Глава 2. Основные положения Dasein-анализа
Бинсвангеру за все время своей полувековой деятельности удалось создать философскую и медицинскую антропологию, которая является основанием для большинства версий экзистенциально-феноменологической психологии и психиатрии. Отвергая биологизм и детерминизм З. Фрейда, его учение о бессознательном, теории либидо, вытеснение, символику сновидений, он проделал путь, который прошла в своем развитии философия первой трети 20 века в Германии: от неокантианства – к феноменологии, затем, вслед за М. Хайдеггером, к учению о человеческой экзистенции, и, в конечном итоге, к созданию собственного варианта философский антропологии. Отвергая существующие объясняющие подходы к человеческому сознанию, Л. Бинсвангер говорил, что в научных теориях «…реальность феноменального, его уникальность и независимость поглощаются гипотетическими силами, влечениями и управляющими ими законами» (Бинсвангер, Л., цит. по Тихонравову Ю. В.). Бинсвангер подчеркивал, что наука о человеке должна описывать человеческое существование в его целостности, разорвав путы всех специализированных научных концепций человека. Он отказывался от самого принципа каузального объяснения психических явлений, так как понимал невозможность совмещения субъективного смысла и причинности. «Объективистские концепции не дают истинного понимания душевной жизни невротика», - писал он, обращая внимание на то, что нужно интерпретировать опыт человека в его собственных терминах, а не сводить его к научным понятийным конструкциям (Бинсвангер, Л., цит. по Тихонравову, Ю. В.). Даже если мир другого человека кажется странным, ненормальным, важно понимать, осмыслять его через тревоги, эмоции, нужды другого человека. Бинсвангер говорит о том, что не существует реальности, одинаковой для всех, «нормальной» в понимании традиционной психиатрии. Мир душевно больного человека он также видит как мир осмысленный, даже если это не смысл обычных людей. Именно этот мир должен понять психиатр. Задача феноменологического описания мира больного сложна – ведь он полностью отличается от нашего мира, нельзя интерпретировать, рационально истолковывать, нужно понять этот мир «…в целостности и единстве переживания», поэтому Бинсвангер говорит о реконструкции смыслового горизонта больного (Летуновский, В. В.)
Долгое время Л. Бинсвангер придерживался высказанной Гуссерлем идеи об интенциональности сознания, видя в ней ключ к построению психологии, которая могла бы уловить мир субъективных смыслов. В концепции Хайдеггера он увидел основание для создания собственной теории. Бинсвангер писал: «...Хайдеггер вручает психиатру ключ, при помощи которого он может, не будучи связанным предубеждениями какой-либо теории, установить и описать исследуемые им феномены в полном их феноменальном содержании и соответствующем контексте» Бинсвангер, Л., цит. по Тихонравову Ю. В.). Он предлагает Dasein-анализ, или экзистенциальный анализ как метод понимания личности во всей полноте и уникальности ее существования, цель которого – реконструкция внутреннего мира опыта. Экзистенциальный анализ для Бинсвангера заключается в определении экзистенциальной априорной структуры конкретного способа существования человека, которая конституирует человеческий опыт в целом. Экзистенциальные априори, которые можно выявить с помощью процедуры экзистенциального анализа, образую смысловую матрицу, которая, по Бинсвангеру, позволяет понимать конкретные проявления человеческой деятельности (Летуновский, В. В.).
Большая часть понятий, которыми пользуется Бинсвангер в своей концепции, взята им из работы М. Хайдеггера «Бытие и время». В частности, он говорит о «миропроекте», «трансценденции», «бытии-в-мире». Большая часть проблем, рассматриваемых представителями экзистенциального направления, раскрывается ими с использованием этих понятий (Тихонравов, Ю. В.).
Предлагая свою концепцию, Л. Бинсвангер стремится раскрыть человека как существо, взаимосвязанное с миром, и мир как значимый для человека. В экзистенциальном анализе мир понимается как структура значимых отношений, в которых человек существует и которые создает. Он состоит из всего многообразия детерминистических сил, которые так или иначе воздействуют на человека, но воздействие это реализуется через отношение самого человека, Р. Мэй так пишет об этом: «…это я делаю их такими, так или иначе относясь к ним, сознавая их, пронося с собой, создавая и формируя, встраивая их в каждую минуту своих отношений» (Мэй, Р.). Мир – это структура значимых отношений, которую создает сам субъект. Л. Бинсвангер предлагает рассматривать три модуса бытия-в-мире.
1) Umwelt, буквально означающий "мир вокруг". Это биологический мир, который обычно называют окружающей средой. Это то, что мы называем предметным миром вокруг нас, природным миром. Umwelt у животного и человека – это биологические потребности, мотивы, инстинкты. Сюда входят природные законы природные циклы сна и бодрствования, рождения и смерти, желания и покоя. Umwelt описывают категории «адаптации» и «приспособления». Это – мир биологического детерминизма, мир конечности, мир «заброшенных», к которую мы должны приспосабливаться. Umwelt рассматривается в контексте с человеческим самоосознанием.
2) Mitwelt, буквально – "с миром". Это мир существ одного вида, мир наших соплеменников. Структура этого мира образована взаимоотношениями людей друг с другом, и описывается через категорию «отношения». Если человек настаивает, что другой должен приспосабливаться к нему, он относится к другому не как к Dasein, а как к средству. Если человек приспосабливается к самому себе, то также использует себя как объект. При встрече оба человека меняются – в этом и состоит сущность человеческих отношений.
3) Eigenwelt, "собственный мир". Он понят в своевременной психологии хуже всего. Это форма отношений с собственным "я", предполагающая самосознание, самоотношение, которые есть только у человека. Это не просто внутреннее переживание, но базис, основа наших отношений, благодаря которой мы видим реальный мир в его истинной перспективе.
Три формы мира связаны друг с другом и взаимно обусловлены, человек одновременно живет в трех мирах: Umwelt, Mitwelt и Eigenwelt. «Это три разных мира, но при этом это три одновременно существующих формы бытия-в-мире», - Р. Мэй. Реальность бытия-в-мире теряется, если одна из этих форм значительно преобладает над другими (Мэй, Р.).
Существует много модусов бытия-в-мире, и каждый из них – способ самопонимания, самоинтерпретации и самовыражения Dasein. Бинсвангер, описывая качество отношений с другими людьми, говорит дуальном модусе существования, о «Я-Ты» коммуникации (Холмогорова А. Б., 2010). Дуальный модус достигается двумя людьми в любви, «Я» и «Ты» становятся «Мы». Это – модус подлинного существования. Бинсвангер описывает также множественный модус – мир формальных отношений, соревнования, борьбы. Он выделяет также сингулярный модус (модус человека, живущего для себя) и анонимный (модус человека, который прячется в толпе). Как правило, у человека не один, а несколько модусов существования. Бинсвангер считает неподлинными всю область отношений между людьми, которые детерминированы извне, когда человек в результате во всех своих отношениях с предметным окружающим миром (Umwelt), с другими людьми (Mitwelt), с самим собой (Eigenwelt) предстает как детерминированное нечто. «"Некто полностью исчезает за суммой каких-то нечто, за которые он принимается; он полностью объективирован…», - пишет Бинсвангер (Бинсвангер, Л., цит. по Тихонравову Ю. В.). Он описывает множество проявлений такого обезличенного, манипулятивного подхода к миру и к другим людям (Тихонравов, Ю. В.).
Другое важное понятие Dasein-анализа – трансценденция, что буквально означает выход за пределы чего-либо. Трансценденция в экзистенциальной психологии понимается как фундаментальная способность человеческого существа, заданная онтологической структурой, она подразумевает, что человек относится к себе одновременно как к объекту и к субъекту, что он может взглянуть на себя со стороны, преодолеть непосредственные границы времени (Тихонравов, Ю. В.). Р. Мэй подчеркивает, что эта способность зафиксирована в самом термине "существовать", то есть "выделяться из". (Слово «существование» («existence») пришло от корня ex-sistere, означавшего буквально «выделяться, появляться»). Трансценденция подчеркивает, что в каждый момент времени человек участвует в том или ином действии (Мэй, Р.). Это – указание на активность человеческой личности, на ее творческое начало. С другой стороны, представление о способности человека к трансценденции, к выходу за пределы наличной ситуации подтверждает идею, в которой экзистенциальный анализ противопоставлен психоанализу: значение событий прошлого не фатально (Тихонравов, Ю. В.). Способность к трансцендированию наличной ситуации подразумевает четвертое измерение – измерение времени, что не позволяет описывать человеческих существ как статичных субстанций. Самосознание подразумевает самотрансцендирование, которое, в свою очередь, предполагает Eigenwelt – форму поведения, в которой человек видит себя одновременно и субъектом и объектом (Мэй, Р.).
Бинсвангер говорит также о бытии-за-пределами-мира. Речь идет о тех возможностях, которыми человек обладает в трансцендировании из мира пребывания в новый мир. Люди, по его представлению, стремятся реализовать все возможности своего бытия. Только актуализируя свой потенциал, они могут жить аутентичной жизнью. Ограничивая возможности своего существования, отказываясь от них, они ведут неаутентичное существование (Тихонравов, Ю. В.).
Наконец, одно из важнейших понятий экзистенциального анализа Бинсвангера – «миропроект». Этот термин он вводит для обозначения всеобъемлющего паттерна индивидуального модуса бытия-в-мире. Миропроект определяет, как человек будет действовать в той или иной ситуации, какими будет его характерные черты, какие будут проявляться симптомы (Тихонравов, Ю. В.). Миропроект характеризует и мир человека, как он есть сейчас, и его мир, направленный в будущее. Бинсвангер подчеркивает, что понятие миропроект акцентирует наше внимание на «как», а не на «что». Трансценденция раскрывается в миропроекте не только как собственно проект мира, но и как проект самого себя (Летуновский, В. В.). Миропроект определяется через его границы: они могут быть узкими и сжатыми либо широкими, экспансивными. Важно, что миропроект, определяя поведение личности, остается за пределами сознания, его необходимо раскрыть. У человека может быть более одного миропроекта, и Бинсвангер подчеркивает, что угроза возникновения заболевания выше, когда миропроект определяется небольшим количеством категорий, чем тогда, когда он разнообразен (Тихонравов, Ю. В.).
Наконец, необходимо сказать о том, как Л. Бинсвангер понимал механизмы развития психической патологии. Он исходит из представлений о свободной воле и о то, что человек проектирует сам себя. Если настоящее обусловлено прошлым, он рассматривает это как результат самоотчуждения свободной экзистенции, которая «…превращает саму себя из возможности в необходимость», делается частью объективного мира». Именно так все философы-экзистенциалисты понимали неподлинное существование. Он, вслед за Хайдеггером, прежде всего связывал подлинное существование с трансцендированием собственных пределов.
Он следующим образом объяснял возникновение психической патологии: когда исчезает открытость человека будущему – характерная черта подлинного существования, он начинает ощущать себя заброшенным, сужается его внутренний мир, он не видит возможностей развития, которые «…остаются за горизонтом видения», тогда и возникает невроз. Здесь доминирует модус заброшенности, а человек воспринимает происходящее с ним как результат прошлого опыта, а не как следствие собственных выборов. Когда человек утрачивает непрерывность самовостановления, возникает психическое заболевание, понимаемое Бинсвангером как крайняя степень неподлинности. «Невротики и психотики, - пишет он, - не видят вероятностного характера бытия («бытия-возможности») и конституируют статистически законченные миры». Он своеобразно понимает невротические симптомы: как проявления то части феноменов, которые, оказавшись за горизонтом видения, не могут тематизироваться (Тихонравов, Ю. В.) Задача психотерапевта тогда – «создание нового более широкого смыслового горизонта», что рассматривается как «…путь к психическому здоровью, путь освобождения от цепей патологии» (Летуновский, В. В.).
Бинсвангер уходит от терминов психического «здоровья» или «болезни», предпочитая говорить о «подлинном» или «неподлинном» существовании. Норма душевного здоровья по Бинсвангеру - непрерывность становления, саморазвертывания, самореализации. «Остановка на этом пути может привести к "окостенению" и абсолютизации какого-то "ставшего", достигнутого состояния», - пишет он. Он говорит о том, что болезнь – собственный выбор индивида, что он сам выбирает свое существование как больное, отказываясь от свободного проектирования собственного будущего. Выбор здесь максимально затруднен для человека, и он живет в мире компульсивных, навязчивых действий, когда внешние, чуждые силы владеют его сознанием. Модус «заброшенности» доминирует над остальными (Тихонравов, Ю. В.). Миропроект человека характеризуется узостью и ограниченностью способности понимать Dasein'ом самого себя. В норме Dasein обладает относительной свободой в построении своих миров и проектов мира, а при болезни Dasein как бы отказывается от своих возможностей самоопределения (Летуновский, В. В.). Бинсвангер предлагает называет единство всех модусов древнегреческим термином koinonia (соучастие, союз, общность). Когда это единство нарушается, возникают неврозы (Тихонравов, Ю. В.) У человека, страдающего неврозом или психозом, происходит модификация фундаментальных структур бытия в мире как трансцендирования. Самая первая задача терапевта тогда – выяснить суть, природу этих изменений, чтобы уже на основе этого осуществлять терапевтическую работу (Летуновский, В. В.). В случае психоза Л. Бинсвангер говорит о двух формах бытия-в-мире: в одной из них происходят «прыжки», «завихрения», «полет идей», существование как бы поверхностно, с переходами от эйфории к депрессии, в другой форме экзистенция «сжимается», происходит ограничение поля возможного опыта и ее «обмирщение». Бинсвангер заключает, что неврозы и психозы – это специфические способы трансцендирования, конституирования мира и самих себя. Koinonia распадается, происходит либо сведение всех модусов к одному, либо резкое противоречие между ними. Чувство вины является наказанием за неаутентичность, которая проистекает от самоизоляции от своей основы (Тихонравов, Ю. В.). Неврозы демонстрируют, как изменяется экзистенциальный процесс по сравнению с состоянием здоровья, экзистенциальный анализ позволяет эксплицировать происходящие модификации. Экзистенциальный анализ показывает, где, когда, какие возможности своего существования не смог реализовать пациент и стремится полностью донести для него этот опыт. Л. Бинсвангер сравнивал психотерапевта с опытным проводником, возвращающим человека в Ир полноты человеческих возможностей и стремящегося показать, что мир, в котором он существует – только одна из моделей возможным миров. По его словам, он помогает пациенту «…найти свой путь из…потерянного, «продырявленного» и разделенного способа существования в свободное бытие возможностей реализации потенциала своей экзистенции» (Бинсвангер, Л., цит. по Летуновскому В. В.).
Заключение
Первая глава данного реферата была посвящена рассмотрению предпосылок возникновения Dasein-анализа Л. Бинсвангера, основных влияний, в результате которых его концепция сложилась в том виде, в котором мы ее знаем. Экзистенциальная психология зародилась как направление, противопоставленное детерминистическим, механистическим и биологизаторским взглядам, господствовавших в психологии в то время. Эта психологическая парадигма имеет под собой мощную философскую базу в виде работ философов-экзистенциалистов.
На создание Dasein-анализа огромное влияние оказали работы М. Хайдеггера, из них Бинсвангер заимствует большую часть терминологии, хотя и рассматривает некоторые понятия в собственной своеобразной интерпретации. Хайдеггер первым предложил рассматривать человека не в контексте его черт, характеристик, а как Dasein, здесь-бытие, подчеркивая тем самым неразрывную часть человека с миром. Хайдеггером была предложена Dasein-аналитика, позже переосмысленная Л. Бинсвангером и положенная в основу его концепции.
Хайдеггер под Dasein-аналитикой понимал процесс выделения характеристик, свойственных способу бытия Dasein, в их связи и единстве. Он подчеркивал, что человек может исполнять, реализовывать свое бытие только в состоянии открытости. Экзистенцию он рассматривал как возможность, проект. Кроме того, важной для создания концепции Бинсвангера оказалась идея Хайдеггера о существовании трех модусов заботы: модуса заброшенности, модуса озабоченности окружающим, модуса проекта.
На Бинсвангера оказала также влияние феноменология Гуссерля, однако он несколько иначе понимал концепцию феноменологии, подчеркивая, что задача психиатра состоит в феноменологическом описании и постижении мир больного, в реконструкции его смыслового горизонта.
Важнейшие понятия, которыми использует Бинсвангер в своей теории – бытие-в-мире, модусы бытия-в-мире, трансцендирование наличной ситуации, миропроект. Л. Бинсвангер предложил рассматривать три модуса бытия-в-мире:
Umwelt – «мира вокруг», биологического мира или окружающей среды,
Mitwelt, буквально – «с миром» - мира окружающих нас людей и
Eigenwelt, «собственного мира», являющегося формой отношений с собственным «я».
Также он выделил следующие модусы отношений с другими: Я-Ты модус, сингулярный модус, множественный модус, анонимный модус. Бинсвангер подчеркивает, что модусов человеческого бытия существует множество, все они связаны между собой, и резкое преобладание только одного из них может приводить к возникновению психической патологии.
Идея трансценденции такова: человек относится к себе одновременно как к объекту и к субъекту, может взглянуть на себя со стороны, преодолеть непосредственные границы времени. Это также указание на активность человеческой личности.
Бинсвангер подчеркивает, что человек может жить аутентичной жизнью, только актуализируя свой потенциал, воплощая свои возможности, осуществляя самопроектирование. Поэтому он говорит о миропроекте: это и мир человека, как он есть сейчас, и его мир, направленный в будущее.
Механизм возникновения психической патологии по Бинсвангеру - модификация фундаментальных структур бытия в мире как трансцендирования. Неврозы и психозы он рассматривает как специфические способы трансцендирования, конституирования мира и самих себя.
Библиография