Методика№1. Опросник адаптации личности к новой культурной среде
(Тест Л. В. Янковского, адаптированный В. В. Константиновым)
Инструкция.Перед Вами ряд утверждений, которые помогут определить степень успешности Вашей адаптации к новой социокультурной среде. Если Вы согласны с утверждение, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет – знак «-» («нет»), если какое-нибудь утверждение к Вам не относится, поставьте знак «0». Отвечайте, пожалуйста, искренне и честно.
1. Мне нравится русская культура.
2. Мне нравится знакомиться с коренными жителями.
3. По-моему, я здесь гораздо способнее и находчивее, чем был
до переезда в новое место жительства.
4. У меня есть близкие люди среди коренного населения.
5. У новоприбывших всегда одинаковые проблемы.
6. Я сам виноват в своих неудачах.
7. Я с удовольствием изучаю русский язык.
8. Если я попаду в беду, я всегда могу рассчитывать на помощь.
9. Я знаком с российскими законами.
10. На низкоквалифицированной работе человек теряет уважение знакомых.
11. Я хотел бы работать по специальности, аналогичной той, по которой я работал до переезда в новое место жительства.
12. Я смотрю российское телевидение.
13. Материально обеспеченные люди добрее.
14. Я рассчитываю только на свои силы.
15. Я провожу свое свободное время так, как мне хочется.
16. Мне достаточно внимания и той заботы, которые мне уделяют.
17. У меня есть желание переехать в другую страну.
18. Я верю в будущее.
19. Я постоянно озабочен своим материальным положением.
20. Я чаще бываю доволен, чем наоборот.
21. Здесь мне чего-то не хватает.
22. Здесь я работаю по желаемой специальности.
23. Я выбит из колеи.
24. В нашей семье много проблем.
25. Мне нравится здешняя природа.
26. Я представлял себе жизнь здесь такой, какой она и оказалась.
27. Люди часто разочаровывают меня.
28. Мне нравится бывать в местах, где я раньше никогда не был.
29. Я соблюдаю религиозные праздники.
30. Временами я не уважаю себя.
31. Я с удовольствием буду работать на любом месте, лишь бы
работа была высокооплачиваемой.
32. В течение последнего времени я чувствую себя хуже.
33. Я думаю, что каждый должен заботиться о другом.
34. Временами мы с коллегами проводим свободное время вместе.
35. Мне не хочется, чтобы о моем положении знали в месте моего прежнего проживания.
36. Я хорошо себя чувствую среди местного населения.
37. Я не испытываю материальных затруднений.
38. Очень многие живут хуже, чем могли бы.
39. Лучше никому не доверять.
40. Здесь у меня есть ощущение скованности, внутренней не свободы.
41. У меня мало свободного времени.
42. Я всегда следую чувству долга, воспитанному в детстве.
43. Я предпочитаю путешествовать с друзьями, нежели с родственниками.
44. Я буду работать по желаемой специальности, даже если для этого понадобится много времени.
45. Мои ожидания с приездом оправдались.
46. Я против подачи милостыни.
47. Материальная обеспеченность – самое главное в жизни.
48. Я интересуюсь происходящими здесь событиями.
49. Я редко устаю на работе.
50. Я безразличен к религии.
51. Я люблю вспоминать о прошлом.
52. Люди, как правило, нравятся мне.
53. Я хорошо был проинформирован перед отъездом о жизни в …
54. На прежнем месте жительства я был материально независимым.
55. Религиозный человек более нравственный.
56. Будущее не зависит от меня.
57. Я охотно знакомлюсь с людьми.
58. Миром правит справедливость.
59. Я люблю праздники.
60. Если ты хороший специалист, то работу тебе найти – нет проблем.
61. Миллионеры в основном люди честные.
62. В России жили мои родственники до моего приезда.
63. Я деятелен, энергичен, инициативен.
64. Мне не хватает знаний, чтобы работать по желаемой специальности.
65. В прежнем месте жительства остались близкие мне люди.
66. Здесь я чувствую себя защищенным.
67. Я считаю, что мир должен быть без границ.
68. Временами я чувствую себя никому не нужным.
69. Моя повседневная жизнь занята интересными делами.
70. Мне помогают мои близкие.
71. Наша семья всегда придерживалась религиозных убеждений.
72. При определенных обстоятельствах я готов вернуться обратно.
73. Я никогда не начинаю разговор первым.
74. Временами я скучаю по родной природе.
75. Я посоветовал бы своим близким приехать сюда.
76. Я делаю то, что мне нравится.
77. Мои чувства и отношения к окружающим становятся более зрелыми.
78. Если я испытываю какие-нибудь затруднения, я с легкостью спрашиваю совета.
79. Я контролирую свое поведение в соответствии с нормами, принятыми в месте моего прежнего жительства
80. Я чувствую неприязнь к тому, что меня окружает.
81. Я интересуюсь событиями, происходящими в месте моего прежнего жительства.
82. У меня нет здесь близкого мне человека.
83. Я хотел бы сменить место работы.
84. Еще до переезда я планировал, по какой специальности буду работать здесь.
85. Временами я думаю о моем приезде в место моего прежнего жительства
86. Я уехал бы раньше, если бы у меня была такая возможность.
87. Я думал, что здесь мне будет лучше.
88. Неудачники должны винить прежде всего себя.
89. Здесь я чувствую себя дома.
90. Меня не волнует, кто какой национальности.
91. Мои знания и опыт, привезенные сюда, выше, чем приходится применять здесь.
92. Временами мне не хватает общения.
93. Мне нравится российское телевидение.
94. Иногда мне нечем занять себя.
95. Русский язык станет для меня в недалеком будущем родным.
96. Все имеют одинаковые возможности добиться материального благополучия.
Обработка результатов
Шкала адаптивности. Высокие оценки свидетельствуют:
- о личной удовлетворенности; положительном отношении к окружающим, принятии их;
- о чувстве социальной и физической защищенности;
- о чувстве принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним.
Для эмигрантов характерно:
- стремление к самореализации;
- высокий уровень активности;
- уверенность в отношениях с другими;
- планирование своего будущего, основанного на собственных возможностях и собственном опыте.
Шкала конформности.Высокие оценки означают:
- стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми;
- ориентацию на социальное одобрение;
- зависимость от группы;
- потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с другими людьми; принятие системы ценностей и норм поведения данной среды.
Поведение эмигрантов формируется под воздействием ожиданий группы в зависимости от степени заинтересованности в достижениях своих целей и от предполагаемого вознаграждения.
Шкала интерактивности.Высокие оценки соответствуют:
- принятию данной среды;
- активному вхождению в эту среду;
- настроенности на расширение социальных связей;
- чувству уверенности в своих возможностях;
- критичности к собственному поведению;
- готовности к самопреобразовыванию;
- желанию реализовать себя путем достижения материальной независимости;
- направленности на сотрудничество с другими;
- контролю за собственным поведением с учетом социальных норм, ролей и социальных установок данного общества;
- направленности на определенную цель и подчинению себя этой цели.
Шкала депрессивности. Высокие оценки говорят о дисгармонии личности. Весь мир для такого эмигранта окрашивается в мрачные тона и воспринимается как лишенный смысла и ценностей. Это сопровождается:
- невозможностью реализовать свой уровень ожиданий, связанный с социальной и профессиональной позицией;
- пониженной самооценкой;
- беспомощностью перед жизненными трудностями, сочетающейся с чувством бесперспективности; чувством вины за прошлые события;
- сомнением, тревогой относительно социальной идентичности;
- нереализацией собственных способностей. связанной с неприятием себя и других;
- чувствами подавленности, опустошенности изолированности.
Шкала ностальгии. Высокие оценки означают:
- потерю связи с культурой, сопричастности с ней;
- внутреннее расстройство и смятение, проистекающие из-за чувства разъединенности с традиционными ценностями и нормативами и невозможности обрести новые;
- бесприютность, ощущение того, что человек «не на своем месте». Эмоциональное состояние таких эмигрантов характеризуется мечтательностью, тоской, меланхолией, опустошенностью.
Шкала отчужденности. Высокие оценки соответствуют:
- утверждению норм, установок и ценностей данного общества;
- неприятию нового социума; низкой самооценке; несогласовыванию притязаний и реальных возможностей;
- озабоченности своей идентичностью и своим статусом;
- влиянию внешнего контроля на общее непрятие себя и других;
- убежденности, что собственные усилия могут лишь в незначительной степени повлиять на ситуацию. Для таких эмигрантов характерны беспокойство по поводу неспособности удовлетворить свои потребности, паника, беспомощность, ощущение покинутости, нетерпеливость.
Ключ
Шкалы Номер утверждения
Адаптивность «+»: 22, 25, 52, 57, 59, 60, 69, 79, 89
«-»: 35, 40, 50, 56, 64, 80, 87
Конформность «+»: 1, 5, 13, 38, 53, 55, 61, 66, 71, 75, 78, 96
«-»: 14, 67, 73, 76
Интерактивность «+»: 2, 3, 6. 7, 8, 15, 28. 43, 44, 46, 47, 77, 88
«-»: 54, 62, 90
Депрессивность «+»: 10, 19, 23, 27, 32, 39, 68, 81, 84
«-»: 16, 18, 20, 58, 63, 70, 86
Ностальгия «+»: 17, 30, 51, 65, 72, 74, 85, 94
«-»: 4, 12, 26, 41, 42, 45, 49, 93
Отужденность «+»: 11, 21, 24, 31, 33, 82, 83, 91, 92
«-»: 9, 29, 34, 36, 37, 48, 95
При совпадении с ключом за каждое утверждение начисляется 1 балл, при несовпадении – 0 баллов (ответ «это ко мне не относится» не учитывается). По каждой шале баллы суммируются и определяется уровень адаптации:
- высокий – сумма баллов превышает 12;
- средний – от 6 до 12;
- низкий – менее 6 баллов.
Далее определяется преобладающий тип адаптации из шести возможных вариантов: 1) адаптивный; 2) конформный; 3) интерактивный; 4) депрессивный; 5) ностальгический; 6) отчужденный.