Ранняя юность (15—18 лет)

Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что это возраст, завершающий дет- J ство. Общество, казалось бы, уже признает взрослость девушек и юношей: в 14—16 лет им вручаются паспорта, в 18 лет предоставляется избирательное право и возможность вступать в брак, они становятся ответственными за уголовные преступления. Часть девушек и юношей в этом возрасте учатся в профес­сиональных учебных заведениях, а некоторые уже ра­ботают. Однако пока они сохраняют статус зависи­мых от родителей детей. Тем не менее пройдет не­много времени и детство останется позади, юноши и девушки станут полноправными взрослыми. Поэто­му свое пребывание в этом возрасте они рассматрива­ют как временное. Отсюда их устремленность в буду­щее. Рефлексия настоящего осуществляется сквозь призму этого желанного будущего. Все важнейшие за­дачи ранней юности обусловлены будущим: оконча­ние общеобразовательной школы, выбор формы профессионального образования и профессии, тру­доустройство, подготовка к вступлению в брак.

Поиск своего места в мире становится весьма ак­туальным. Ведущие потребности данного возраста обусловлены неопределенной, проблемной ситуа­цией. Это потребности в личном, социальном и профес­сиональном самоопределении. Старшеклассники реша­ют важные задачи: кем быть и каким быть. Можно сказать, это судьбоносный возраст, в котором цена ошибки — неудовлетворенность всей своей последу­ющей жизнью.

Ведущей деятельностью в ранней юности должна стать учебно - профессиональная. Почему должна стать? И что такое учебно-профессиональная деятельность? Это деятельность, составляющая базу для психологи­чески обоснованного и компетентного выбора буду­щей профессии. Для того чтобы стать личностно-образующей и профессионально ориентированной, ве­дущая деятельность должна быть вариативной и диф­ференцированной. Избирательное отношение стар­шеклассников к учебным предметам обусловливает необходимость вариативного обучения. Деформиро­ванные к этому времени склонности и способности свидетельствуют о необходимости большей диффе­ренциации школьного образования. В настоящее время уже появляются гуманитарные школы-гимна­зии, политехнические лицеи и художественно-при­кладные школы. Очевидно, что таких школ должно быть больше, т. к. именно дифференциация образо­вания старшеклассников в наибольшей мере соот­ветствует психологии ранней юности.

Для учащихся средних профессиональных учеб­ных заведений (профессиональных училищ, лицеев) ведущая деятельность имеет четкую профессиональ­ную направленность. Но, поскольку выбор специальности профессиональной школы для большинства: из них был ситуативно-вынужденным, учебно-профессиональная деятельность не выполняет в полном s объеме свою личностно-образующую функцию.

Ранняя юность — период завершения физического развития. К концу этого возраста девушки и юноши — биологически уже созревшие взрослые люди. Их психофизиологическое и интеллектуальное развитие позволяет им успешно осваивать и выполнять разнообразные виды профессиональной деятельно­сти. И конечно, сексуальное созревание побуждает их к поиску друга, подруги, с которыми можно было бы удовлетворять потребность в эмоционально-интимном общении. Сексуально окрашенные фантазии и переживания — важная сторона внутренней жизни девушек и юношей.

В психологии признано, что ядром, стержнем личности является направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, от-ношениями, установками, мотивами.

Для процесса формирования будущих специали­стов важное значение имеет знание уровня профес­сиональной направленности учащихся. Профнаправ-ленность — интегративное качество личности, кото­рое определяет отношение человека к профессии. Она придает всей учебно-трудовой деятельности уча­щегося глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков. Уровень профессиональ­ной направленности — высокий или низкий — опре­деляется характером и силой выраженности ее со­ставляющих.

Направленность как система развивающихся по­буждений качественно изменяется в процессе про­фессионального развития учащегося. По данным психолого-педагогических исследований, примерно половина поступающих в училище очень мало знают или совсем ничего не знают о выбранной профессии. Около трети учащихся недовольны выбранной про­фессией, а примерно 60 % после окончания училища не работают по полученной специальности.

Рассмотрим конкретные составляющие профес­сиональной направленности. Ведущей среди них яв­ляется система ценностных ориентации, связанных с профессиональными устремлениями человека. К профессионально-ценностным ориентациям от­носятся социальная значимость и престиж профес­сии, содержание профессионального труда, возмож­ности совершенствования и самоутверждения, «ин­струментальные» ценности профессии как средства достижения других жизненных благ. Очевидно, что в процессе профессионального становления личности эти ориентации претерпевают изменения. Одни цен­ности утрачивают свою направляющую функцию, другие исчезают, третьи появляются впервые на определенной стадии становления. Например, в начале самостоятельного освоения профессиональной деятельности появляется ориентация на самоутверж­дение в труде.

Настроенность на определенную форму поведе­ния, вид деятельности, связанный с удовлетворени­ем какой-либо потребности, выражается термином «психологическая установка». Психологи отмечают, что установка проявляется в выборе формы пове­дения, вида деятельности, регулирует способы их реа­лизации, а также выполняет стабилизирующую функцию, сохраняя определенную направленность в изменяющихся ситуациях, т. е. придает профессио­нальному становлению личности определенную про­фессиональную устойчивость.

Таким образом, в качестве составляющей профес­сиональной направленности выступает социаль­но-профессиональная установка как предрасполо­женность к выбору профессии, профессиональной подготовки и способам выполнения профессиональ­ной деятельности.

Следующий компонент профнаправленности — профессиональные интересы, выражающие личную приязнь к конкретному виду труда, имеющему для человека эмоциональную привлекательность. Под профессиональными интересами понимается дина­мический комплекс психических свойств и состоя­ний, проявляющихся в избирательной эмоциональ­ной, познавательной и волевой активности, направ­ленной на предполагаемую профессию или выполня­емую профессиональную деятельность. Интенсив­ность и устойчивость профессиональных интересов сказываются на преодолении трудностей адаптации, успешности освоения и выполнения профессиональ­но значимых видов деятельности. В процессе своего развития интерес постепенно превращается в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности.

Ведущим компонентом направленности являют­ся мотивы, т. е. совокупность внешних или внутрен­них условий, вызывающих активность личности и определяющих ее направленность. Мотивационная сфера личности включает систему мотивов (мотива­цию) в ее определенном построении (иерархии). Основными функциями мотивов являются побужде­ние, направление и регуляция поведения и деятель­ности личности.

Как известно, выбор профессии, выполнение про­фессиональной деятельности побуждаются одновре­менно несколькими мотивами, но в составе побужде­ний к деятельности всегда можно выделить ведущие, главные мотивы, которые приобретают для личности особый смысл. Психологической основой мотивов яв­ляется глубокая, устойчивая потребность личности в профессиональной деятельности. Мотивы могут иметь разную направленность, усиливая или, наобо­рот, ослабляя друг друга. Они изменяются и обогаща­ются в процессе развития ведущей деятельности. От­дельные мотивы, побудившие абитуриента подать за­явление в учебное заведение, после зачисления угаса­ют, другие — развиваются. Иерархия профессиональ­ных мотивов, их динамика отражают процесс станов­ления ведущей деятельности.

Следующим компонентом профнаправленности является отношение личности к профессии. В процессе профессионального становления личности склады­вается динамическая система отношений не только к профессионально значимым видам деятельности, условиям и способам их выполнения, формам про­фессиональной подготовки, но также к членам про­фессиональных групп, коллективов. Отношения вы­ражаются в удовлетворенности выбранной профессией, перспективами профессионального роста, ка­рьеры.

Таким образом, в структуру профессиональной направленности входят профессиональные ценност­ные ориентации, интересы, установки, мотивы и от­ношения. В процессе профессионального становле­ния личности эти компоненты изменяются, образу­ют разнообразные сочетания и взаимосвязи, что при­водит к возникновению относительно устойчивых комплексов направленности.

Качественный вывод о высоком уровне проф-направленности педагог может сделать, если у уча­щегося, во-первых, преобладают высокие духовные мотивы выбора профессии (интерес к содержанию труда, осознание социальной значимости выбранной профессии и т. д.) и, во-вторых, в кругу профессиона­льных интересов преобладают такие, которые удов­летворяются в активно-деятельностных формах (за­нятия в кружке, рационализаторская деятельность, участие в профессиональных конкурсах и т. д.).

При низком уровне профессиональной направ­ленности преобладают материальные мотивы выбора профессии (зарплата, условия труда и т. д.) или кос­венные мотивы, внешние по отношению к данной профессии (принуждение родителей, местонахожде­ние учебного заведения, наличие спортивных секций, репутация училища), а интерес к данной дея­тельности отсутствует либо преобладают относитель­но пассивные по своему характеру интересы (чтение научно-популярной литературы по специальности, хорошая успеваемость и посещаемость по профиль­ным предметам и т. д.).

В этом возрасте продолжают развиваться познава­тельные процессы. Однако сколько-нибудь сущест­венных, кардинальных изменений не наблюдается. Отдельные психологи отмечают интенсивное развитие абстрактного, теоретического мышления. Но В. В. Давыдов убедительно доказал возможность раз­вития этого вида мышления уже в младшем школьном возрасте. А вот эмоционально-волевая сфера развива­ется достаточно успешно. Эмоциональное развитие инициируется завершившимся сексуальным развити­ем, а развитие воли связано с активным поиском свое­го места в жизни. Чтобы обеспечить себе желаемое бу­дущее (поступить в вуз, состояться как личность, быть профессионально* успешным), необходимо прило­жить усилия на завершающей стадии школьного обу­чения.

В ранней юности закладываются основы миро­воззрения: происходит формирование ценностных ориентации, углубление нравственного сознания, рост социального и познавательного интереса к наи­более общим принципам мироздания, универсаль­ным законам развития природы и общества. Цент­ральное место в этом процессе занимает вопрос о смысле жизни и построение жизненного плана. Ран­няя юность — это возраст дальнейшего развития са­мосознания — целостного представления о своей лич­ности, эмоционального отношения к себе, само­оценки собственной внешности, физических, умст­венных, моральных и волевых качеств. На основе са­мооценки возникает потребность в самосовершенство­вании, самовоспитании и саморазвитии. В этом воз­расте девушки и юноши отчетливо обнаруживают стремление критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригиналь­ность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. Юношеству свойст­венны максимализм суждений, своеобразный эгоцен­тризм мышления.

К основным (личностно-образующим) психоло­гическим новообразованиям ранней юности относится самоуважение — обобщенная самооценка, сте­пень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения формируется под влиянием оценок окружающих людей и собственной оценки своих внешних данных, психических сил и способно­стей. Как правило, у девушек и юношей завышенная самооценка, отсюда беспочвенная самоуверенность, сверхкритичное отношение к взрослым (родителям, педагогам), нереалистические притязания, пере­оценка своих способностей и т. д. Но, как ни непри­ятна юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Девуш­ки и юноши при такой обобщенной самооценке ис­пытывают трудности в общении, внутренне напря­жены, тревожны, болезненно реагируют на критику, справедливые замечания, часто замыкаются, стано­вятся одинокими. Пониженное самоуважение сни­жает уровень притязаний личности, побуждает ее до­вольствоваться малым, делает ее неконкурентоспо­собной в социальной и профессиональной жизни.

В случае обнаружения у девушки или юноши по­ниженного самоуважения педагоги (и родители) должны создавать для них ситуации успеха, в которых они получали бы подтверждение своей ценности, способностей, социально значимых достоинств и внешней привлекательности.

Развитие обобщенной самооценки, определе­ние смысла жизни и своего места в ней, формиро­вание мировоззрения способствуют стабилизации общего представления о себе; завершается начав­шийся в подростничестве процесс становления «Я»-концепции.

В поведении повышается самоконтроль, развива­ется саморегуляция психических процессов и эмоцио­нальных состояний. Стабилизация мировоззрения, эмоционально-волевой, интеллектуальной и психофизиологической сфер к 17—18 годам свидетельству­ет о том, что детство завершилось и наступила новая эпоха, в которую девушки и юноши вступают опти­мистично и с надеждой.

Вступление во взрослость побуждает девушек и юношей определить свои жизненные планы. Жизнен­ный план охватывает сферы личностного, социаль­ного и профессионального самоопределения. При этом девушки а юноши должны не только представ­лять свое будущее в общих чертах, но и осознавать способы достижения поставленных целей. На завер­шающем этапе школьного обучения жизненные пла­ны становятся все более реальными, лишенными несбыточных надежд и прожектов.

Подробно анализируя профессиональное само­определение, Е. А. Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирова­ние себя как полноценного участника сообщества; «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов»1.

Весьма ценной для предмета рассмотрения — профессионального самоопределения — является мысль, Е. А. Климова о том, что выбор профессии, кажу­щийся подчас легким и кратковременным, на самом , деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь»2. У личности в предше­ствующие периоды развития сложилось определен­ное отношение к различным областям труда, -представление о многих профессиях, сформировались самооценка своих возможностей, умение ориентиро­ваться в социально-экономической ситуации, представление о «запасных вариантах» выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние внутренней готовности к очередному профессионально­му самоопределению.

Обобщая логику рассуждений Е. А. Климова, можно констатировать, что профессиональное само­определение не сводится к одномоментному акту вы­бора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специ­альности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н. С. Пряж-никова. Анализ литературы, большая опытно-экспе­риментальная работа позволили ему существенно обогатить теорию и практику профессионального са­моопределения. Постоянно подчеркивая неразрыв­ную связь профессионального самоопределения с са­мореализацией человека в других важных сферах жиз­ни, Н. С. Пряжников пишет: «Сущностью профессио­нального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой ра­боты и всей жизнедеятельности в конкретной куль­турно-исторической (социально-экономической) ситуации»1.

Главная забота девушек и юношей — это выбор про­фессии, а правильнее сказать, выбор формы ее получе­ния: в профессиональном учебном заведении или пу­тем профессиональной подготовки на предприятии, в фирме, организации. На что же ориентируются стар­шеклассники при выборе профессии? В 1970-е гг. наи­более важны были социальная значимость профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии, и формы профессионального поведения. В те годы весьма престижными были профессии есте­ственно-технического профиля: физик, геолог, врач, инженер, учитель. Через 20 лет профессиональные предпочтения молодежи существенно изменились: престижными стали профессии социально-гуманитар­ного профиля: экономист, менеджер, юрист и т. д.

Необходимость поиска себя во взрослой жизни приводит к очередному возрастному кризису — кри­зису идентичности, обусловленному противоречием между желаемым личностным и профессиональным будущим и реальными достижениями. Личность пе­рестает совпадать с собой, и это приводит к психиче­ской напряженности, эмоциональной неуравнове­шенности.

Психологически комфортный выход из этого кризиса возможен при наличии у девушек и юношей резервного жизненного плана, альтернативного ва­рианта становления. И конечно, они нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке психоло-га-профконсультанта.

На пороге взрослости девушки и юноши, по мнению И. С. Кона, должны найти ответ на три во­проса:

• кем быть? (профессионально самоопределить­ся);

• каким быть? (морально самоопределиться);

• с кем быть? (найти любимого или любимую).

Обобщенная характеристика становления лично­сти в школьном возрасте приведена в табл. 13.

Таким образом, ранняя юность выступает как период принятия ответственных решений, опре­деляющих всю дальнейшую жизнь человека. На этой стадии становления осуществляются выбор профессии, нахождение своего места в жизни, определение смысла жизни, выработка мировоз­зрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни.

Отклоняющееся поведение школьников

и учащихся профессиональной школы

Одна из главных характеристик учащихся — их по­ведение. Социально одобряемое поведение — это одно из важнейших условий успешного овладения профес­сией. Поведение — интегративный внешний показа­тель внутреннего мира человека, системы его устано­вок, мотивов, отношений. Поэтому-то именно пове­дение учащегося повседневно является объектом ана­лиза и воздействия со стороны педагога и критерием качества воспитательных усилий. Поведение — внеш­нее выражение его деятельности, совокупность по­ступков, намеренных и непреднамеренных.

Таблица 13

Наши рекомендации