Практическое занятие 4. Психологическая диагностика познавательных процессов

Диагностика общих закономерностей внимания и его основных свойств: корректурная проба, черно-красные таблицы, таблицы Шульте.

Диагностика мнемических способностей и видов памяти.

Индивидуальные особенности мыслительных процессов и их диагностика.

Особенности исследования познавательных процессов в практике педагога-психолога. Познавательные процессы в структуре готовности ребенка к школе.

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. – Ростов-на-Дону, 1996.

2. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М.Гуревича. – М.,

3. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной – М., 1991.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

Тема 8. Диагностика межличностных отношений

Диадные отношения, внутригрупповые процессы. Диагностика межличностных отношений. Социометрия, референтометрия. Цветовые тесты отношений. Методики Т. Лири, Р.Жиля.

Вопросы к зачету

1. История развития психодиагностики личности.

2. История развития психодиагностики интеллекта.

3. История развития проективных методов исследования личности.

4. Диагностика и развитие музыкальных способностей.

5. Диагностика и развитие художественных способностей.

6. Исследование способностей к педагогической деятельности.

7. Особенности интеллектуального развития ребенка в раннем детстве.

8. Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте.

9. Особенности интеллектуальной деятельности в подростковом возрасте.

10. Структура интеллекта в профессиональной ориентации старшеклассников.

11. Взаимосвязь интеллектуальных и творческих способностей в структуре личности.

12. Влияние личностных особенностей на успешность обучения.

13. Исследование мотивации учебной деятельности школьников.

14. Мотивации достижения как фактор успешности деятельности.

15. Эмоциональное развитие ребенка.

16. Развитие и диагностика коммуникативных способностей детей.

17. Психологический анализ семейных отношений.

18. Межличностные отношения в детском коллективе.

19. Психологические особенности детей с отклоняющимся поведением.

20. Психологические особенности одаренных детей.

Литература

Основная

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. – М., 1982.

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. – Ростов-на-Дону, 1996.

3. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. –Киев, 1997.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб., 1999.

5. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л., 1982.

6. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 1976.

7. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.

8. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., 1987.

9. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. / Под ред. В.В. Столина, А.Г.Шмелева. – М., 1984.

10. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. – М., 1988.

11. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М.Гуревича. – М., 1996.

12. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной – М., 1991.

13. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 1996.

Дополнительная

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив // ВП. 1985. №5.

2. Белый Б.И. Тест Роршаха. Методическое руководство. – М.,

3. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // ПЖ. 1984. №3.

4. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / пер. с англ. – М., 2000.

5. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.

6. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев, 1979.

7. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989.

8. Гринберг А.З. Надежность психологического тестирования: индивидуальные и групповые данные // ПЖ. 1990. №5.

9. Гуревич К.М., Акимова М.К. Козлова В.Т. Статистическая норма или социально-психологический норматив? // ПЖ. 1986. №3.

10. Гуревич К.М. Психологическая диагностика и законы психологической науки // ПЖ. 1991. №2.

11. Диагностика психического развития / Под ред. И. Шванцара. – Прага, 1978.

12. Забродин Ю.М., Похилько В.И., Шмелев А.Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных тест-опросников // ПЖ. 1987. №6.

13. Зайцев В.П. Психодиагностический тест «милимульт» // ПЖ. 1981. №3.

14. Клайн П. Конструирование психологических тестов. –

15. Клаучек С.В., Дларю В.В., Иванчук Л.В. СМОЛ: критическая оценка // ПЖ. 1993. №4.

16. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000.

17. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма.

18. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984.

19. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983.

20. Маховер К. Проективный рисунок человека. – М., 1996.

21. Методики психодиагностики в спорте / В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов и др. – М., 1990.

22. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. – М., 1989.

23. Петренко В.Ф. Психосемантические методы исследования мотивации // ВП. 1983. №3.

24. Петренко В.В. Введение в психосемантику. _ М.,

25. Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // ВП. 1984. №3.

26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

27. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // ПЖ. 1989. №1.

28. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. – М., 1990.

29. Русалов В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методик) // ПЖ. 1992. №2.

30. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. – М., 1990.

31. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 2. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство. – М., 1990.

32. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири. Методическое руководство. – М., 1990.

33. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

34. Столин В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции // ПЖ. 1981. №3.

35. Франселла Ф. Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам. – М., 1987.

36. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М., 1999.

37. Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. В 2-х томах. – Братислава, 1988.

38. Эткинд А.М. Тест Роршаха и структура психического образа // ВП. 1981. №5.

Наши рекомендации