Глава 1. психодиагностическая работа с детьми

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...............................................................8

1.1. Общая характеристика возраста.......................................................8

1.2. Основные принципы психодиагностической работы

с дошкольниками.............................................................................13

1.3. Депривация и пути ее выявления..................................................14

1.4. Исследование познавательной сферы дошкольника.....................22

1.4.1. Исследование памяти............................................................22

1.4.2. Исследование мышления.......................................................25

1.5. Диагностика эмоционально-аффективной сферы.........................39

1.6. Оценка волевых возможностей дошкольника...............................44

1.7. Исследование межличностных отношений ребенка

с родителями....................................................................................50

1.8. Определение психологической готовности детей

к школьному обучению...................................................................54

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...........................................78

2.1. Использование графических приемов в работе практических психологов.......................................................................................78

2.2. Оценка внимания младшего школьника........................................81

2.2.1. Оценка устойчивости внимания...........................................81

2.2.2. Оценка объема динамического внимания............................83

2.2.3. Оценка переключения внимания..........................................85

2.3. Оценка кратковременной памяти...................................................88

2.4. Оценка мышления младшего школьника......................................91

2.4.1. Оценка вербально-логического мышления...........................96

2.4.2. Оценка образного мышления................................................98

2.4.3. Диагностика интеллекта с помощью теста

Гудинаф—Харриса...............................................................101

2.5. Исследование личностных особенностей младшего школьника......................................................................................112

2.5.1. Многофакторный личностный опросник...........................112

2.5.2. Цвето-рисуночный тест диагностики психических

состояний младших школьников.......................................131

2.5.3. Оценка уровня тревожности с помощью теста

школьной тревожности Филлипса.....................................(133

2.6. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника.........139

2.7. Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей школьника.................................142

2.8. Работа с трудными школьниками................................................148

Глава 3. РАБОТА ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ......................................154

3.1. Исследование познавательной сферы подростка.........................159

3.1.1. Оценка внимания (по методике Мюнстенберга)...............159

3.1.2. Диагностика уровня интеллекта..........................................160

3.2. Выявление уровня тревожности у подростков...........................173

3.3. Выявление типа темперамента.....................................................188

3.4. Оценка отношений подростка с классом..................................СЗ&&

3.5. Определение акцентуаций характера у подростков....................£208*

3.5.1. Патохарактерологический диагностический

опросник (ПДО)..................................................................208

3.5.2. Выявление акцентуаций у подростка с помощью

теста-опросника Шмишека..............................................jC226<

3.6. Диагностика состояния агрессии у подростков.........................ч_2.40

3.7. Построение личностного профиля...............................................246

Глава 4. РАБОТА ПСИХОЛОГА С ЛИЦАМИ ЮНОШЕСКОГО

ВОЗРАСТА............................................................................................271

4.1. Оценка личностных особенностей...............................................274

4.1.1. Исследование личности с помощью Фрайбургского

личностного опросника (FPI)............................................274

4.1.2. Методика "Автопортрет".....................................................286

4.1.3. Методика "Несуществующее животное"............................292

4.2. Приемы определения акцентуации у старшеклассников (методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г.Эйдемиллера)..........................................................................297

4.3. Выявление мотивов поведения у старших школьников.............304

4.3.1. Оценка уровня притязаний.................................................304

4.3.2. Измерение мотивации достижения.....................................310

4.3.3. Измерение мотивации аффиляции.....................................315

4.3.4. Исследование мотивационной сферы с помощью

теста юмористических фраз...............................................319

4.4. Определение локализации контроля............................................324

4.5. Оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения................................................................327

4.5.1. Характеристика типа нервной деятельности......................327

4.5.2. Оценка нервно-психического напряжения........................334

4.5.3. Измерение степени выраженности астенического состояния.............................................................................339

4.5.4. Измерение степени выраженности сниженного

настроения — субдепрессии...............................................341

4.5.5. Определение уровня тревожности......................................343

4.5.6. Изучение свойств нервной системы учащихся...................346

4.5.7. Оценка подвижности по жизненным показателям............353

4.6. Исследование познавательных интересов в связи

с задачами профориентации.........................................................357

4.6.1. Изучение профессиональных намерений старшеклассников................................................................357

4.6.2. Изучение профессиональных интересов учащихся............361

4.7. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) в процессе первичной профконсультации.......................374

Список литературы.......................................................................................380

Учебное издание

Рогов Евгений Иванович

НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

В двух книгах Книга 1

Система работы психолога с детьми разноговозраста

Зав. редакцией Р.С. Швецова

Редактор И.Б. Нилова

Художник обложки И.С. Захаров

Компьютерная верстка А.И. Попов

Корректор Л.С. Верещагина

Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96.

Гигиенический сертификат

№ 77.ЦС.01.952. П.01652.С.98 от 28.08.98.

Сдано в набор 06.03.98. Подписано в печать 18.05.98.

Формат 60x90Vi6- Гарнитура «Тайме». Печать офсетная.

Усл. печ. л. 24,00. Доп. тираж 20 000 экз.

Зак. № 1568.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

117571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел./факс 932-56-19, тел. 437-99-98, 430-04-92, 437-25-52.

E-mail: [email protected]

http://www.vlados.ru

Государственное унитарное предприятие

ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат

Государственного комитета Российской Федерации по печати.

410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

Наши рекомендации