Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта

История развития психологической мысли тесно связана с историей развития философии и ее методами познания действительности. Такое влияние отразилось на многих теоретических и терапевтических направлениях в психологии. Так направления, которые опираются на гуманитарную парадигму, следуют следующим принципам:

1. Принцип герменевтики (от греч. hermeneutikos – искусство понимания, толкование). В психологии герменевтика используется, как техника понимания чужой индивидуальности и принцип понимания человека через то, как он себя выражает. Так как всякий человек (ситуация, текст) представляет два плана: смысл и выражение, то задачей понимающего становится выход на смысл личности (ситуации, текста) через внешнее проявление.

Всякое выражение требует языка (вербального, невербального), толкованием которого и занимается герменевтика. Расшифровка смысла может идти только по правилу - не объяснять, а понимать: в случае с человеком - иметь ввиду другого, как другого для себя, другого как культурный текст.

Основу понимания текста предваряет предчувствие понимания. Понимание не равно предубеждению и сравнению: у каждого человека своя норма, шкала и пути к этой норме, а сравнение убивает понимание. Понимание – это предвосхищение. Понимающий субъект понимает через свой внутренний мир, при этом не подменяет своей субъективностью проблему, смысл другого человека.

Герменевтика указывает на существование проблемы конфликта интерпретаций: понимание зависит от того кто понимает; и на проблемы понимания, например, такие как герменевтический круг: чтобы понимать, нужно знать, а чтобы знать - нужно понимать.

2. Принцип Экзегезы – дословно понимается как: 1) толкование неясного, неочевидного, темного; 2) благоговейное отношение к другому. Этот принцип указывает на отношение к Другому как тексту, а к тексту, как некой тайне, который нужно расшифровать, но дар расшифровки может быть дан, а может - нет.

Некая тайна – это необходимый атрибут всякой личности, то есть, я не могу в целом прочитать другой текст. Всякое прочтение другого человека ограничивает его свободу и свободу того, кто прочитал текст.

Принцип Экзегезы указывает, что понимание возможно до определенного предела, и что какие бы не были чистые помыслы для полного познания, они все равно грязны по сравнению с чистотой тайны.

3. Филологический принцип (принцип филологического такта) предполагает бережное отношение к индивидуальности другого. Отношение к другому как шедевру, который мог бы не удаться, но изначально обречен на успех. Эта работа с другим на уровне мастерства и искусства.

4. Принцип философской неукорененности - открытость к разным направлениям, готовность понять или принять другую систему взглядов.

Философские вопросы всегда нацелены на нечто целое, но схватить целое сложно, оно постоянно ускользает. Постоянное вопрошание к целому предполагает отрицание конечности: “Да - это то, но еще не все…” или “не то, не то…”; предполагает принципиальную необходимость менять позиции и принципы.

Однозначность противоречит этому принципу, так как предполагает конечность.

5. Принцип феноменологии. Реальность и жизненное пространство личности не одно и то же (представление о столе - это еще не стол). Всякая вещь, являясь в сознании, является феноменом сознания. Содержанием сознания является феноменологическое поле сознания (чистого сознания нет), которое может расширяться или сужаться. То есть, сознание характеризуется не только со стороны своего предмета (сознание - это всегда сознание о чем-то), но и процесса (осознания). Значит, расширение жизненного пространства личности может произойти за счет осознания своих переживаний. Данный принцип широко применяется в практике психологического консультирования, например, когда клиента подводят к мысли, что ситуацию не изменить, но можно изменить отношение к ней.

Лекция 5. Основные категории психологии. Методы исследования– 2 часа

Основные вопросы:

1. Основные категории (категориальный строй психологии).

2. Методы исследования.

3. Межпредметные связи.

Основные категории в психологии

В отличие от терминов, которые могут иметь различную степень обобщения (“память” и “узнавание”), категории являются предельными понятиями, не выводимыми из других и не сводимые к другим.

Категории, которые использует психология, принадлежат к различным уровням знаний. Условно их можно разделить на три группы: философские, общенаучные, общепсихологические.

Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Категории

философские общенаучные общепсихологические

1. общее и единичное 1. отражение 1. психическое

2. сущность и явление 2. состояние отражение

3. скорость и время 3. свойство 2. способности

4. материя и сознание 4. подход 3. темперамент

5. необходимость и случайность 5. личность 4. характер

6. противоречие и др. 6. принцип 5. мотив

Занимаясь историей психологии, М.Г. Ярошевский обратился к анализу распада некоторых психологических школ и течений. Выяснилось, что их создатели оказались ориентированы на один, относительно изолированный, заведомо приоритетный для исследователя психический феномен (к примеру, бихевиоризм положил в основу своих взглядов поведение, действие; гештальтпсихология – образ и т.п.). Тем самым ими была выделена якобы одна инвариантная “универсалия”, ставшая основанием для конструирования соответствующей теории. Это, с одной стороны, позволяло легче выстроить логику исследований, с другой стороны, сузило сферу применения, так как такой подход не опирался на общее основание для всех школ. Тогда Ярошевский предпринял попытку создания категориального каркаса психологии, который отражал бы ее полипредметность и вклад каждой школы в развитие психологиить. В 1971г. М.Г. Ярошевским было предложено понятие “категориального строя психологии”.

Категориальная таблица (основные блоки категориального каркаса психологического познания).

Ноосфера (новое эволюционное состояние биосферы: разумная деятельность человека – решающая)

кластеры

Субстанци- ональность Направ- леность Активность Когнитив- ность Субъектив-ность Событий- ность Действии- тельность

эйкумена
экзистен ция
соучаствование
разум
идея
свобода
человек
социоцент-

Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru рические

Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru категории

личность
Персоно- сфера
общения
чувство
сознание
деятель ность
ценность
мета-

Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru психоло пси-

Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru гическая хо-

Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru категории

ситуация
итеракция
мотив
переживание
образ
действие
я
базисные

Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru психоло-

Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru гические

Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru категории

Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru

Предмет ность
Сосущест вование
аффективность
ощущение
реакция
Потреб- ность
индивид
прото-

Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru психоло

гические

Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru категории

избирательность
сигнал
метаболизм
организм
нужда
среда
синергия
биоцентри-

ческие

категории Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru Принципы, выделяемые на основе психолого-философского аспекта - student2.ru

биосфера

Коротко можно сказать, что предмет психологии дан в системе ее категорий.

Ярошевский предложил рассматривать пять уровней (плеяд) категорий (биоцентрические категории, протопсихологические категории, базисные психологические категории, метапсихологические категории, социоцентрические категории) и семь кластеров (субстанциональность, направленность, активность, когнитивность, субъективность, событийность, действительность) (см. категориальную таблицу).

Каждом вышестоящий уровень категорий проявляет сущностные характеристики категорий нижестоящего уровня. Так, в метапсихологических категориях проявляются сущностные характеристики базисных категорий, которые в свою очередь могут стать сущностными для других категорий, более высокого порядка (социоцентрических категорий). Например, мотив – выступает как сущность, а ценность – проявлением этой сущности (явлением, в котором эта сущность обнаруживается).

Собственно психологическими категориями являются базисные психологические и метапсихологические категории. Выделенные базисные категории: на основе гештальтпсихологии – “образ”; психоанализ – “мотив”; бихевиоризм – “действие”; интеракционизм – “интеракция”; являются системообразующими для категорий более высокого порядка – метакатегорий: “сознание”, “ценность”, “деятельность”, “общение” и др.

В каждой метапсихологической категории раскрывается базисная психологическая категория, через соотнесение ее с другими базисными категориями, что позволяет выявить в ней заключенное системное качество. В то время как в каждой базисной категории каждая другая базисная категория существует скрыто, “свернуто”, то есть каждая отражает каждую (принцип голограммы), каждая метапсихологическая категория представляет собой развертку этих латентных связей.

Базисную категорию в функции субъекта какой-либо метапсихологической категории называют ее категориальным ядром. Категории, по средствам которых данная категория превращается в метакатегорию, обозначают, как оформляющие.

Достоинство данной категориальной системы в том, что в каждой психологической категории представлено единство явления и сущности.

Категориальный анализ психологии не исчерпывается метапсихологическими и базисными психологическими категориями. Н. Н. Ланге ввел понятие “психосфера”, охватывающие многоплановость феноменов в психологии. В. И. Вернадский предложил понятие биосфера, в которой проявляется совокупная деятельность живых организмов, как фактор планетарного масштаба и значения. Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития (ввел Ле-Руа совместно с Тейяром Шарденом в 1927г). Очевидно, что психосфера, сохраняя собственную уникальную предметность, интегрирует в превращенном виде процессы, совершающиеся в био- и ноосферах, тяготея в одних случаях к первым, в других ко вторым.

В биосфере сложилось пространство протопсихологических категорий, сущностно проявляющихся в базисном категориальном строе психологии. Уровень метапсихологических категорий содержит сущностные характеристики по отношению к социоцентрической категориальной развертки, детерминированной специфическими характеристиками ноосферы. Пример, потребность (протопсихологическая категория) выступает как сущность, а мотив (базисная категория) как явление, в котором эта сущность обнаруживается. Сущность ценности (метапсихологическая категория) проявляется в идеале (социоцентрическая категория).

Категориальный строй психологии, по мнению автора, незавершен и открыт для дополнений.

Наши рекомендации