Формы психологического тестирования
Тестовая батарея – совокупность тестовых заданий (субтестов),
объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на
измерение различных сторон сложного психологического конструкта. На-
пример, тесты «Структуры интеллекта» Д. Векслера или Р.Амтхауэра.
Также под тестовой батареей понимается комплекс методик, предна-
значенных для решения конкретной психодиагностической задачи.
Пример: Психиатрические батареи.
В психодиагностике существуют разнообразные классификации
тестов. Они могут подразделяться:
- по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербаль-
ные и тесты невербальные (практические);
- по формам процедуры обследования – на тесты групповые и инди-
видуальные;
- по направленности: тесты интеллекта, тесты личности, тесты спе-
циальных способностей, тесты достижений, тесты креативности;
- в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений
– тесты скорости и тесты результативности;
- по способу реализации – бланковые, манипулятивные, аппаратур-
ные, компьютерные, ситуационно-поведенческие;
- по психометрическим основаниям тесты делятся на те, в основе ко-
торых лежат шкалы индивидуальных различий, и критериально-
ориентированные тесты;
- по цели применения выделяют тесты готовности к школе, клиниче-
ские тесты, тесты профотбора и другие.
- по составу – монометрические и комплексные (тестовые батареи).
Тесты скорости – тип диагностических методик, в которых основ-
ным показателем продуктивности работы испытуемых является время вы-
полнения (объем) тестовых задач. Типичные тесты скорости обычно вклю-
чают большое количество однородных заданий (пунктов). Объем материа-
ла выбирается таким образом, чтобы за отведенное время (постоянное для
всех испытуемых) ни один из обследуемых не успевал справиться со всеми
задачами. Тогда показателем продуктивности будет количество правильно
выполненных заданий. Пример: корректурная проба, тесты интеллекта.
Показателем результативности выполнения тестов скорости может
являться и прямое измерение времени выполнения задания (таблица
Шульте).
Тесты результативности ориентированы на измерение или констата-
цию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового зада-
ния. Скорость работы не принимается во внимание или имеет вспомога-
тельное значение. Временное ограничение может применяться, но служит
целям стандартизации исследования или для экономии времени. Это боль-
шинство личностных методик, опросники, проективные тесты, анкеты.
Вербальные тесты. В них материал тестовых задач представлен в
вербальной форме. При этом подразумевается, что основным содержанием
работы испытуемого является операции с понятиями, мыслительные дей-
ствия в словесно-логической форме. Вербальные тесты чаще направлены
на измерение способности к пониманию вербальных инструкций, навыков
оперирования грамматическими языковыми формами, овладения письмом
и чтением. Отражающие вербальные факторы интеллекта тесты наиболее
тесно коррелируют с критериями общей культуры, осведомленности, ака-
демической успеваемости.
Результаты вербальных тестов очень чувствительны к различиям в
языковой культуре испытуемых, уровню образования, профессиональным
особенностям. Трудности представляет адаптация вербальных тестов к ус-
ловиям обследования испытуемых другой национальности.
Невербальные тесты (практические). В них материал тестовых задач
представлен невербальными заданиями. Невербальные тесты уменьшают
влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Вы-
полнение задания в невербальной форме отличает также процедуру обсле-
дования испытуемых с нарушением речи, слуха, а также лиц, не имеющих
образования. Практические задания оказались удобными при проведении
массовых тестовых исследований.
Бланковые тесты (раньше их называли «тесты карандаша и бума-
ги»). Применение бланков распространено практически во всех видах тес-
товых методик. Испытуемому предлагается специальный бланк обследо-
вания, брошюра, опросный лист и т.д., в которых содержится инструкция и
примеры решения, рабочие задания и бланк для регистрации ответов. Дос-
тоинства: простота техники обследования, отсутствие необходимости в
специальных аппаратурных средствах.
В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде ре-
альных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, кон-
струкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известны кубики
Кооса, тест сложных фигур из набора Векслера, тест Выготского-Сахарова.
Предметные тесты в основном проводятся индивидуально.
Аппаратурные тесты требуют применения специального оборудова-
ния для проведения исследования и регистрации полученных данных. Ис-
пользуются для оценки психофизиологических свойств, исследования вре-
мени реакции, типологических особенностей нервной системы, для изуче-
ния особенностей восприятия, памяти, мышления.
К достоинствам аппаратурных тестов следует отнести более высокую
точность и объективность результатов обследования, возможность автома-
тизации сбора первичных данных. К недостаткам – высокая стоимость не-
обходимого оборудования и сложность технического обеспечения психо-
диагностической лаборатории.
В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивиду-
ально.
Компьютерные тесты – автоматизированный вид тестирования в фор-
ме диалога испытуемого и компьютера. Тестовые задания предъявляются
на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит с клавиатуры; протокол
обследования сразу создается как набор данных на магнитном носителе.
Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить
математико-статистическую обработку полученных результатов по разным
направлениям. При желании можно получить информацию в виде графи-
ков, таблиц, диаграмм, профилей. С помощью компьютера можно полу-
чить анализ таких данных, которые без него получить практически невоз-
можно: время выполнения заданий теста, время получения правильных от-
ветов, количество отказов от решения и обращения за помощью, время, за-
трачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения;
время ввода ответа /если он сложен/ и др. Эти особенности испытуемых
используют для углубленного психологического анализа в процессе тести-
рования.
Индивидуальные тесты – взаимодействие экспериментатора и ис-
пытуемого происходит один на один.
Преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (мимика, не-
произвольные реакции), слышать и фиксировать непредусмотренные инст-
рукцией высказывания, фиксировать функциональные состояния.
Применяются в работе с детьми младенческого и дошкольного воз-
раста, в клинической психологии – тестирование лиц с соматическими
или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостат-
ками и т.д.
Требует, как правило, много времени и высокий уровень квалифика-
ции экспериментатора.
Групповые тесты позволяют обследовать одновременно группу испы-
туемых (до несколько сот человек). (Это не социально-психологическая
диагностика.)
Преимущества: – массовость; – быстрота сбора данных;
- инструкция и процедура проведения достаточно просты и от экс-
периментатора не требуется высокой квалификации;
- в большей степени соблюдается единообразие условий проведения
экспериментатора;
- обработка результатов обычно носит более объективный характер,
часто на ЭВМ.
Недостатки: – ограничение возможности наблюдения;
- меньше возможности добиться взаимопонимания с испытуемым,
заинтересовать его, заручиться сотрудничеством;
- не выявленные болезни, утомление, беспокойство, тревожность
могут влиять на выполнение задания.