Лекция 5. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие
План:
1. Психологическая характеристика ощущения.
2. Психологическая характеристика восприятия.
3. Психологическая характеристика внимания.
4. Психологическая характеристика памяти.
Литература:
1. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2008.
2. Психология мышления /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова – 2-е изд., переаб. и доп. –М.. 2008.
3. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
4. Денисова О.П. Психология и педагогика : учеб. пособие / О.П. Денисова. — М. : Флинта : МПСИ, 2007.
1. Психологическая характеристика ощущения.
Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы выступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность. Основная функция этих процессов — познавательно-аналитическая.
Ощущение – чувственное отображение объективной действительности. Физиологической основой ощущения является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: периферического (рецептора), проводящих нервных путей; корковых отделов анализатора (центральных, кора головного мозга).
Ощущения могут быть охарактеризованы свойствами:
· Качество – характеризует основную информацию, отображаемую данным О.
· Интенсивность – количественная характеристика и зависит от силы воздействия раздражителя и функционального состояния рецептора.
· Длительность – временная характеристика возникшего О. время воздействия раздражителя и его интенсивность.
· Пространственная локализация раздражителя (откуда).
Минимальная величина воздействия раздражителя, при котором впервые возникает О., называется абсолютным порогом О. (Г.Т. Фехнер)
Верхний абсолютный порог (болевой порог) – значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно.
Нижний абсолютный порог – минимальная сила раздражителя, при котором появляется О.
· Основные виды ощущений:
· Кожные или тактильные ощущения. Рецепторы в коже и слизистых оболочках прикосновения, температура (тепла, холода), боль).
· Вкусовые и обонятельные ощущения. Рецепторы вкусовые луковицы (вкусовые клетки) на языке. Обонятельные клетки в слизистой обонятельной области. В.И О. часто смешиваются.
· Слуховые О. различают все звуки на музыкальные и шумы. Речь содержит характеристики обеих групп. О. имеют три стороны: высоту звука, громкость звука, тембр звука.
· Зрительные О. свет и цвет
· Прориоцептивные О. – равновесия и движения. Рецепторы во внутреннем ухе.
· Осязание процесс сочетания кожных и двигательных О. Способность оценивать свойства предметов – твердость, мягкость, гладкость, шероховатость.
2.Психологическая характеристика восприятия.
Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непросредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Все, что человек воспринимает, предстает перед ним в виде целостных образов. Происходит синтез О. в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в одной модальности (зрительные в образы), так и в пределах нескольких модальностей. В. Включает в себя О. и основывается на нем. Но помимо О. в В. задействован и предыдущий опыт человека, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс В. включаются психические процессы более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому В. очень часто называют перцептивной системой человека.
Физиологической основой В. являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах ЦНС. Физиологическая основа В. усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.
Основные свойства восприятия:
Предметность - способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом О., а в форме отдельных предметов.
Целостность – восприятие дает целостный образ предмета.
Структурность – В. доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которыми мы столкнулись в реальном мире.
Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.
Осмысленность – хотя В. возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств перцептивные образы всегда имеют смысловое значение.
Активность (избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего В., т.е. не отражаются в нашем сознании.
Виды восприятия:
По модальности (анализатор) – слуховое зрительное, осязательное, кинестетическое, обонятельное, вкусовое. Различные виды В. редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются и в результате возникают сложные виды восприятия.
По форме существования материи: В. пространства, В. времени, В. движения.
К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве.
3. Психологическая характеристика внимания.
Внимание— это динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем. Это обеспечивает адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно. Внимание обеспечивает также и успешность деятельности.
Внимание проявляется как в сенсорных процессах (зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное и др.), где его объектами выступает действительность во всем ее многообразии, так и в мнемонических, мыслительных. Здесь объектами внимания являются воспоминания, представления человека, его мысли, переживания.
Физиологической основой внимания выступает общая активизация деятельности мозга и создания доминантных очагов возбуждения в его коре.
В зависимости от того, где находится объект внимания — во внешнем мире, вне субъекта познания и деятельности (материальные процессы, явления действительности, люди, их действия) или в субъективном мире личности (собственные мысли, переживания, планирование своего поведения и т.п.), — различают внимание внешнее (сенсорно-перцептивное) и внутреннее.
Различают три вида внимания.
1. Непроизвольное. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта (его новизны, неожиданности появления, силы воздействия, степени значимости для человека и т.д.).
2. Произвольное. Это высшая специфическая человеческая форма внимания. Она возникает, когда человек ставит перед собой задачи, сознательные цели, и поэтому неразрывно связана с речью, это внимание невозможно без волевой регуляции и использования специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения, переключения внимания. Его иногда называют волевым вниманием.
3. Послепроизвольное. Возникает на основе произвольного, как бы вырастает из него и заключается в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости, интереса для личности.
Внимание человека характеризуется рядом качеств, свойств.
Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать в единицу времени в связи с какой-нибудь задачей. Объем внимания, как и другие качества психики, можно развивать специальными упражнениями, деятельностью.
Распределение — способность одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. Высокая степень распределения внимания позволяет человеку осуществлять большой объем разных действий в единицу времени, создает резерв, запас времени.
Переключаемость — перевод внимания с одного объекта на другой, с одних видов действий и деятельности на другие. Эти характеристики внимания связаны с такими особенностями нервной системы, как мобильность, возбудимость, торможение.
Концентрация — способность человека в деятельности сосредоточиться на главном с одновременным отвлечением от второстепенного.
Устойчивость — это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте. Эта особенность внимания зависит от особенностей нервной системы человека (чем слабее нервная система и чем более возбуждена, тем устойчивость внимания ниже), от мотивации, внешних обстоятельств.
Концентрация и устойчивость внимания зависят от осознания ответственности за деятельность, чувства долга, понимания смысла деятельности, интереса к ней, волевых качеств личности.
Колебание внимания — это качество, противоположное устойчивости.
Рассеянность — отрицательное качество внимания. Она выступает следствием различных причин. Самые существенные из них: низкая ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние утомления и напряженности, болезнь. В борьбе с рассеянностью необходим тщательный анализ ее причин.