Познавательные возможности музыки как вида искусства

Музыка – одно из наиболее впечатляющих искусств, способных воздействовать на самые глубокие чувства человека, затронуть тончайшие струны сердца. Ее огромные возможности издавна привлекали внимание мыслителей, педагогов, психологов, музыкантов и др. Задумываясь над тайнами влияния музыки, они пытались определить роль музыкального искусства в становлении личности, подчёркивали особые свойства, которыми обладает музыка среди других видов искусств.

Так в Древней Индии считалось, что музыкальное воспитание соответствует достижению богатства, благочестия, доставляет наслаждение. Полезной для детей считалась быстрая, веселая музыка, для юношества – в среднем темпе, а для людей зрелого возраста – в медленном, спокойного и торжественного характера.

В Древнем Китае музыка считалась одним из лучших средств перевоспитания людей и изменения обычаев, развития таких моральных качеств, как великодушие, спокойствие, скромность. Такое толкование имело политическую окраску.

В эпоху античности наблюдается широкое развитие идей музыкального воспитания. Музыка, воспринималась как триединство «мусических искусств» – поэзии, танца, музыки, и считалась одним из самых могущественных средств гимнастики души и психики, морально-жизненной тренировки растущего человека.

Применительно к музыкальному искусству, наиболее детально, понятие гармонии разрабатывалось Пифагором и его учениками. Музыку они оценивали как незаменимое средство врачевания нравов, гармонизации души и поэтому отводили ей первостепенную роль в эстетическом воспитании [2 с. 12].

Воспитательная роль музыки оценивалась и во многих философских учениях мыслителей Древней Греции: Платона, Аристотеля. Для первого музыка и гимнастика являются главными средствами воспитания: «... Не в мусическом ли искусстве [заключено] самое значительное воспитательное средство, так как ритм и гармония больше всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают её, доставляя благообразие и делая её благообразной, если воспитание поставлено правильно; если же нет, [получается] противоположное» [3 с. 5].

Незаменимость музыки как средства воспитания виделось Аристотелем в её способности духовного очищения – катарсисе, нравственного воспитания, поскольку она способна непосредственно воздействовать на мир чувств человека и целенаправленно формировать его. В музыке он различал три типа мелодий: этические (воздействующие на нравственные чувства), практические (вызывающие активность) и энтузиатические (вызывающие экстаз) [2 с. 16].

Идеи музыкально-эстетического воспитания, зародившиеся в глубокой древности, были восприняты другими культурами.

В Древнем Риме роль музыки превратившейся вслужанку риторики,падает. Взгляды устанавливающиеся на музыку принижают ее социальное значение: стоиками она чересчур морализуется (Диоген Вавилонский), дляскептиков она способна лишь создавать настроение, отвлекающее от душевных страданий (Секст Эмпирик), эпикурейцы же начисто отрицают воспитательную роль музыки, приравнивая еевоздействие квкусовым ощущениям.

Видное место занимала музыка и всредневековой культуре. Её назначением было – служить приманкой, делающим привлекательным идоступным слово Священного писания. Кроме официального церковного воспитания в средние века развивалось светское музыкально-эстетическое воспитание, которое нашло отражение в рыцарском искусстве трубадуров, труверов, миннезингеров.

Ещё более значительную роль играло светское воспитание в эпоху Возрождения, ведущим принципом которой стал – гуманизм. В это время утверждается мнение, что музыкальное искусство способно к выражению всеобщей гармоничности: «Тот, кто не получает удовольствия от музыки, создан без гармонии, потому, что... если кому-нибудь не нравится гармония, то она в нём в какой-то мере отсутствует...» [4 с. 56]

Высказывания о глубоком эстетическом воздействии музыки на человека есть у гуманиста Беларуси Франциска Скорины. Ценность музыки и пения виделась им в придании гармонии душевному миру человека, его возвышению, дарованию наслаждения красотой [2 c. 24].

Важное значение для теории и практики музыкального воспитания XX века имела педагогическая деятельность и труды Яворского Б.Л., Асафьева Б.В., Кабалевского Д.Б., Апраксиной О.А., Алиева Ю.Б., Абдулина Э.Б. (массовое музыкальное воспитание), Ветлугиной Н.А., Школяр Л.В. (музыкальное воспитание дошкольников и младших школьников), Баренбойма Л.А., Николаева А. А. (начальное музыкальное образование) и др.

С течением времени музыкальное искусство стало испытывать на себе воздействие научно-технического прогресса. Вскоре сложилась такая ситуация, когда встреча с музыкой стала неизбежной для каждого человека, по распространённости она оказалась едва ли не впереди других искусств. Широкое распространение музыки само по себе не формирует музыкальной культуры человека, а лишь служит предпосылкой к её развитию. Хотя право на существование имеют все жанры музыкального искусства, чрезмерное увлечение каким-либо из них ведут к обеднению духовного мира человека, порождают эмоциональную ограниченность. Устранить этот пробел призвано музыкальное воспитание.

Первая и главная особенность музыки кроется в её интонационной природе. Интонируя, человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Музыкальную речь, состоящую из ряда интонационных единиц, можно рассматривать как образно-познавательную деятельность сознания, связанную с выражением звукообразов, звукоидей.

Вторая сторона специфики восприятия и понимания музыкального образа состоит в особенностях его гносеологического статуса. Объективная основа музыкального искусства лежит не в натуралистическом воспроизведении эмоций. Человек интонирует о мире, о себе с помощью исторически сложившихся средств музыкальной выразительности, т.е. музыкального языка.

И третья, особенность музыки состоит в глубине и огромной эмоциональной силе психологического и физиологического воздействия на человека. Музыка – искусство временное и звуковое. Материалом, физической основой построения музыкального образа выступает звук. Его громкость, высота, продолжительность, тембр имеют не только специфическое художественно-образное значение, но и физическое воздействие на человека, вызывая в нём определённое физиологическое состояние.

Музыка – искусство полифункциональное, все функции которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Основной функцией, включающей в себя все другие функции музыки, является эстетическая функция. Здесь эстетическое выступает как такой тип воздействия музыки на личность и отношение её к музыке, который детерминирован эстетическим переживанием, потребностью, эстетическим идеалом. Эстетическое воздействие сжимает в своём содержании остальные функциональные значения музыки (познавательное, оценочное, коммуникативное и др.), которые не проявляются в должной мере вне эстетического воздействия на личность [5 с. 117].

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.

Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.

Выдающимся государственным деятелем А.В. Луначарским были намечены основные пути осуществления воспитания:

а) развитие способности воспринимать музыку (слушание);

б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений способностей и умений (пение, игра на инструментах);

в) усвоение нужных знаний (грамотность).

Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей. Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.

Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели, как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться на музыку.

Таким образом, в полной мере оценив влияние музыки на человека я могу смело сказать, что она является маятником для нас, и в некоторых моментах жизни слушая прекрасную мелодию, мы можем отвлечься от насущных проблем и окунуться в незабываемый океан гармоничных созвучий и пронизывающих сердце вариаций.

Наши рекомендации