который вначале был ... а затем постепенно стал вызывать рефлекс в результате многократного … с безусловным стимулом.
9. Оперантные формы поведения - это такие ...... которые животное совершает
над окружающими объектами, чтобы получить желаемый ......
10. Научение методом ..... и ..... состоит в том, что поведение, приводящее к ..... результату, закрепляется, а бесполезные формы поведения ......
11. ..... -это любое событие или раздражитель, который ..... вероятность того,
что данное поведение будет повторяться.
12. ..... более сложных реакций осуществляется путем последовательных ......
13. Избегание ..... ситуации -это отрицательное ...... повышающее вероятность того, что соответствующее поведение будет ......
14. Наказание приводит к ..... определенной формы поведения, так как это поведение каждый раз влечет за собой ..... последствия.
15. Первичное подкрепление сводится к подкреплению ..... потребности.
16. ..... происходит в том случае, если перестает подаваться ..... раздражитель
или подкрепление.
17. При ..... те поведенческие реакции, которые перестают сопровождаться
..... стимулом или подкреплением, ...... и сохраняются только реакции на
подкрепляемые стимулы.
18. Генерализация - это распространение ..... рефлекса на иные стимулы, сходные с первоначальным, или на ситуации, сходные с той, в которой ранее давалось подкрепление.
19. ..... научение - это научение путем наблюдения, при котором индивидуум
воспроизводит поведение ..... в зависимости от того, каковы для нее .....
этого поведения.
20. При ..... научении в мозгу формируются ..... карты, основанные в большей степени на значении стимулов, чем на ..... между стимулом и реакцией.
21. При научении сложным ..... навыкам на когнитивной стадии вырабатываются когнитивные ......
22. Внутреннее упорядочивание элементов задачи, в результате которого приходит решение этой задачи, называется ......
23. Решение задачи путем ..... обычно осуществляется в два этапа: на первом систематизируются данные, имеющие отношение к задаче, а во втором выдвигаются и проверяются различные ......
24. В формировании понятий участвуют два процесса: ..... и ......
25. ......это специфический для каждого данного вида процесс развития, при
котором организм, пройдя ряд последовательных этапов, достигает стадии ...... причем эта стадия различна для каждого органа или отдельной функции.
26. ..... периоды -это такие периоды, во время которых организм наиболее .....
к определенным влияниям окружающей среды.
27. Если сознание изменено под действием психотропного препарата, то ......
выработанная в процессе научения, сохраняется, а ..... выполнения задачи
может измениться.
28. ..... уже имеющегося опыта при обучении новой форме поведения может
либо ...... либо ..... освоение новой задачи.
29. В случае, если прежний опыт и новая информация относительно сходны, чаще всего имеет место ..... перенос.
Верно или неверно?
1. Приобретенное поведение—это поведение, в котором наступили относительно стойкие изменения.
2. Реактивные формы поведения -это такие акты, для научения которым необходимы активные действия над окружающими объектами.
3. Сенсибилизация возникает в том случае, когда повторное или непрерывное раздражение перестает приводить к активации организма.
4. Импринтинг можно рассматривать как оперантную форму поведения.
5. Безусловные рефлексы всегда входят в поведенческий репертуар организма.
6. Безусловный раздражитель - это индифферентный раздражитель, который начинает вызывать реакцию при сочетании с условным раздражителем.
7. В соответствии с законом эффекта вероятность повторения реакции зависит от того, приводит ли она к желательным или нежелательным для индивидуума последствиям.
8. Подкрепляющий фактор -это любое событие, повышающее вероятность повторения поведенческой реакции.
9. Метод формирования реакций состоит в том, что заставляют несколько раз повторять ту реакцию, которую необходимо выработать.
10. Отрицательное подкрепление приводит к исчезновению нежелательной поведенческой реакции.
11. Угасание поведенческой реакции происходит в том случае, если безусловный раздражитель или подкрепляющий фактор перестают предъявляться.
12. Дифференцировка - это процесс, при котором угасают неподкрепляемые поведенческие реакции, но сохраняются подкрепляемые.
13. Викарное научение-это усвоение какой-либо формы поведения в зависимости от тех последствий, к которому она приводит для самого обучающегося индивидуума.
14. При латентном научении формируются когнитивные стратегии, программирующие будущую деятельность.
15. При инсайте происходит интеграция сведений, имеющихся в памяти и поступающих из внешней среды, и в результате формируются гипотезы.
16. Чем богаче опыт, уже имеющийся у субъекта, тем разнообразнее будут гипотезы и тем больше вероятность того, что одна из них сможет дать решение задачи.
17. Понятия -это категории, позволяющие упорядочивать наш опыт и восприятие мира, объединяя их в абстрактную концепцию.
18. Созревание - это уровень зрелости, которого достигает организм в процессе развития, проходя ряд последовательных этапов, сходных у всех особей данного вида.
19. Критический период -это тот период развития, во время которого научение крайне затруднено.
20. Отрицательный перенос возможен в том случае, когда новая информация слишком сходна с имеющейся, хотя и отлична от нее.