Деятельность школьников во внеурочное время по интересам

Некоторые общие данные об ученике

1. Фамилия, имя, класс, возраст; условия жизни в семье, положение школьника в семье, основная линия семейного воспитания.

2. Внешний вид школьника (рост, лицо, походка и т.д.).

3. Физическое развитие, состояние здоровья, физкультурная активность.

Учебная деятельность

1. Успеваемость (преобладающие оценки, предметы более или менее доступные, предметы предпочитаемые).

2. Соотношение успеваемости и общего умственного развития (способности, кругозор, начитанность).

3. Проявление в учебной деятельности школьника особенностей внимания, свойств памяти, сообразительности.

4. Речь (словарный запас, образованность речи, умение выражать мысли устно и письменно).

5. Отношение к учению (прилежание, добросовестность, организованность в учебной деятельности; чем объясняется отношение школьника к учению: интерес к познавательной деятельности, стремление к самоутверждению, «нажимом» со стороны родителей или учителей, способностями и т.д.).

Дисциплинированность

1. Особенности поведения на уроках, на переменах, в свободное от занятий время.

2. Выполнение школьного режима, выполнение требований учителей.

3. Навыки культуры проведения.

4. Единство сознания и поведения.

Отношение к труду

1. Любит ли школьник трудиться, уважает ли труд.

2. Наличие трудовых навыков.

3. Какие виды труда школьник предпочитает.

Общественная активность

1. Общественные обязанности (поручения), которые выполняет.

2. Степень активности в общественной жизни класса.

Интересы школьника, глубина и активность интересов

1. Ценностные ориентации.

7. Мечты и планы на будущее (В том числе и профессиональная ориентация)

Взаимоотношения с учениками класса

1. Характер общения: общителен ли, легко ли взаимодействует с большинством в классе, примыкает ли к какой-либо группировке; взаимоотношения с классным руководителем, учителями, с девочками и мальчиками?

2. Положение которое занимает ученик в классе, социометрический статус, удовлетворенность своим положением.

Отношение школьника к себе

1. Мнение о себе, свойствах своей личности, самооценка, адекватность самооценки.

Особенности темперамента и характера

1. Выражение особенности темперамента в поведении, работоспособности, общительности, эмоциональной сфере, темпе работы (ровный темп или работает порывами, быстрое начало работы или долгая «раскачка» ), в уверенности - неуверенности в себе.

2. Преобладающее настроение (вялое, грустное, подавленное, устойчивое, неустойчивое или частая смена настроения).

3. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера школьника.

Специальные способности, задатки, склонности

1. Например, к науке, к рисованию, к литературному творчеству.

2. Дифференциация склонностей.

Характерные проявление особенностей возраста в поведении ученика

Выводы

1. Выскажите свое мнение насколько идет успешно формирование личности школьника.

2. На какие сильные стороны личности школьника, по Вашему мнению надо опираться в дальнейшем его воспитании.

3. Какие недостатки Вы видите в формировании личности школьника и над какими сторонами его личности необходимо работать.

Примерная схема составления
психолого-педагогической характеристики класса

Общие сведения

Возраст, количество учащихся в классе, из них: мальчиков, девочек, участие в детских объединениях; социальный состав класса.

Успеваемость класса

1. Количество отличников и хорошо успевающих учеников, наличие неуспевающих; место, занимаемое классом среди других по успеваемости.

2. Степень соответствия общей подготовленности, умственного развития учащихся, работоспособности и успеваемости.

3. Чем можно объяснить картину успеваемости класса?

Организованность и дисциплина класса

1. Поведение учащихся на уроках, во время проведения внеклассных мероприятий.

2. Выполнение учениками единых требований со стороны учителей.

3. Степень легкости, трудности в организации учащихся класса на выполнение общественно-полезных дел.

Участие школьников в жизни коллектива и школы

1. Правильно ли распределены общественные поручения в классе.

2. Степень активности класса в жизни школы.

Характеристика актива класса

1. Определение актива класса.

2. «Неформальные лидеры». Положительное или отрицательное влияние они оказывают. Нужно ли корректировать классному руководителю их влияние?

Межличностные отношения

1. Наличие группировок в классе, характер их влияния.

2. Наличие «звезд», «предпочитаемых» в системе отношений, характер их влияния.

3. Есть ли учащиеся, чье положение является неблагополучным; что можно предложить в качестве мер и контрмер.

Коллективизм и дружба

1. Единство целей, интересов учащихся - соответствует ли единство сплочению коллектива.

2. Взаимная требовательность, критика и самокритика, роль общественного мнения в классе.

3. Наличие (или отсутствие) взаимопомощи, дружелюбия, чуткости, взаимопонимания в классе.

Деятельность школьников во внеурочное время по интересам

1. Участие в школьных кружках и секциях.

2. Участие в кружках Дома пионеров и школьников, занятия в кружках при клубах и Дворцах Культуры, городских и краевых детских воспитательных учреждений.

3. Детские движения. Творческие дела.

Наши рекомендации