Глава 1. психодиагностическая работа с детьми
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...............................................................8
1.1. Общая характеристика возраста.......................................................8
1.2. Основные принципы психодиагностической работы
с дошкольниками.............................................................................13
1.3. Депривация и пути ее выявления..................................................14
1.4. Исследование познавательной сферы дошкольника.....................22
1.4.1. Исследование памяти............................................................22
1.4.2. Исследование мышления.......................................................25
1.5. Диагностика эмоционально-аффективной сферы.........................39
1.6. Оценка волевых возможностей дошкольника...............................44
1.7. Исследование межличностных отношений ребенка
с родителями....................................................................................50
1.8. Определение психологической готовности детей
к школьному обучению...................................................................54
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...........................................78
2.1. Использование графических приемов в работе практических психологов.......................................................................................78
2.2. Оценка внимания младшего школьника........................................81
2.2.1. Оценка устойчивости внимания...........................................81
2.2.2. Оценка объема динамического внимания............................83
2.2.3. Оценка переключения внимания..........................................85
2.3. Оценка кратковременной памяти...................................................88
2.4. Оценка мышления младшего школьника......................................91
2.4.1. Оценка вербально-логического мышления...........................96
2.4.2. Оценка образного мышления................................................98
2.4.3. Диагностика интеллекта с помощью теста
Гудинаф—Харриса...............................................................101
2.5. Исследование личностных особенностей младшего школьника......................................................................................112
2.5.1. Многофакторный личностный опросник...........................112
2.5.2. Цвето-рисуночный тест диагностики психических
состояний младших школьников.......................................131
2.5.3. Оценка уровня тревожности с помощью теста
школьной тревожности Филлипса.....................................(133
2.6. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника.........139
2.7. Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей школьника.................................142
2.8. Работа с трудными школьниками................................................148
Глава 3. РАБОТА ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ......................................154
3.1. Исследование познавательной сферы подростка.........................159
3.1.1. Оценка внимания (по методике Мюнстенберга)...............159
3.1.2. Диагностика уровня интеллекта..........................................160
3.2. Выявление уровня тревожности у подростков...........................173
3.3. Выявление типа темперамента.....................................................188
3.4. Оценка отношений подростка с классом..................................СЗ&&
3.5. Определение акцентуаций характера у подростков....................£208*
3.5.1. Патохарактерологический диагностический
опросник (ПДО)..................................................................208
3.5.2. Выявление акцентуаций у подростка с помощью
теста-опросника Шмишека..............................................jC226<
3.6. Диагностика состояния агрессии у подростков.........................ч_2.40
3.7. Построение личностного профиля...............................................246
Глава 4. РАБОТА ПСИХОЛОГА С ЛИЦАМИ ЮНОШЕСКОГО
ВОЗРАСТА............................................................................................271
4.1. Оценка личностных особенностей...............................................274
4.1.1. Исследование личности с помощью Фрайбургского
личностного опросника (FPI)............................................274
4.1.2. Методика "Автопортрет".....................................................286
4.1.3. Методика "Несуществующее животное"............................292
4.2. Приемы определения акцентуации у старшеклассников (методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г.Эйдемиллера)..........................................................................297
4.3. Выявление мотивов поведения у старших школьников.............304
4.3.1. Оценка уровня притязаний.................................................304
4.3.2. Измерение мотивации достижения.....................................310
4.3.3. Измерение мотивации аффиляции.....................................315
4.3.4. Исследование мотивационной сферы с помощью
теста юмористических фраз...............................................319
4.4. Определение локализации контроля............................................324
4.5. Оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения................................................................327
4.5.1. Характеристика типа нервной деятельности......................327
4.5.2. Оценка нервно-психического напряжения........................334
4.5.3. Измерение степени выраженности астенического состояния.............................................................................339
4.5.4. Измерение степени выраженности сниженного
настроения — субдепрессии...............................................341
4.5.5. Определение уровня тревожности......................................343
4.5.6. Изучение свойств нервной системы учащихся...................346
4.5.7. Оценка подвижности по жизненным показателям............353
4.6. Исследование познавательных интересов в связи
с задачами профориентации.........................................................357
4.6.1. Изучение профессиональных намерений старшеклассников................................................................357
4.6.2. Изучение профессиональных интересов учащихся............361
4.7. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) в процессе первичной профконсультации.......................374
Список литературы.......................................................................................380
Учебное издание
Рогов Евгений Иванович
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
В двух книгах Книга 1
Система работы психолога с детьми разноговозраста
Зав. редакцией Р.С. Швецова
Редактор И.Б. Нилова
Художник обложки И.С. Захаров
Компьютерная верстка А.И. Попов
Корректор Л.С. Верещагина
Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96.
Гигиенический сертификат
№ 77.ЦС.01.952. П.01652.С.98 от 28.08.98.
Сдано в набор 06.03.98. Подписано в печать 18.05.98.
Формат 60x90Vi6- Гарнитура «Тайме». Печать офсетная.
Усл. печ. л. 24,00. Доп. тираж 20 000 экз.
Зак. № 1568.
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
117571, Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет.
Тел./факс 932-56-19, тел. 437-99-98, 430-04-92, 437-25-52.
E-mail: [email protected]
http://www.vlados.ru
Государственное унитарное предприятие
ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат
Государственного комитета Российской Федерации по печати.
410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.