Стратегии поведения в условиях конфликта

стремится завоевать командную роль, диктовать своим партнерам свой путь выхода из ситуации, воздействовать на мнения деловых партнеров и достигнуть в конечном счете успеха в деятельности

Можно заметить, что эта стратегия исходит из положительной мотивации достижения успеха В основе ее выбора лежат следующие психологические причины

• высокая степень произвольной активности,

• мотивация достижения успеха в деятельности,

• осознание значимости в собственных глазах и в глазах деловых партнеров,

• стремление подчинить своему влиянию партнеров

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"

Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач

Такая стратегия в поведении руководителя, кончено, способствует достижению успеха, но не за счет согласия во мнениях, а за счет ущемления интересов деловых партнеров В такой стратегии часто игнорируются интересы другой стороны

Сотрудничество или кооперация В основе действия этой стратегии лежит стремление, как в первом случае, достигнуть успеха в деятельности Но она основывается на получении положительного результата при учете интересов деловых партнеров Выбор стратегии сотрудничества основывается на действии следующих психологических причин

• высокой степени положительной произвольной активности,

• стремлении достичь успеха в деятельности,

• действии положительных социальных установок,

• умении считаться с интересами деловых партнеров и стремлении пойти им навстречу,

• умении избегать конфликтных ситуаций в процессе групповой дискуссии

В управленческой практике часто применяется стратегия компромисса Она характеризуется установкой руководителя найти способ решения управленческой ситуации, достигнув установления добропорядочных человеческих отношений с деловыми партнерами.

В этом случае руководитель выбирает среднюю позицию между явным противоборством и сотрудничеством Данная стратегия не может рассматриваться, с нашей точки зрения, только как пораженческая, хотя и не является в полном смысле результативной. Во всяком случае, она направлена больше на установление деловых контактов, чем на решение самой управленческой задачи В основе выбора этой стратегии могут лежать следующие психологические причины

• положительная мотивация на достижение некоторого согласия,

• стремление установить с деловым партнером контакт,

• привычка считаться с мнением других людей,

• стремление уйти от конфликтов,

• стремление уйти от рискованного принятия решений,

• боязнь ответственности за принятие (или непринятие) решения В практике управления наблюдается действие и другой стратегии уход (или избегание). Она предполагает уход от ответственности за реализацию и постановку управленческой цели. Нередко

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852

В. А. Розанова

такая стратегия принимается в тех случаях, когда руководитель проявляет определенную некомпетентность в сфере управленческой деятельности независимо от того, осознает он свою некомпетентность или нет

Осознанно или интуитивно, руководитель стремится исключить из зоны актуальной значимости управленческую задачу (цель) В основе выбора этой стратегии лежат следующие психологические причины:

• боязнь принятия (или равно непринятия) управленческой цели,

• неспособность решить вопрос, связанный с выбором средств решения,

• боязнь ответственности и наказания,

• мотивация избежать неуспеха в деятельности,

• неспособность прийти к деловому соглашению с партнерами Управленческая практика знает еще одну стратегию приспособления или умиротворения. Она характеризуется тем, что руководитель не проявляет ни активности, ни заинтересованности в достижении положительных результатов при осуществлении цели

Для такой стратегии характерна индифферентная позиция руководителя в отношении решения управленческой задачи Она направлена, главным образом, на то, чтобы избежать конфликтных отношений с другими руководителями и вышестоящими начальниками

Выбор этой тактики возможен в связи с действием следующих психологических причин

• боязнь и неспособность принимать нужные решения в нужное время,

• боязнь принятия на себя ответственности за решения и их последствия,

• боязнь наказания за отрицательные результаты труда,

• стремление уйти от ситуации,

• отсутствие положительной мотивации достижения успеха Выбор стратегии решения управленческих задач зависит не только

от конкретной ситуации, но также и от типологии самих руководителей Так, например, руководитель с явно выраженными лидерскими качествами, обладающий харизматическими чертами, вряд ли будет выбирать нерезультативные стратегии ухода и приспособления Скорее всего такой руководитель выберет стратегию противоборства, а в том случае, если ему это не удается, он выберет

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"

Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решенияуправленческих задач. Методы решения задач

стратегию сотрудничества и будет стремиться не идти на компромисс.

Руководитель со склонностью к коллегиальным формам решения управленческих ситуаций не пойдет на прямой конфликт, а постарается избежать его Такой руководитель не приемлет стратегии противоборства Зная характер руководителя, а также его ориентированность либо на цель, либо на отношения с людьми, можно сделать прогноз относительно выбора им определенной стратегии в решении конкретной управленческой задачи.

С другой стороны, сама стратегия, которую выбирает руководитель в процессе решения управленческой задачи, может характеризовать его личностные качества /2/. По склонности выбирать гу или иную стратегию всех руководителей условно можно разделить на две большие группы.

1) ориентированных на себя;

2) ориентированных на взаимодействие;

Наши рекомендации