Социальное давление и феномены конформности и подчинения личности. Возрастные особенности конформизма

Социальное давление это групповое психологическое давление,оказываемое многими людьми на одного человека. Силу или слабость группового давления можно описательно выразить с помощью следующих примеров (идут в порядке возрастания силы группового давления на индивида). 1.Человек находится один и полностью уверен, что никто и никогда не узнает о том, чем он занимается в данный момент времени (отсутствие или минимальное групповое давление). 2.Человек находится один, но не уверен, что другим членам группы не станет известно, что он делает в данный момент времени (очень слабое групповое давление). 3.Человек чем-либо занимается в окружении членов группы, которые на него не обращают никакого внимание и от которых он не зависит (слабое групповое давление). 4.Человек что-то делает в окружении членов группы, которые обращают на него внимание и оценивают его поведение (деятельность5.Человек что-либо делает в присутствии других членов группы, которые оценивают его деятельность, и от их оценок человек существенно зависит (сильное групповое давление). 6.Человек проходит испытание в присутствии группы. Конформность - психологическая харак-ка позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Впервые модель конформности была продемонстрирована в классических экспериментах С. Аша. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Каждому давались две карточки в обе руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке – три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента: выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного («наивного субъекта»). Суть сговора: при последовательном предъявлении всем членам «подставной» группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал «наивный субъект». 37% «наивных субъектов» дали ошибочные ответы. М. Дойчем и Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство) и информационное (давление оказывает меньшинство). Различают два вида конформности: 1)внешнюю конформность - мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться; 2)внутреннюю конформность - индивид действительно усваивает мнение большинства. Условия возникновения конформизма. тип личности: численность группы: состав группы: сплоченность: авторитет: наличие союзника: публичный ответ: Причины конформного поведения: (Майерс) Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, становятся определенными и ясными источниками информации. В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принят группового решения.

29. Понятие о способностях. Концепции происхождения способностей. Виды способностей. Уровни проявления способностей. Проблема развития способностей в онтогенезе. Проблема одаренности.

Способности —индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Обеспечивают быстрое приобретение ЗУН, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Наиболее значимая из них:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие).

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Одаренность — это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.

Основные функции одаренности — максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей — мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Одаренные дети нуждаются в обучении по более сложным и насыщенным программам, чем обычные дети. Программы, предлагаемые для одаренных детей, обязательно должны проходить предварительную психолого-педагогическую экспертизу с привлечением специалистов – педагогов различного профиля, каждый из которых независимо от других и со своей профессиональной стороны оценивает эти программы с точки зрения того, обеспечивают ли они оптимальные условия для развития одаренных детей.

Наши рекомендации