Понятие эмоций, их функции и свойства
Понятие эмоций.Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны нашего бытия: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Эмоции есть особый класс психических процессов и состояний, выражающих в форме переживаний человеком личностного смысла жизненных явлений и ситуаций.
Функции эмоций:
1. Смыслообразование, т.е. формирование жизненного смысла ситуациям и придание этого смысла нейтральным прежде явлениям и ситуациям. В результате чего эмоции помогают человеку в выстраивании главных направлений и приоритетов своего поведения.
2.Формирование образов: эмоции интегрируют, «сцепляют» в единое целостное образование образы человека о мире и о самом себе (образы восприятия, памяти, воображения, мышления), какими бы они не были порою разрозненными и неоднородными по содержанию, происхождению и внешним признакам. Объединение всех этих образов происходит на основе общего эмоционального фона (впечатления), которое с ними связано.
3. Активизация мотивов поведения. Мотивы могут находиться долгое время в латентном состоянии, пока не получат соответствующую «энергетическую подзарядку» от эмоций. Человек может рационально обосновать необходимость выполнения определенной деятельности, но так и не приступить к ней, если нет вдохновения, интереса и других сильных эмоций.
Чтобы приобрести статус мотива, эмоции должны быть оптимальными по своей силе: сверхсильные из них могут разрушить деятельность, а слабые не оказать на неё никакого влияния.
4.Информационно-оценочная функция: эмоции осуществляют быструю оценку происходящих событий (по сравнению с рациональным анализом) и содержат информацию не только о том, насколько важны те или иные явления для человека, но и насколько желаемым и полезным будет их развитие в будущем.
Свойства эмоций:
1. Динамичность эмоций заключается в фазовости их протекания, т.е. в нарастании напряжения и его разрешения. Эмоциональное напряжение нарастает при непрекращающемся действии на человека неприятного раздражителя, окончание которого переживается человеком как облегчение и умиротворение. Так, на примере эмоции гнева можно выделить четыре фазы развития: фаза кумуляции (накопления, суммации), взрыв, уменьшение напряжения и угасание).
2. Длительность эмоций является их временной характеристикой, которая зависит от двух факторов:
· продолжительность реального контакта человека с эмоциогенной (порождающей эмоции) ситуацией;
· времени, в течение которого сохраняется значимость данной ситуации для личности. Это время не совпадает с продолжительностью реального контакта с эмоциогенной ситуацией, так как выходит за её границы.
С помощью этих факторов можно преднамеренно изменять продолжительность эмоций, то есть содействовать их удлинению или укорочению. Это является одним из способов управления эмоциями.
3. Интенсивность эмоций – это их количественная характеристика, которая зависит от двух факторов:
· степень неудовлетворенности и значимости для человека соответствующей потребности;
· степень неожиданности (внезапности) появления эмоциогенного фактора. Здесь действует следующая закономерность: чем сильнее и значимее потребность и чем большая непредсказуемость появления препятствий для её удовлетворения, тем сильнее эмоция. С помощью этих факторов можно управлять эмоциями, содействуя их усилению и ослаблению.
4. Доминантность обнаруживает себя в тех ситуациях, когда сильные эмоции начинают подавлять противоположные себе эмоции, не допуская их в сознание. Так, будучи сильно огорченным, мы вряд ли рассмеемся внезапной шутке, а, находясь в приподнятом, торжественном настроении, мы не в состоянии сразу осознать и пережить печальное событие.
Как помочь человеку разрядить доминантную эмоцию?
· создать условия, при которых произойдет наиболее полное выражение силы эмоции, вызывавшей появление доминанты;
· образование нового эмоционального очага (доминанты), достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю доминанту: две сильные доминанты не могут одновременно существовать в головном мозгу. Так, участие в военных действиях излечивало некоторых людей от длительных неврозов.
5. Суммация: эмоции, связанные с одним и тем же объектом, накапливаются, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, (возникновению чувств), в результате чего переживание эмоций становится сильнее. Процесс суммации эмоций протекает скрыто, незаметно для человека, так как не осознается им.
6. Адаптация, т.е. притупление, снижение остроты переживания эмоций при долгом повторении одних и тех же впечатлений («чувство выдыхается»). Адаптации подвержены как положительные, так и отрицательные эмоции. Длительное действие приятного или неприятного раздражителя вызывает ослабление переживания удовольствия или неудовольствия. Так, частые поощрения (или порицания) работников одним и тем же способом приводит к тому, что они перестают эмоционально реагировать на них. Но перерыв в действии раздражителя может снова вызывать эмоциональное переживание.
7. Контагиозность (заразительность): человек, испытывающий ту или иную интенсивную эмоцию, невольно может передавать своё переживание другим людям, общающимся с ним. По причине контагиозности эмоций люди совершают поступки, кажущимися очень далекими от их личных целей и мотивов прежде всего им самим. Например, бессознательное поведение человека в толпе, при панике, всеобщем веселье и т.д.
8. Амбивалентность: человек может одновременно переживать и положительное, и отрицательное эмоциональное состояние к одному и тому же человеку. Причиной амбивалентности является несовпадение ситуативных эмоций и чувств. Так, испытывая чувство любви к ребенку, в некоторых ситуациях мы будем испытывать раздражение или обиду на него. Наличие амбивалентности свидетельствует о том, что мир, в котором мы живем, является сложным, противоречивым и неоднозначным. Именно это обстоятельство надо учитывать при выстраивании стабильных и психологически комфортных межличностных отношений, в основе которых лежат чувства, зачастую не совпадающими с ситуативными эмоциями.
9. Пристрастность– одна и та же жизненная ситуация может вызывать у разных людей разные эмоции. Это зависит от их личностных особенностей (темперамента, характера, жизненного опыта, интересов, нравственных установок и т.д.). Так, к примеру, опасность у одних может вызывать страх, а у других – радостное, приподнятое настроение.
10. Экспрессия – внешнее выражение внутреннего переживания эмоций, чувств. Эмоциональная экспрессия делится на невербальную и вербальную.
Компоненты невербальной экспрессии:
· мимика, особенно длительность визуального контакта;
· кинесика: жесты, позы (особенно угол разворота плеч по отношению к собеседнику), оформление внешности и т.п.;
· такесика (физические контакты, связанные с тактильной системой восприятия, включает самые разнообразные прикосновения: рукопожатия, поцелуи, похлапывания, объятия);
· проксемика (пространственные взаимоотношения людей в процессе общения).
Из всего перечисленного считается, что мимика играет главную роль в эмоциональной регуляции, а именно: эмоциональные выражения лица, совпадающие с определенным состоянием, будут усиливать соответствующую эмоцию, тогда как ослабление или несовместимые выражения лица уменьшают силу соответствующей эмоции. Учитывайте это в регуляции своих эмоциональных состояний.
Компоненты вербальной экспрессии:
· лингвистика: слова, имеющие лексическое значение;
· паралингвистика: интонация, тембр, паузы, плавность речи, интенсивность и скорость.
Все перечисленные и раскрытые нами свойства эмоций и эмоциональных процессов необходимо знать для того, чтобы управлять своими эмоциями и успешно общаться с окружающими.