Задания для самостоятельной работы студентов

4Темы докладов и рефератов

1. Проблема сензитивных периодов психического развития в психологии.

§ Выготский Л.С. Детская психология. Собр. Соч: В 6 т. – Т.4. – М., 1983. – 368 с.

§ Выготский Л. С. Психология развития человека – М.: Смысл: ЭКСМО, 2004. – 1136 с.

§ Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка / Проблемы развития психики. – 1972.

§ Психология развития: учеб. для студентов психол. и пед. вузов / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М.: Академия, 2008. – 528 с.

2. Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа (теории З.Фрейда, Э.Эриксона).

§ Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Пед. о-во России, 2001, 2003, 2004. – 443 с.; М.: Высшее образование: МГППУ, 2009, 2010. – 460 с.

§ Эриксон, Э.Г. Детство и общество / ред. А. А. Алексеев. – СПб.: Летний сад, 2006. – 416с.

3. Механизмы приобретения нового опыта в теориях социального научения.

§ Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Пед. о-во России, 2001, 2003, 2004. – 443 с.; М.: Высшее образование: МГППУ, 2009, 2010. – 460 с.

§ Бандура А. Теория социального научения М.: Директ-Медиа, 2008. – 532 с.

4. Интеллектуальное развитие ребенка: причины, механизмы развития в теории Ж.Пиаже.

§ Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Пед. о-во России, 2004. – 443 с.; М.: Высшее образование: МГППУ, 2010. – 460 с.

§ Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. – 680 с.

§ Пиаже Ж. Психология интеллекта. М.: Директ-Медиа, 2008. – 351 с.

5. Возможности применения теоретических положений (теории развития) для практической работы с детьми.

§ Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Пед. о-во России, 2004. – 443 с.; М.: Высшее образование: МГППУ, 2010. – 460 с.

§ Божович Л. И. Проблемы формирования личности М.: Директ-Медиа, 2008. – 612 с.

´Вопросы и задания:

1. Раскройте основные понятия психического развития.

2. Перечислите закономерности психического развития, раскройте их содержание.

3. Назовите и опишите основные факторы развития.

4. Какие теории психического развития вы знаете.

5. Какие подходы к решению вопроса о движущих силах психического развития Вам известны?

6. Почему в истории психологии возникла необходимость в разработке теории конвергенции факторов среды и наследственности в психическом развитии?

7. Почему близнецов надо воспитывать по-особому, в чем главная сложность их воспитания?

8. Маугли – человек или…? О чем свидетельствуют описанные случаи «воспитания» человека в сообществе животных.

9. Почему в одной семье вырастают разные по характеру и способностям дети?

10. Дайте определения следующих понятий:

§ Движущие силы развития;

§ Интериоризация;

§ Зона ближайшего развития;

§ Сензитивный период развития.

? Задание для конспектирования:

Тема Литература
Психоаналитические теории детского развития § Выготский Л. С. Психология развития человека – М.: Смысл: ЭКСМО, 2004. – 1136 с. § Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Высшее образование: МГППУ, 2009, 2010. – 460 с. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005.– 460 с.
Теории социального научения  
Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже
Теория развития морального сознания Л.Колберга
Вклад Л.С.Выготского в психологию развития

?Заполните таблицу:

Кризисы периода детства

Кризисный возраст Характеристика кризиса Новообразования кризиса Пути преодоления кризиса
       

&Список литературы:

Основной ‑ рекомендуемые учебники:

1. Кулагина, И.Ю.Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: Сфера; Юрайт, 2005. – 464 с.

2. Обухова, Л.Ф.Детская (возрастная) психология: Учебник. – М.: Рос. пед. агентство, 2004, 2010. – 448 с.

3. Психология развития: учеб. для студентов психол. и пед. вузов / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М.: Академия, 2005, 2008. – 528 с.

Дополнительный

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. / Л.С.Выготский. – М., 1984. Т.4. – 368 с.

2. Крайг, Г.Психология развития: пер. с англ. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.

3. Крэйн, У.Теории развития: Секреты формирования личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 512 с.

4. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М., Эксмо, 2004.– 896 с.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184 с.

6. Сапогова, Е.Е.Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.

Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации

Психического развития

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов в связи с ее видами и содержанием

Содержание самостоятельной работы Вид С.Р. Форма контроля
Обязат. Дополн.
Работа с учебным материалом (конспекты лекций, уч.пособия) 0,5   Устное собеседование, оценка работы на семинаре
Задания по самопроверке (вопросы, задачи, тесты) 0,5   Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование
Составление таблицы 0,5   Проверка заполненной таблицы
Работа с понятиями 0,5   Проверочная работа
Трудоёмкость в часах по видам СРС    
Общая трудоёмкость(ак. час.)  

Семинар 2. Проблема возраста и возрастной периодизации
психического развития

Цель:закрепить знания базовых категорий (понятий) психологии развития.

Ключевые понятия: возраст, периодизация, ведущая деятельность, новообразования, социальная ситуация развития.

План:

1. Основные подходы к периодизации психического развития.

2. Социальная ситуация развития, ее роль в становлении индивидуальности ребенка.

3. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б.Эльконина.

4. Ведущая деятельности, ее роль в развитии человека. Основные новообразования возраста.

Наши рекомендации