Для формирования детской личности

А. В. Запорожец

Значение ранних периодов детства

для формирования детской личности

Как мы пытались показать, маленький ребенок очень пластичен, сенсибелен, легко обучаем. Он многое может, может значительно боль­ше, чем предполагали психологи и педагоги до сих пор. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы, в частности введения в систему образова­тельной работы детского сада обучения началам математики и гра­моты, а также значительного повышения уровня нравственного и эс­тетического воспитания детей дошкольного возраста. Вместе с тем полученные исследовательские данные говорят о том, что повыше­ние эффективности дошкольного воспитания требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка-дошколь­ника.

Во-первых, надо учитывать, что мы имеет дело с растущим дет­ским организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще ограничена. При перестройке педа­гогического процесса, при совершенствовании воспитательных про­грамм необходимо предусматривать не только то, чего ребенок данно­го возраста способен достигнуть при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это сто­ить. Ибо известно, какую опасность представляют перегрузка, переутомление для состояния здоровья и дальнейшего хода детского раз­вития.

Во-вторых, психолого-педагогические исследования говорят, что максимальный эффект в реализации больших возможностей ребенка-дошкольника достигается лишь в том случае, если приме­няемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с пси­хофизиологическими особенностями дошкольного возраста, если, на­пример, обучение дошкольников тем или иным знаниям и умениям проводится не в форме традиционного школьного урока, а в процессе дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных за­нятий, различных видов практической и изобразительной деятельно­сти и т. д.

В-третьих (и это, может быть, самое важное), анализ результа­тов психолого-педагогических исследований, проведенных в нашем Институте дошкольного воспитания, позволяет сделать вывод о том, что подлинно развивающийся характер дошкольное воспитание мо­жет приобрести лишь в том случае, если оно строится с учетом того особого значения, которое имеет дошкольное детство и интенсивно формирующиеся на данной возрастной ступени психические новооб­разования для общего хода поэтапного формирования личности. Та­кие специфические для дошкольного возраста новообразования, как синтетические формы восприятия пространства и времени, нагляд­но-образного мышления, творческого воображения и т. д., могут скла­дываться весьма различно в зависимости от условий жизни и вос­питания ребенка. При стихийном, неорганизованном формировании наглядно-образного мышления оно неизбежно приобретет те черты эгоцентризма, синкретизма, алогизма, которые с исчерпывающей пол­нотой и объективностью описаны Ж. Пиаже. Однако при система­тической организации ориентировки ребенка на существенные при­знаки той или иной сферы действительности при соответствующем обогащении содержания его игровой и практической деятельности наглядно-образное мышление дошкольника приобретает качественно новые черты. В форме наглядных образов, складывающихся у ребен­ка, получает отражение не только внешняя видимость явлений, но и простейшие каузальные, генетические и функциональные взаимоза­висимости между ними.

В результате начинают складываться в наиболее совершенной фор­ме те виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего, которые сыграют важную роль в деятельности взрослого человека.

Подобно этому при отсутствии целенаправленного нравственного воспитания, когда окружающие заботятся лишь об удовлетворении всех потребностей маленького ребенка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, к соблюдению простейших нравственных норм, неизбежно возникает наивный детский эгоизм, неоднократно описанный в литературе по детской психологии и грозящий превратиться впоследствии в зна­чительно менее наивный и гораздо более опасный эгоизм взрослого. Но эгоизм ребенка не является неизбежной особенностью возраста, а представляет собой в значительной мере результат недостатков вос­питания, следствие бедности и ограниченности социально-нравствен­ного опыта ребенка.

Обогащение этого опыта путем организации коллективной жизни и деятельности маленького ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не только со своими узко­личными интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих, приводит к тому, что, как уже отмечалось ранее, эмоции и стремле­ния дошкольника, сохраняя свою специфически детскую наивность и непосредственность, приобретают новый смысл, перерастая в сочув­ствие другим людям, в переживания чужих радостей и печалей как своих собственных, что составляет необходимую эффективную подо­плеку позднее формирующихся более сложных нравственных отно­шений.

Таковы некоторые факты и теоретические соображения, побужда­ющие выступать против искусственной акселерации психического развития ребенка и разрабатывать психолого-педагогическую концеп­цию амплификации обогащения этого развития.

Согласно этой концепции оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармонического развития создаются не путем форсированно­го, сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращение младенца в дошкольника, дошкольни­ка в школьника и т. д. Необходимо, наоборот, широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также обще­ния детей друг с другом и со взрослыми. На их основе должно осуще­ствляться целенаправленное формирование тех ценнейших душевных свойств и качеств, для возникновения которых создаются наиболее благоприятные предпосылки в раннем детстве и которые, как мы пы­тались показать, войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой

личности: эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями.

Напомним в целях дальнейшего анализа, что в этот период детско­го развития доминирующим в сознании ребенка является восприятие.

Теперь обратимся к рассмотрению социальной ситуации развития детей первого года жизни. По словам Л. С. Выготского, она состоит в том, что все поведение ребенка, вся его деятельность реализуются либо опосредствованно через взрослого, либо в сотрудничестве с ним. В отсутствие взрослого, говорил он, у ребенка как бы отнимаются руки и ноги, возможность передвижения, изменения положения, захваты­вания желаемых предметов. Короче говоря, буквально все потреб­ности и органические, и социальные — удовлетворяются взрослым. В результате в человеке как в предмете их удовлетворения воплоща­ются и фиксируются все указанные потребности, и он становится при­тягательным центром всякой непосредственно воспринимаемой ре­бенком ситуации.

А. И. Божович

Наши рекомендации