Исцеляющие возможности музыки
В холотропной терапии изменяющее ум действие дыхания сочетается с побуждающей музыкой. Подобно дыханию музыка и другие виды звуковой технологии на протяжении тысячелетий использовались как мощнейшие орудия обрядовых и духовных практик. С незапамятных времён монотонный барабанный бой, пение и другие виды звуковых техник были главным орудием шаманов в разных частях света. Многие доиндустриальные культуры совершенно независимо друг от друга развили барабанные ритмы, которые в условиях лабораторных экспериментов производили очень заметное воздействие на электрическую активность мозга (Jilek 1974, Neher 1961 and 1962). А архивы антропологов, изучающих первобытную культуру, содержат неисчислимые примеры преобразующих методик необычайной силы, сочетающих музыку, пение и танцы.
Во многих культурах звуковые технологии во время проведения сложнейших церемоний использовались именно для целей врачевания. Целительные обряды навахо, проводимые подготовленными певцами по своей поразительной сложности сравнимы с партитурами вагнеровских опер. Экстатические танцы бушменов !Кунг из африканской пустыни Калахари обладают необычайной целительной силой, что было засвидетельствовано многими антропологическими исследованиями и кинофильмами (Lee and DeVore 1976, Katz 1976). Целительные возможности обрядов синкретических религий Карибской и Южной Америки, таких как кубинская сантерия и бразильская умбанда признаются многими профессиональными психиатрами этих стран, которые получили традиционное западное образование. Замечательные примеры эмоционального и психосоматического исцеления происходят и на собраниях христианских групп, использующих музыку, пение и танцы, таких как Укротители Змея или Народ Святого Духа, возрожденцы или члены церкви пятидесятников.
Некоторые великие духовные традиции разработали звуковые техники, которые вызывали не только общее состояние транса, но и обладали более специфическим воздействием на сознание. Прежде всего, это тибетское многоголосое пение, священные песнопения различных суфийских орденов, индуистские бхаджаны и киртаны, и в особенности древнее искусство нада-йоги или пути к единению через звучание. Индийские техники устанавливают конкретную связь между звуками особых частот и чакрами индивида. И посредством правильного применения подобного знания, становится возможным повлиять на состояние сознания предсказуемым и желаемым образом. И это только несколько примеров широкого применения музыки с обрядовыми, врачебными и духовными целями.
В программе психоделической терапии Мэрилендского психиатрического исследовательского центра в Балтиморе в качестве метода, мы использовали музыку, и многое узнали о её необычайных возможностях для психотерапии. Тщательно подобранная музыка, по всей видимости, обладает особым значением в холотропных состояниях сознания, где выполняет несколько важных функций. Она приводит в движение чувства, связанные с вытесненными воспоминаниями, выводит их на поверхность и облегчает их выражение. Она помогает открыть дверь в бессознательное, усиливает и углубляет ход излечения и предоставляет содержательную среду для переживания. Непрерывный музыкальный поток создаёт бегущую волну, помогающую субъекту продвигаться сквозь трудные переживания и тупики, преодолевать психологические защиты, отдавшись ей, и позволяя всему идти своим чередом. На сеансах холотропного дыхания, которые обычно проводятся в группах, музыка играет ещё и дополнительную роль, заглушая создаваемые участниками посторонние шумы, и вплетая их в поток меняющихся ощущений.
Для того чтобы использовать музыку в качестве катализатора глубинного самоосвоения и работы переживания, необходимо научится новому способу слушать музыку, то есть такому, который нашей культуре чужд. На Западе мы часто пользуемся музыкой как звуковым фоном, который почти не несёт эмоциональной нагрузки. В качестве типичных примеров этого можно было бы назвать использование популярной музыки на приёмах, или набивающей оскомину фирменной или популярной музыки в торговых лавках, магазинах и на рабочих площадках. Для более искушенных слушателей характерен совершенно иной подход – дисциплинированное и интеллектуализированное прослушивание музыки в театрах и концертных залах. Характерный для рок-концертов динамичный и стихийный способ использование музыки, гораздо ближе к использованию музыки в холотропной терапии. Тем не менее, всё внимание участников таких событий обычно направлено вовне, и переживанию не достаёт важнейшей составляющей, которая столь существенна в холотропной терапии и самоосвоении – длительного направленного глядения внутрь себя.
При холотропном дыхании важно полностью отдаться музыкальному потоку, позволить музыке резонировать во всём своём теле, и откликаться на неё совершенно стихийно и непроизвольно. Что включает такие проявления, которые были бы немыслимы в концертном зале, где даже плачь или кашель могут стать источником возмущения. Здесь же каждому нужно давать полный выход всему, что бы ни вызывала музыка, будь то громкие крики или смех, детский лепет, звериные крики, шаманское пение или разговоры на чужих языках. Также важно не подавлять никакие физические порывы, такие как странное гримасничанье, чувственные движения тазом, сильная дрожь или судороги всего тела. Естественно у этого правила есть исключения, ибо разрушительное поведение, направленное на самого себя, на других или на физическое окружение не допустимо.
Мы также рекомендуем, чтобы участники прекратили всякую умственную деятельность, такую как попытки угадывать, кто у этой музыки композитор, или из какой культуры она происходит. Другие способы уклониться от чувственного воздействия музыки заключаются в том, что привлекается какая-то профессиональная оценка: суждение о качестве оркестрового исполнения, догадки о том, какие же играют инструменты, критическая оценка технического качества записи или музыкального оснащения комнаты. Но если нам удастся избежать подобных ловушек, музыка станет поистине очень мощным орудием вызова и поддержания холотропных состояний сознания. И потому у этой музыки должно быть высокое техническое качество и достаточная громкость для того, чтобы подгонять переживание. А сочетание музыки с учащённым дыханием обладает удивительной преобразующей силой.
Что же касается конкретного выбора музыки, то я обозначу только общие правила и дам лишь несколько советов на основании нашего опыта. Спустя некоторое время каждый терапевт или терапевтическая группа вырабатывает свой список излюбленных музыкальных произведений для разных стадий сеанса. Главное правило: чтобы по чувствам они соответствовали фазе, напряженности и содержанию переживаний участников, но не пытались программировать их. Именно такой подход соответствует общей философии холотропной терапии, в частности, её глубокому доверию к мудрости внутреннего целителя, к коллективному бессознательному, к независимости и произвольности хода исцеления.
Вообще, очень важно использовать музыку, которая была бы мощной, призывной и ведущей к благоприятным переживаниям. Мы стараемся избегать выбора резкой, диссонирующей и вызывающей тревогу музыки. Предпочтение должно отдаваться музыке высокого художественного качества, не очень известной и имеющей не слишком большое конкретное содержание. Следует избегать использования песен и других вокальных произведений на языках, известных участникам, которые оказались бы способны своим словесным содержанием привнести какое-то конкретное сообщение или внушить какую-то особую тему. Когда применяются вокальные композиции, то они непременно должны звучать на иностранных языках, чтобы человеческий голос воспринимался просто как иной музыкальный инструмент. По той же самой причине предпочтительно избегать произведений, которые бы вызывали конкретные рассудочные ассоциации и могли бы запрограммировать содержание сеанса, таких как свадебные марши Вагнера и Мендельсона, или увертюра к опере Бизе «Кармен».
Как правило, сеанс начинается с активизирующей музыки, динамичной, плавной, эмоционально приподнятой и ободряющей. По мере продолжения сеанса музыка постепенно нарастает по напряженности и доходит до очень сильных кусков, вызывающих транс, и в идеале, взятых из обрядов или духовных традиций различных коренных культур. Несмотря на то, что многие из таких исполнений могут оказаться также и эстетически приятными, всё же главной целью тех групп людей, что их создавали, было отнюдь не увеселение, а вызывание холотропных переживаний.
Через полчаса или же час после начала сеанса холотропного дыхания, когда обычно переживание достигает вершины, мы ставим то, что называем «музыкой прорыва». Для этого момента выбирается музыка священная: мессы, оратории, реквиемы и другие мощные оркестровые произведения – за исключением звуковых дорожек из художественных фильмов. Во второй половине сеанса напряженность музыки постепенно ослабевает, и мы вводим нежную и эмоционально волнующие куски – «душевную музыку». И, наконец, в завершение сеанса музыка становится успокаивающей, плавной, неритмичной и задумчивой.
Большинство практикующих холтропное дыхание собирают музыкальные записи и стремятся создать свой собственный излюбленный ряд для пяти последовательных фаз сеанса: (1) вступительная музыка, (2) преобразующая музыка, (3) музыка прорыва, (4) душевная музыка и (5) созерцательная музыка. Некоторые из них используют предварительно записанные музыкальные программы на весь сеанс, что позволяет помощникам быть более свободными для работы с группой, но делает невозможным гибкое согласование подбора музыки с энергией группы. Таблица 5.1 перечисляет музыкальные произведения, которые чаще всего используются при холотропном дыхании и пользуются наибольшей популярностью среди тех, кто практикует холотропное дыхание. Она основана на итогах опроса, который психолог Стивен Дайнен, дипломированный ведущий холотропного дыхания, провёл среди других практикующих.
Избранные музыкальные произведения для холотропного дыхания
(На основе опроса, проведенном Стивеном Дайненом среди сертифицированных ведущих холотропного дыхания)
Альбом:Исполнитель:
___________________________
Nomad Nomad
Dorje Ling David Parsons
1492 Vangelis (soundtrack)
Globalarium James Asher
Passion Peter Gabriel
Dance the Devil Away Outback
Feet in the Soil James Asher
Mission Ennio Morricone (soundtrack)
Power of One Hans Zimmer (soundtrack)
Last of the Mohicans Trevor Jones (soundtrack)
Egypt Mickey Hart
Passage in Time Dead Can Dance
Antarctica Vangelis (soundtrack)
Deep Forest Deep Forest
Jiva Mukti Nada Shakti & Bruce Becvar
Legends of the Fall James Horner (soundtrack)
Mustt-Mustt Nusrat Fateh Ali Khan
Planet Drum Mickey Hart
Shaman's Breath Professor Trance & the Energizers
Themes Vangelis
Trancendance Tulku
X Klaus Schultze
All One Tribe Scott Fitzgerald
Baraka Michael Stearns (soundtrack)
Bones Gabrielle Roth
Braveheart James Horner (soundtrack)
Direct Vangelis
Dynamic/Kundalini Osho
Earth Tribe Rhythms Brent Lewis
Music to Disappear In Raphael
Schindler’s List John Williams (soundtrack)
Tana Mana Ravi Shankar
Thunderdrums Scott Fitzgerald
All Hearts Beating Barbara Borden
Closer to Far Away Douglas Spotted Eagle
Distant Drums Approach Michael Uyttebroek
Drums of Passion Babatunde Olatunji
Gula Gula Mari Boine Persen
Heaven and Earth Kitaro/soundtrack
Journey of the Drums Prem Das,Muruga, & Shakti
Kali’s Dream Alex Jones
Lama’s Chant Lama Gyurme & Rykiel
Mishima Philip Glass (soundtrack)
Powaqqatsi Philip Glass (soundtrack)
Rendezvous Jean-Michel Jarre
Skeleton Woman Flesh & Bone
Songs of Sanctuary Adiemus
Transfer Station Blue Michael Shrieve
Voices Vangelis
Waves Gabrielle Roth
Anima OIO
At the Edge Mickey Hart
Divine Songs Alice Coltrane
Drummers of Burundi The Drummers of Burundi
Drums of Passion: The Beat Babatunde Olatunji
Exotic Dance Anugamo & Sabastian
Force Majeure Tangerine Dream
From Spain to Spain Vox
Gnawa Music of Marrakesh Night Spirit Masters
House of India d.j. Cheb I Sabbah
Little Buddha Ryuichi Sakamoto (soundtrack)
Mask Vangelis
Meeting Pool Baka Beyond
Miracle Mile Tangerine Dream
Out of Africa Dan Wallin et al.(soundtrack)
Oxygene Jean Michel Jarre
Pangea Dan Lacksman
Piano Michael Nyman (soundtrack)
Planets Gustav Holst
Private Music of.. Tangerine Dream
Rai Rebels various
Rhythm Hunter Brent Lewis
Sacred Site Michael Stearns
Serpent’s Egg Dead Can Dance
Stellamara Sonya Drakulich & Jeff Stott
Tibetan Tantric Choir The Gyuto Monks
Tongues Gabrielle Roth
Totem Gabrielle Roth
Whirling Omar Faruk Tekbilek
Winds of Warning Adam Plack & Johnny White Ant