Глава 2. Работа родителей с детьми

Курсовая работа

Тема: «Приемы создания ситуаций успеха на занятии»

Работу выполнил

Магистрант 1 курса

Направления «Системы и сети мобильной радиосвязи»

ПарфеновАртем Вадимович

Научный руководитель –

канд. пед. наук., доцент

Шпилевая Светлана Геннадьевна

Калининград

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3

Глава 1. Мотивы………………………………………..........………….4

1.1. Виды мотивов …………………………………………..……............4

1.2.Уровни и качество мотивов ………………………………..……......4

1.3. Проявление мотивов……………………………………………......5 .

Глава 2. Работа родителей с детьми.............................……………10

2.1. Ошибки родителей..………………………………………………...10

2.2. Действия родителей…………………………………………………11

Глава 3. Работа учителей с детьми...................................................15

3.1. Добавление успешности.....………………………………………...15

3.2. Добавление встряски.....……………………………………………18

3.3 Дополнительные приемы.................................................................21

Заключение……………………………………………………...………33

Список литературы……………………………………….........….......34

Введение

Урок – основной участок учебно-воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся. (В.А.Сухомлинский)

Целая вереница уроков составляет долгий учительский путь. И мы целую жизнь учимся отбирать материал, структурировать, осуществлять целеполагание, рефлексию, формулировать задания и различные виды деятельности обучающихся, подводить итоги.

Самое трудное в подготовке и проведении урока - привлечь учащихся к уроку, к деятельности на уроке, то есть мотивация.

Проблема мотивации – одна из самых старых, традиционных для любой школы, для любого учителя и останется самой актуальной, наверное, всегда. Во все времена учителя были озабочены тем, что большинство детей относится к учебе совершенно безразлично. От них часто можно услышать: «Дети на уроке совершенно не заинтересованы, безучастны, у них нет мотивации». Данной проблеме и будет посвящена курсовая работа.

Цель настоящей работы- проанализировать степень влияния ситуации успеха на различные аспекты деятельности обучающегося, систематизировать приемы и методы конструирования на уроке ситуации успеха; формирования навыков самоконтроля и самоанализа.

Глава 1. Мотивы

Виды мотивов

Итак, поведение человека в течение всей его жизни характеризуется наличием мотивов. Мотивы - это побуждение человека к деятельности, то, ради чего она совершается, это то, что принадлежит самому субъекту поведения и является его устойчивым личностным свойством. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, увлечения и эмоции, установки и идеалы. Мотивационная сфера во многом определяет отношение человека к труду вообще и к конкретному виду деятельности в частности: [1]

1) Познавательные - связаны с содержанием учебной деятельности

и процессом ее наполнения

2) Социальные - связаны с социальной значимостью учебной деятельности, со взаимоотношением с другими людьми.

Уровни и качество мотивов

1. Широкие познавательные 1. Широкие социальные  
Овладение знаниями, фактами, явлениями. Желание быть полезным обществу.  
Постижение закономерностей учебного материала. Понимание необходимости учиться.  
Теоретические понятия. Чувство ответственности  
2. Учебно-познавательные 2. Узкие социальные.  
Способы добывания знаний. Занять определенное место в отношениях с окружающими.  
Способы организации своего учебного труда  
  Заслужить одобрение окружающих (учителей, товарищей).  
    Занять первое место, быть одним из лучших.  
    Занять место лидера «Самоутвердиться».  
    Связано с потребностью общения  
  Получить удовлетворение.  
  Налаживание отношений с людьми.  
3. Мотивы самообразования Мотивы социального сотрудничества.  
Самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.  
  Общение и взаимодействие с другими людьми.  

Качество мотивов

Содержательные Динамические
Наличие личностного смысла 1. Устойчивость
«Смыслообразующие» (Придают учению личностный смысл) Всегда
Ситуативно
2. Сила, выраженность
Действенность мотива.   Как долго ученик может работать
Самостоятельность мотива Сколько заданий выполняет
Возникает в ходе работы ученика (как внутренний)  
3. Переключаемость
Возникает при помощи взрослого (как внешний) На другие темы предметы Эмоциональная окраска
Осознанность мотива. Отрицательная мотивация
Подводить к осознанию через сочинения учащихся Осознание определенных неудобств (выговор, угрозы, наказания, «двойки», упреки окружающих).'
Доминирование мотива Положительная мотивация
На типы деятельности Осознание успехов учения.
На учебные предметы Поддерживание хороших отношений с окружающими.
На учебные задания
Место мотива
Ведущее
Подчиненное

Проявление мотивов

В стремлении получить новую информацию. В поступках, отражающих долг и ответственность  
 
В поиске решений задачи В стремлении к контактам и сотрудничеству  
В успеваемости и посещаемости занятий  
В инициативе и помощи сверстникам  
  В стремлении к заданиям   повышенной   (пониженной) трудности  

Мотивация – это процессы, определяющие движение к намеченной цели, а так же факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения. [2]

Мотивационными процессами можно управлять. Этот процесс называют мотивированием. Мотивирование может пониматься как создание условий для развития собственных мотивов учеников и как внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний. Мотивирование деятельности обучающихся на уроке можно осуществлять различными методами: эмоциональными, познавательными, волевыми, социальными.

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике, поэтому слышать его можно часто, но не все правильно понимают смысл этого словосочетания и помнят психолого- педагогические процессы, которые лежат в основе ситуации успеха. Прежде всего следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъе­ма, которые испытывает человек в результате выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. По­мня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобней ситуации.

Ситуация — это то, что способен организовать учитель.

О такой ситуации рассказывает в своей книге У. Глассер: «В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы про­вести исследование умственных способностей детей. После соответ­ствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности. При этом он сознательно со­вершил подлог: среди тех, кого он назвал самыми умными, более по­ловины в действительности обладали средними или невысокими ум­ственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, являют­ся лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы создала у слабых иной «Я - образ», побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе».

В.Ф. Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол?

Что взять за его основу?

В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.

Среднее звено. Ведущая деятельность — общение, общественно-полезная активность, условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Личностное развитие происходит на уроках с использованием многообразных групповых форм обучения (игровых, проблемных, проектных).

Развитие личности происходит преимущественно через межличностное развитие.

Предпочитаемым учителем считается тот, который демонстрирует высокие коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия общения в учебной деятельности. В основе конфликтов учеников с учителями часто лежит реальная или мнимая межличностная неприязнь.

Достижения учащихся на этапе их обучения в среднем школьном звене связаны с созданием и поддержанием условий активной реализации школьников в общении и социально направленной активности.

Старшеклассникисмотрят на себя как бы из вне, сопоставляют себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Постепенно происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я»- идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я»-концепции школьника. Формируется новый уровень самосознания, под влиянием ведущих потребностей возраста в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.

Таким образом, ведущей деятельностью является самоопределение в пространственно-временной, профессиональной, гражданской, коммуникативно-нравственной, полоролевой сфере [3]. Условия для личностного развития создаются в процессе социально ориентированной активности и учебно-профессиональной деятельности. Развитие личности в ранней юности происходит через опыт социального развития. Предпочитаемый учитель для старшеклассников — тот, который обращается на равных и обеспечивает условия успешности в социально значимых условиях.

Во-вторых, преподаватель должен помнить структуру успешной учебной деятельности:

Мотивы – мотивационный этап урока,

Учебные задачи и действия – организационный этап урока,

Контроль и оценка – итоговый этап урока

Рассмотрим психолого-педагогическую ситуацию успеха поэтапно.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

Этап Педагоги­ческая задача Дифференциация учащихся Дельность учителя
1. Мо- тива- ци- онно- целе­вой Сформи- ровать мотив достиже- ния; настроить на успеш­ное вы­полнение задания     Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание вы­полнимо и по силам
Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного рода Предвосхитить положительную эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха
Учащиеся, успешно вы­полнившие задания по­добного рода Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе
2. Ор-гани-заци-он-ный Обеспе­чить усло­вия успеш­ной дея­тельности, заинтере­совать по­знаватель­ным про­цессом Учащиеся, требующие организационного кон­троля Организационный контроль на­чала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы
    Учащиеся, требующие помощи в процессе вы­полнения работы Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности
    Учащиеся, работающие активно и самостоя­тельно Обеспечение права выбора за­даний, эмоциональное и интел­лектуальное стимулирование познавательной деятельности
3. Ито­го­вый Сформи­ровать осознанное отношение к итогу учебной деятель­ности; об­ратить ре­зультат в мотив для новой по­знаватель­ной дея­тельности Резуль­тат, адек­ватный усили­ям Учащиеся, получившие не­удовлетвори­тельные отмет­ки Необходимо возвращение к мотивационно-целевому этапу, по­втор всей цепи с исходных пози­ций
  Учащиеся, по­лучившие хо­рошие и отлич­ные отметки Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую ус­пешную работу
Резуль­тат, не аде­кват­ный усили­ям Учащиеся, по­лучившие не­удовлетвори­тельные отмет­ки Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в зна­ниях и умениях
  Учащиеся, по­лучившие хо­рошие и отлич­ные отметки Проверка условий учебной рабо­ты на предыдущем этапе, орга­низация ситуации преодоления в будущей деятельности

И самое главное, ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя, радость успеха может померкнуть.

Глава 2. Работа родителей с детьми

Ошибки родителей

1) Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста [4]. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.
2) Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.
3) Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.
4) Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.
5) Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.
6) Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)
7) Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

8) Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

9) «Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.
Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.
10) Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

2.2сДействиясродителей
Формирование побуждения к действию. Как это сделать на практике?
Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться[5].
1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.
Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.
2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или и исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».
3) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.
4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды).
5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

6) Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.

8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.

10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.

11) Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

13) Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо себя чувствовал, а возможно, опять же, оценка учителя была неадекватной.

Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку, а для этого, в первую очередь, Вы сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий, ощущений и его целей.

14) Очень важный период в жизни школьника переход в среднее звено. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.

15) Сдача ЕНТ – головная боль старших школьников, их родителей и учителей. Мотивации уже не требуется, к 16 годам подростки примерно представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать. Ваша задача – помочь определиться с выбором, сконцентрировать внимание на главном и найти оптимальный вариант решения проблемы. Поговорите с ребенком, выясните, какие курсы лучше посещать. Уважайте его выбор, даже если он не совпадает с вашим, не подавляйте его инициативу и зарождающийся интерес к ответственности за свой выбор.

Каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Маленькие дети учатся для взрослых, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Наши рекомендации