А) ищущие повороты головы при длительном звуке

Материал — громко звучащая игрушка или шуршащая бумага.

Методика выявления: гремят погремушкой 3 — 5 с на расстоянии 40 — 50 см сбоку, вне поля зрения лежащего на спине ребенка.

Помощь ребенку: если реакции нет, следует повторно 2 — 3 раза погреметь погремушкой справа и слева.

Поведение ребенка: слушает в течение 5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево. Возможен преимущественный поворот головы в одну сторону;

Б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого.

Методика выявления: взрослый ласково говорит с ребен­ком, лежащим на спине под подвешенной игрушкой, вне поля его зрения (на расстоянии 40 — 50 см) в течение 1 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не поворачивает голову в сторону взрослого, можно или продолжить разговор с ним, говорить более радостно, оживленно, или встать перед ребенком так, чтобы он посмотрел на говорящего взрослого, а затем опять отойти в сторону, но так, чтобы ребенок не сле­дил за ним. После проверки обязательно, разговаривая, по­казаться ребенку.

Поведение ребенка: сосредоточенно слушает в течение 5 — 10 с и поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет глазами, пытается "увидеть".

3. Эмоции и социальное поведение:

А) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.

Методика выявления: наклоняясь над лежащим на спине

ребенком, ласково говорят с ним (не прикасаясь), обращаясь 3 раза.

Помощь ребенку: если улыбка не появляется, надо еще 2 — 3 раза ласково поговорить с ребенком, более оживленно.

Поведение ребенка: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему;

Б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

Методика выявления: по обе стороны на расстоянии 30 — 40 см от лежащего на спине ребенка кладут детей, им в руки дают игрушки, провоцируют действия с ними, радуют де­тей, вызывая звуки.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на соседа, для привлечения внимания позвать ребенка оттуда, где лежат другие дети.

Поведение ребенка: случайно увидев лежащего рядом ре­бенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредото­чивает на нем взгляд в течение 15 — 30 с. Движения затор­можены.

4. Движения общие: лежа на животе, поднимает и неко­торое время удерживает голову.

Материал — яркая звучащая игрушка.

Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблю­дают в течение 2 с. Если ребенок не поднимает голову, на расстоянии 30 — 40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, медленно поднимают ее, говорят с ребенком.

Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, по­правляют ему руки под грудью, придерживают ноги, слегка нажимая, гладят спину вдоль позвоночника, от затылка до копчика.

Поведение ребенка: поднимает невысоко и удерживает го­лову не менее 5 с.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: по­вторно произносит отдельные звуки.

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим на спине.

Помощь ребенку: если за время наблюдения ребенок не произносит звуки, у него вызывают зрительное и слуховое сосредоточение на лице взрослого, а затем (несколько раз, повторно) произносят гласные и гортанные звуки (а, гы, кх, э). При длительном отсутствии звуков можно погладить, потор­мошить ребенка.

Задают вопрос взрослому, сопровождающему ребенка, из­дает ли ребенок звуки, какие.

Примечание. Метод опроса лица, сопровождающего ребенка, предназна­чен для проверки развития ребенка в условиях ПМПК(С).

Поведение ребенка: издает отдельные гласные и соглас­ные звуки без учитываемого раздражителя, может повторять звуки за взрослым.

Взрослый отвечает, что ребенок издает звуки, и приво­дит пример.

Месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосре­доточение в вертикальном положении (на лице разговарива­ющего с ним взрослого, игрушке).

Материал — яркая звучащая погремушка.

Методика выявления (проверяют только у ребенка, удержи­вающего голову в вертикальном положении): ребенок в вертикаль­ном положении на руках у взрослого, головой опирается о его плечо, второй взрослый на расстоянии 50 см разговаривает с ребенком; взрослый одной рукой держит ребенка в вертикаль­ном положении, а другой показывает ему игрушку, держа ее неподвижно.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, к ней привлекают внимание звучанием, передвижением в сторону, вверх, вниз, а затем держат неподвижно.

Поведение ребенка: после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.

2. Эмоции и социальное поведение:

а) проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональ­ное общение с ним (разговор).

Методика выявления: наклонившись над лежащим на спине ребенком, ласково, улыбаясь ему, оживленно говорят с ним в те­чение 25 — 30 с, обращаясь 3 раза.

Если ребенок не контактирует, задают вопрос лицу, сопровождающему ребенка, радуется ли ребенок в ответ на об­щение, как проявляет радость.

Поведение ребенка: смотрит на лицо взрослого. После одного-двух обращений широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в течение 5 — 10 с. Может про­являть комплекс оживления без какого-нибудь одного компонента.

В ответах взрослого, сопровождающего ребенка, перечисля­ются эти же компоненты;

Наши рекомендации