Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Всего ак. час. | В том числе, ак. час. | Формы контроля | |||||
Аудиторные занятия | Самост. работа | ||||||||
Лекции | Семинары | Практ. зан. | Малогруп. зан. | Инд. зан. | |||||
1. | Особенности делового межличностного общения | Опрос, ролевые игры | |||||||
2. | Деловые встречи: стили и приемы самопрезентации | Опрос, ролевые игры | |||||||
3. | Трудные ситуации в деловом межличностном общении | Опрос, ролевые игры | |||||||
4. | Слушание как коммуникативный навык. | Опрос, ролевые игры | |||||||
5. | Эмоциональная коммуникация в межличностном деловом взаимодействии. | Опрос, ролевые игры | |||||||
6. | Мотивация и убеждающее воздействие в деловом общении | Опрос, ролевые игры | |||||||
7. | Деловое общение по телефону | Опрос, ролевые игры | |||||||
Промежуточный контроль | Опрос, ролевые игры | ||||||||
Итоговый контроль: | Зачет | ||||||||
Итого: |
Содержание учебной дисциплины
5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Содержание раздела (темы) |
1. | Особенности делового межличностного общения | Контексты межличностного взаимодействия. Основные характеристики организационной среды. Основные формы межличностного общения в деловой среде. Место ритуального поведения в межличностном деловом взаимодействии. Основные стратегии воздействия на человека в организации. |
2. | Деловые встречи: стили и приемы самопрезентации. | Самораскрытие и самопредъявление в межличностной коммуникации. Задача «сохранения лица» в межличностной коммуникации. Основные способы самопредъявления, стили самопрезентации и приемы демонстрации собственных успешных личностных качеств в деловом общении. Факторы и эффекты межличностного восприятия. |
3. | Трудные ситуации в деловом межличностном общении. | Трудные ситуации в деловом межличностном общении.Межличностный конфликт в деловом взаимодействии. Непонимание как составляющая коммуникативного процесса. «Темные стороны» межличностной коммуникации: агрессия, недоверие, обман. |
4. | Слушание как коммуникативный навык. | Структура слушания. Эффективное и неэффективное слушание. Факторы, препятствующие эффективному слушанию. |
5. | Эмоциональная коммуникация в межличностном деловом общении. | Эмоция как сообщение и практическое действие. Продуктивные и непродуктивные способы выражения и обмена эмоциями.Понятие ненасильственной коммуникации. Коммуникативный климат. Ответственность коммуникативных партнеров в создании климата общения. |
6. | Мотивация и убеждающее воздействие в деловом общении | Речевые приемы и речевые стратегии убеждающего воздействия в профессиональной среде. Приемы распознавания и противодействия манипуляции. Методы формирования доверия. |
7. | Деловое общение по телефону | Основные цели телефонных разговоров. Типичные сценарии делового телефонного разговора. Основные приемы, обеспечивающие выполнение задач телефонного разговора. Мобильный телефон как ресурс и барьер в межличностном взаимодействии. |
Планы семинарских занятий
Семинар 1.
Тема: Деловые встречи: стили и приемы самопрезентации
Основные вопросы:
1. Задачи самораскрытия и самопредъявления в деловом взаимодействии.
2. Коммуникативные аспекты формирования персонального имиджа
Основная литература:
Психология и этика делового общения: учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. – 5 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.
Самохвалова А. Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2012.
Дополнительная литература:
Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. Гл. 1,6.
Казаринова Н. В., Куницына В. Н., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. Гл. 13.2.
Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., 2001.
Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1994.
Семинар 2-3.
Тема: Трудные ситуации в деловом межличностном общении.
Основные вопросы:
1. Типичные трудности межличностного взаимодействия в деловом общении: причины и формы проявления
2. Типы трудных деловых партнеров.
3. Методы диагностики трудного партнера по деловому общению
Основная литература:
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо 2010.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.
Дополнительная литература:
Аргайл М., Фернхэм М., Грэхем Дж. А. Стрессовые ситуации// Межличностное общение. Серия «Хрестоматия по психологии» /Сост. и общая ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб.: Питер, 2001. С. 219–227.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2008
Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. М.: Прогресс, 1993.
Казаринова Н. В., Куницына В. Н., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.Разд. VII.
Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2001.
Семинар 4.
Тема: Слушание как коммуникативный навык.
Основные вопросы:
1. Виды слушания.
2. Факторы неэффективного слушания.
3. Приемы повышения эффективности слушания.
Основная литература:
Матьяш О.И., Казаринова Н.В., Погольша В.М. и др. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб: Речь, 2011. Гл. 6.
Дополнительная литература:
Барли-Аллен М. Как слышать людей насквозь. М., 2007.
Булюбаш И.Д. Я тебя слышу. М., 2008.
Семинар 5.
Тема: Эмоциональная коммуникация в межличностном деловом общении.
Основные вопросы:
1. Продуктивные и непродуктивные способы выражения и обмена эмоциями
2. Эмпатия как коммуникативный навык.
3. Факторы формирования благоприятного эмоционального климата в организации.
Основная литература:
Матьяш О.И., Казаринова Н.В., Погольша В.М. и др. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб: Речь, 2011. Гл. 7.
Розенберг М. Языки жизни: Ненасильственное общение. М.: София, 2009.
Дополнительная литература:
Изард К. Психология эмоций. СПб: Питер, 2009.
Купер К.Л., Пэйн Р.Л. Эмоции и работа. Теории, исследования и методы применения. М., 2008.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2006.
Семинар 6.
Тема: Мотивация и убеждающее воздействие в деловом общении
Основные вопросы:
1. Речевые стратегии в деловом общении.
2. Манипуляции в деловом взаимодействии.
3. Убеждающее воздействие
Основная литература:
Матьяш О.И., Казаринова Н.В., Погольша В.М. и др. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб: Речь, 2011. Гл.4.
Самохвалова А. Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2012.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2006.
Чалдини Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. СПб.: Питер, 2010.
Дополнительная литература:
Зимбардо Ф., Ляйппе Ф. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2003.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
Семинар 7.
Тема: Деловое общение по телефону
Основные вопросы:
1. Основные цели делового телефонного общения.
2. Коммуникативные проблемы при общении по телефону.
3. Социально-психологические и этические аспекты телефонных переговоров.
Основная литература:
Русский язык и культура речи: Учебник /под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. Спб.: Златоуст, 2010. Гл. 5.
Дополнительная литература:
Ллойд К.Ф. Телефонный разговор с клиентом: как добиться успеха. М., 1994.
Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2004.
Основы теории коммуникации: учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.П. Панфилова. – 3-е изд. – СПб.: ИВЭСЭП, 2005.
Храпков И.Б. Телефонное общение в бизнесе. М., 2004.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины: