Стратегии поведения в условиях конфликта
стремится завоевать командную роль, диктовать своим партнерам свой путь выхода из ситуации, воздействовать на мнения деловых партнеров и достигнуть в конечном счете успеха в деятельности
Можно заметить, что эта стратегия исходит из положительной мотивации достижения успеха В основе ее выбора лежат следующие психологические причины
• высокая степень произвольной активности,
• мотивация достижения успеха в деятельности,
• осознание значимости в собственных глазах и в глазах деловых партнеров,
• стремление подчинить своему влиянию партнеров
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач
Такая стратегия в поведении руководителя, кончено, способствует достижению успеха, но не за счет согласия во мнениях, а за счет ущемления интересов деловых партнеров В такой стратегии часто игнорируются интересы другой стороны
Сотрудничество или кооперация В основе действия этой стратегии лежит стремление, как в первом случае, достигнуть успеха в деятельности Но она основывается на получении положительного результата при учете интересов деловых партнеров Выбор стратегии сотрудничества основывается на действии следующих психологических причин
• высокой степени положительной произвольной активности,
• стремлении достичь успеха в деятельности,
• действии положительных социальных установок,
• умении считаться с интересами деловых партнеров и стремлении пойти им навстречу,
• умении избегать конфликтных ситуаций в процессе групповой дискуссии
В управленческой практике часто применяется стратегия компромисса Она характеризуется установкой руководителя найти способ решения управленческой ситуации, достигнув установления добропорядочных человеческих отношений с деловыми партнерами.
В этом случае руководитель выбирает среднюю позицию между явным противоборством и сотрудничеством Данная стратегия не может рассматриваться, с нашей точки зрения, только как пораженческая, хотя и не является в полном смысле результативной. Во всяком случае, она направлена больше на установление деловых контактов, чем на решение самой управленческой задачи В основе выбора этой стратегии могут лежать следующие психологические причины
• положительная мотивация на достижение некоторого согласия,
• стремление установить с деловым партнером контакт,
• привычка считаться с мнением других людей,
• стремление уйти от конфликтов,
• стремление уйти от рискованного принятия решений,
• боязнь ответственности за принятие (или непринятие) решения В практике управления наблюдается действие и другой стратегии уход (или избегание). Она предполагает уход от ответственности за реализацию и постановку управленческой цели. Нередко
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852
В. А. Розанова
такая стратегия принимается в тех случаях, когда руководитель проявляет определенную некомпетентность в сфере управленческой деятельности независимо от того, осознает он свою некомпетентность или нет
Осознанно или интуитивно, руководитель стремится исключить из зоны актуальной значимости управленческую задачу (цель) В основе выбора этой стратегии лежат следующие психологические причины:
• боязнь принятия (или равно непринятия) управленческой цели,
• неспособность решить вопрос, связанный с выбором средств решения,
• боязнь ответственности и наказания,
• мотивация избежать неуспеха в деятельности,
• неспособность прийти к деловому соглашению с партнерами Управленческая практика знает еще одну стратегию приспособления или умиротворения. Она характеризуется тем, что руководитель не проявляет ни активности, ни заинтересованности в достижении положительных результатов при осуществлении цели
Для такой стратегии характерна индифферентная позиция руководителя в отношении решения управленческой задачи Она направлена, главным образом, на то, чтобы избежать конфликтных отношений с другими руководителями и вышестоящими начальниками
Выбор этой тактики возможен в связи с действием следующих психологических причин
• боязнь и неспособность принимать нужные решения в нужное время,
• боязнь принятия на себя ответственности за решения и их последствия,
• боязнь наказания за отрицательные результаты труда,
• стремление уйти от ситуации,
• отсутствие положительной мотивации достижения успеха Выбор стратегии решения управленческих задач зависит не только
от конкретной ситуации, но также и от типологии самих руководителей Так, например, руководитель с явно выраженными лидерскими качествами, обладающий харизматическими чертами, вряд ли будет выбирать нерезультативные стратегии ухода и приспособления Скорее всего такой руководитель выберет стратегию противоборства, а в том случае, если ему это не удается, он выберет
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решенияуправленческих задач. Методы решения задач
стратегию сотрудничества и будет стремиться не идти на компромисс.
Руководитель со склонностью к коллегиальным формам решения управленческих ситуаций не пойдет на прямой конфликт, а постарается избежать его Такой руководитель не приемлет стратегии противоборства Зная характер руководителя, а также его ориентированность либо на цель, либо на отношения с людьми, можно сделать прогноз относительно выбора им определенной стратегии в решении конкретной управленческой задачи.
С другой стороны, сама стратегия, которую выбирает руководитель в процессе решения управленческой задачи, может характеризовать его личностные качества /2/. По склонности выбирать гу или иную стратегию всех руководителей условно можно разделить на две большие группы.
1) ориентированных на себя;
2) ориентированных на взаимодействие;