Деятельность школьников во внеурочное время по интересам
Некоторые общие данные об ученике
1. Фамилия, имя, класс, возраст; условия жизни в семье, положение школьника в семье, основная линия семейного воспитания.
2. Внешний вид школьника (рост, лицо, походка и т.д.).
3. Физическое развитие, состояние здоровья, физкультурная активность.
Учебная деятельность
1. Успеваемость (преобладающие оценки, предметы более или менее доступные, предметы предпочитаемые).
2. Соотношение успеваемости и общего умственного развития (способности, кругозор, начитанность).
3. Проявление в учебной деятельности школьника особенностей внимания, свойств памяти, сообразительности.
4. Речь (словарный запас, образованность речи, умение выражать мысли устно и письменно).
5. Отношение к учению (прилежание, добросовестность, организованность в учебной деятельности; чем объясняется отношение школьника к учению: интерес к познавательной деятельности, стремление к самоутверждению, «нажимом» со стороны родителей или учителей, способностями и т.д.).
Дисциплинированность
1. Особенности поведения на уроках, на переменах, в свободное от занятий время.
2. Выполнение школьного режима, выполнение требований учителей.
3. Навыки культуры проведения.
4. Единство сознания и поведения.
Отношение к труду
1. Любит ли школьник трудиться, уважает ли труд.
2. Наличие трудовых навыков.
3. Какие виды труда школьник предпочитает.
Общественная активность
1. Общественные обязанности (поручения), которые выполняет.
2. Степень активности в общественной жизни класса.
Интересы школьника, глубина и активность интересов
1. Ценностные ориентации.
7. Мечты и планы на будущее (В том числе и профессиональная ориентация)
Взаимоотношения с учениками класса
1. Характер общения: общителен ли, легко ли взаимодействует с большинством в классе, примыкает ли к какой-либо группировке; взаимоотношения с классным руководителем, учителями, с девочками и мальчиками?
2. Положение которое занимает ученик в классе, социометрический статус, удовлетворенность своим положением.
Отношение школьника к себе
1. Мнение о себе, свойствах своей личности, самооценка, адекватность самооценки.
Особенности темперамента и характера
1. Выражение особенности темперамента в поведении, работоспособности, общительности, эмоциональной сфере, темпе работы (ровный темп или работает порывами, быстрое начало работы или долгая «раскачка» ), в уверенности - неуверенности в себе.
2. Преобладающее настроение (вялое, грустное, подавленное, устойчивое, неустойчивое или частая смена настроения).
3. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера школьника.
Специальные способности, задатки, склонности
1. Например, к науке, к рисованию, к литературному творчеству.
2. Дифференциация склонностей.
Характерные проявление особенностей возраста в поведении ученика
Выводы
1. Выскажите свое мнение насколько идет успешно формирование личности школьника.
2. На какие сильные стороны личности школьника, по Вашему мнению надо опираться в дальнейшем его воспитании.
3. Какие недостатки Вы видите в формировании личности школьника и над какими сторонами его личности необходимо работать.
Примерная схема составления
психолого-педагогической характеристики класса
Общие сведения
Возраст, количество учащихся в классе, из них: мальчиков, девочек, участие в детских объединениях; социальный состав класса.
Успеваемость класса
1. Количество отличников и хорошо успевающих учеников, наличие неуспевающих; место, занимаемое классом среди других по успеваемости.
2. Степень соответствия общей подготовленности, умственного развития учащихся, работоспособности и успеваемости.
3. Чем можно объяснить картину успеваемости класса?
Организованность и дисциплина класса
1. Поведение учащихся на уроках, во время проведения внеклассных мероприятий.
2. Выполнение учениками единых требований со стороны учителей.
3. Степень легкости, трудности в организации учащихся класса на выполнение общественно-полезных дел.
Участие школьников в жизни коллектива и школы
1. Правильно ли распределены общественные поручения в классе.
2. Степень активности класса в жизни школы.
Характеристика актива класса
1. Определение актива класса.
2. «Неформальные лидеры». Положительное или отрицательное влияние они оказывают. Нужно ли корректировать классному руководителю их влияние?
Межличностные отношения
1. Наличие группировок в классе, характер их влияния.
2. Наличие «звезд», «предпочитаемых» в системе отношений, характер их влияния.
3. Есть ли учащиеся, чье положение является неблагополучным; что можно предложить в качестве мер и контрмер.
Коллективизм и дружба
1. Единство целей, интересов учащихся - соответствует ли единство сплочению коллектива.
2. Взаимная требовательность, критика и самокритика, роль общественного мнения в классе.
3. Наличие (или отсутствие) взаимопомощи, дружелюбия, чуткости, взаимопонимания в классе.
Деятельность школьников во внеурочное время по интересам
1. Участие в школьных кружках и секциях.
2. Участие в кружках Дома пионеров и школьников, занятия в кружках при клубах и Дворцах Культуры, городских и краевых детских воспитательных учреждений.
3. Детские движения. Творческие дела.