Графы конфликтных реакций в общении
1. | Соперничество | 2. | Игнорирование | 3. | Сотрудничество | |||
- Спор; - Борьба; - Вызов; - Обвинение; - Месть; - Неистовство; - Словесные атаки; - Унижение; - Триангуляция; - Драка. | - Желание спрятаться; - Уклонение; - Отсрочка; - ложь; - игнорирование; - пренебрежение; - притворное согласие; - неуместный юмор; - избежание разговора | - диалог; - переговоры; - голосование; - убеждение; - объединение (интеграция); - логические рассуждения (анализ и синтез) | ||||||
4. | Компромисс | 5. | Приспособление | |||||
- обмен ресурсами; - справедливый торг; - временное заключение соглашения; - частичное соглашение и отказ то конфронтации; - взаимные уступки. | - Согласие без борьбы; - Согласие без конструктивного обсуждения; - Мазахизм; - Заискивание; - Принятие поражения. |
Далее тренер предлагает провести исследование стилей поведения членов группы. Проводится тест К. Томаса. Очсуществляется обмен мнениями.
Обсуждение результатов занятия.
Упражнение №5 «Живые руки»
(Телесно-ориентированное упражнение Карла Рудестама)
Цель: Формирование чувства взаимного доверия.
Члены группы расставляют стулья в два ряда так, чтобы расстояние между ними составляло примерно 60 сантиметров. Все должны снять с рук кольца и часы и завязать друг другу глаза. Руководитель подводит к стульям пары так, чтобы никто не знал, кто будет сидеть напротив. Тренер рассаживает пары на стулья. Разговаривать запрещается. Ведущий дает установку: «Вложите в ваши руки всю выразительность ваших чувств: познакомьтесь с партнером, касаясь друг друга руками (3 минуты);боритесь руками (3 минуты); миритесь руками (3 минуты); прощайтесь руками (3 минуты).
Снимите с глаз повязки и обменяйтесь друг с другом и с группой своими ощущениями».
Рефлексия.
Примечания: 1. Выбор пар можно осуществлять на основе жребия, но так, чтобы участники тренинга не знали, кто кого выбрал. 2. После завершения упражнения можно не снимать сразу повязок с глаз членов группы, а предварительно развести их в разные стороны. После этого можно снять повязки и предложить каждому участнику угадать свою пару. При этом возможен и такой вариант, когда для того, чтобы найти свою пару участники тренинга могут трогать руки всех членов группы. |
Упражнение № 6 «Репетиция поведения»
Цель: Научиться говорить «НЕТ»
Представьте себе ситуацию, в которой вы играете активную роль. Кратко запишите ее на листе бумаги. Ситуация должна включать в себя просьбы и отказы, критику и реакцию на нее и т.п. Примером может послужить ситуация приглашения выпить за успех дела, за друзей» в то время, когда вам не хочется (или нельзя) пить спиртное. Выберите себе партнера (или партнеров) по разыгрыванию ситуации. Объясните ему сценарий, его роль и попробуйте сконструировать саму ситуацию в таком виде, который считаете оптимальным.
Теперь проиграйте ситуацию. В начале выскажите партнеру свои просьбы, претензии, критику и т.д., затем послушайте его. Получите обратную связь с группой. Постарайтесь после этого улучшить конструкцию ситуации, «сделав» свое поведение более правильным. Поменяйте партнера или поменяйтесь с партнером ролями.
Обсудите свое поведение и поведение партнера со всей группой.
Рефлексия.
Упражнение 7 . « Караблекрушение»
Цели: Выявление конфликтных зон в Т-группе; Сплочение команды; развитие толерантности; профилактика конфликтов.
Тренер дает установку группе представить, что они находятся на «Титанике» и корабль терпит кораблекрушение. Вы все пересаживаетесь на плот, но корабль в любой момент может пойти ко дну. На палубе рядом находятся ниженазванные предметы. Но надо спешить погрузить их, в любой момент судно может затонуть. Вы успеете взять только 11 предметов.
Задачи для команды:
1. Выбрать предметы в порядке убывания значимости.
2. Из них выбрать только – 11 самых необходимых.
3. Каждый должен предложить только 2-х, кого он считает спасти обязательным. Аргументация.
4. Осуществить погрузку на спасательный плот пассажиров в порядке необходимости спасти.
5. Определить 1-2-3 и др., кто останется без плота (число указывает тренер).
Время для работы 5-7 минут.
Перечень предметов:
1. Секстант;
2. Бинокль;
3. Полиэтиленовая пленка – 4 кв.м.;
4. Спички (1 коробка);
5. Барометр;
6. Канат (10 м.);
7. Зеркало (1 0х 10 см.);
8. Топор;
9. Ласты;
10. Ружье и 5 патронов;
11. Ракетница с тремя ракетами;
12. Зажигалка:
13. Ящик шоколада;
14. Ящик галетного печенья;
15. Спирт – 2-х литровая бутыль;
16. 5 2-х литровых бутылок (пластиковых) с водой;
17. Лом;
18. 5 банок мясных консервов:
19. Рыболовецкая сеть;
20. Удочка;
21. Плот на 10 ( 5) человек ( кол-во определяет тренер) – 2 – 5 чел. Должны остаться за бортом;
22. Вино – 5 бутылок стеклянных по 0,5 литра;
23. Пустая канистра на 10 л.;
24. Пластмассовая посуда (10 больших тарелок);
25. Радиоприемник на батарейках;
26. Сапоги (по числу участников);
27. Одеяло;
28. Нож.
29. Письменные принадлежности (тетрадь, ручка).
Члены группы обсуждают и сообщают свое решение.
Рефлексия.
Упражнение № 8. «Шмель» (Релаксация)
Цель: Достижение состояния покоя, психологическая разгрузка.
Примечание: Данное упражнение см. в тренинге личностного роста |
Занятие – 3 «Эффективное слушание»
Цель: Сформировать первичные умения эффективного слушания.