Точка зрения Выгодского на проблему периодизации
Выготский о периодизации.На люб этапе разв-ия нужно выделять разные линии развития. Для люб этапа разв-я -главное – свое. Критериально разные особ-ти люб периода. не ищется 1 критерий. Это по новообразованиям – интенсивные изменения на данном этапе разв-ия, кот. не было раньше. Термин введен Выготским. Он говорил, что в этой группе берется «самая суть разв-ия». Дело не только в новообраз-и, но и в темпе разв-я чел. С т. зр-я темпа все периодизации разв-ия делятся на 2 типа: стабильные и критические. Они чередуются. У дет. и взр. кризисов разн природа. Социальная сит-ция разв-я (механизм) – опред соотношение внутр и внеш. условий разв-ия чел.. Если соц. сит-ия равновесна, условий д/кризиса нет. *кризис 3лет «я сам»: не соотв-ют внутр потреб-ти р-ка и поведение родителей с ним. Родители запаздывают с восприятием реб. Реб. в таких условиях бунтует, стремиться сломать старые условия. За счет кризиса разравнивается площадка для развития.
16. Особенности общения в подростковом возрасте.В ПВ происходит смена ведущей деят-сти: ранее – учеба, сейчас – интимно-личностные отношения. Леонтьев счит. общение со сверстниками необходимым. Иначе – остановка в разв-ии личности. Неполноценность общения еще м. корректировать. Либерман: общение было ведущим в совет. время, т.к. подростку больше нечего было делать. Ему предоставляли идентичность. Ведущей деят-стью яв-сь означивание себя в обществе, нахождение места в соц. стр-ре (к какому соц. слою он принадлежит). В основном подр-ки рисуют д/себя простую стр-ру: высший, средний и низший слой. Люди, кот. не означили себя в общ-ве не яв-ся жизнеспособными. Это схоже с Эриксоном. Подросток выбирает друзей из того же соц. слоя общ-ва. Подростковая дружба м. ослабиться, но затем возобновляется. Это на всю жизнь. 1черта – соц. близость, 2общие интересы, 3потреб-сть в эмоц. поддержке, в передаче эмоций, в их обсуждении. Появ-ся необход-сть в рассказе о переживаниях (взаимная трансляция чувств). Нет межполовых различий. «Коллективная любовь». Психологически сексуальные отношения не обусловлены. Чел. не ищет контактов с любимым чел-м, а смотрит, что в нем самом происходит. Это «любовь самопознания». Обсуждается любовь (коллективная). Общ-е интимно-личностное. Образуются компании. В комп-и чел. м. позволить себе то, что не будет делать наедине с чел.. В комп-и происходит установление норм межполовых отношений (отработка способов межполовых контактов). Происходит распространение ответ-сти. Можно перевести в шутку… парные встречи – явление, не детерм-ное возр. разв-ием (это подражание взр. поведению). Конфликтность во взаимоотнош-и с род. Конф-ты не глобальны, а касаются отдельных сфер их жизни (2-3): режим жизни (время, куда м. ходить), работа по дому (уборка за собой), учеба, оценки. Подр-ки ориентируются на взр в ???: что покупать, что носить, что одеть в школу, дискотеки, вкусовые предпочтения, расходование денег, проведение своб. времени, манера речи, нормы поведения, посещение церкви, мнение о людях, разрешение личных проблем, прическа. Не ориентируются: выбор телепередач, музыки, чтения, спорта. Феномен дружбы с род-ми +/-? Формирование половой идентич-ти происходит не ч/з род-лей (половое воспит-е), необход-мы полноцен. контакты со сверстниками обоих полов. Линии разв-я отн-й с род-ми: 1.пост углубление конф-та (род-лям каж-ся невоз-ным удовлет-е пот-тей подр-ка в его претензий на свободу и самост-сть). ТО род-ли игнор-ют изменения, происходящие с их реб. 2.принцип род-лей «и нашим, и вашим» А.в чем-то идут навстречу, в чем-то нет. Б.то уступки, то настаивание на своем, В.один родитель разрешает, др – нет (у реб. развив-ся спос-сть к манипулированию, ведет к разви-ю личности, основанной на противоречиях). 3.реб. предостав-ся все раньше, чем он сам потребует (д/профилак-ки кризисных моментов). Усиливаются треб-ия к наличию полн. семьи. Отношения с отцом значит. влияют на разв-ие девочки. Нет связи м/д личной жизнью девочки и секс повед-ем матери. Важна любовь. Это возраст первой любви – это чув-во, направ-ное на самопознание. Ответ объекта необязателен. Д/мальчика важно обозначить свое внимание к объекту (иногда неадекватно). К концу возраста появляются свидания.
17. Особенности психической жизни новорожденного.Разн взгляды: 1) чел., переживший рожд-ие на свет, получил травму. Поэтому поставлен крест на всей дальнейшей псих. жизни. Это психоаналитический подход = «родовая травма» (Фрейд, Шопенгауэр). Отто Ранк – психоаналитик, разработал методы предотвращения, смягчения род травмы. Обосновал причины род. травмы. Внутри у матери ему комфортно и хорошо, и вдруг среда меняется, ему некомфортно, первый крик младенца – крик ужаса. Лебойе Ф. (Франция) – необходимо сделать более мягкий переход от внутреутробного к внеутробному развитию - д/смягчения травмы в помещении дб тепло, тихо, нужно положить реб. на живот матери. Станислав Гроф – картография бессознательного (типология) – 4матрицы, части бессознательного, 1 из кот – матрица перинатальных переживаний (сопровождающих роды). Этапы родов: 1.состояние покоя, темноты, отсут-е желаний и страданий, комфорт, 2.разрушение покоя, кот. восприн-ся как немотивир-ная агрессия извне, 3.движ-е ч/з коридор, свет в конце туннеля, 4.яркий свет, буря неизвестных ощущений, ужас, крик ужаса от переживания враждебности среды. У реб. много безуслов. реф-сов. Ориентировочный реф-с – неправление взора на яркий пердмет. Многие реф-сы исчезают к 2-м месс. Усл. реф-сы – реб. начин. просыпаться в опред. время, если кормить по часам. Реф-с на положение тела в пространстве. *хват реф-кс – 11,5недель после зачатия, сосат. – 13нед, мимика на вкус ощ-я – 28нед, послед месяцы – фазы сна, привыкание к вкусу пищи, +эмоции; чел., родившийся в 7мес, будет добирать недостающую компенсаторную деят-сть (матер приобретения, развлечения, зависимости, карьера). 2) 1.внут разв-ие получ много псих ф-ций. 2.отеч псих-ия: до рожд-я чел – еще не чел. Рефлексологическая школа (Корнилов К.): вся псих. жизнь чел. сводится к реф-сам. Джемс: жизнь новорожд реб. престав-ет собой бесформенный хаос. Выготский: это сплав ощ-ий, влечений, эмоций. Жизнь новорожд-го – это промежуточное м/д биолог. и соц., м/д внутриутробным и внеутробным. Доказат-ва: 1.хар-р питания своеобраз.: вроде бы извне, но это продукт материнского орг-ма. 2.передвижения: перемещ-ся не м., хотя сам двигается. 3.сон: почти не спит, но и не бодрствует. 4.2 мес. (7-9) реб. не нужны, т.к. сущ-го знач-я нет. Это взгляд Выготского устарел. Он считает, что реб. становиться чел. спустя 2 мес. после рождения, начин-ся развитие психики, т.к. в жизни реб. появ-ся соц-сть. Реб. до 2мес не замечает плача др. детей, после 2мес. реагирует плачем, улыбается. Это дает мощный толчок развитию. 3).промежуточная т. зр-я: психич жизнь у чел. есть, но не так сложна, как ее описывают психоаналитики.
18. Основные новообразования грудного периода.Физическое разв-е.Вес ~3кг, рост ~52-54см. движ-я хаотичны, вибрация тела, глаза открыты, смотрят в разн стороны. В 4мес вес*2, рост +10см, руки двиг-ся адек-но, м. захватывать. Реб. нач спать ночью (регулярность сна), приподним. верх часть туловища, лежа на жив., чтобы увидеть больше. 8мес – самост-но садится, освобожд-ся руки. Многие встают. Видит мир двумерно (без глубины). Новорождённый видит, но он близорук. Соц. игры. Психическое развитие. Рефлексы – первые прояв-я псих. жизни. Сосат. и хват. реф-сы исчез. в 7мес. Рано образ-ся реф-с на полож-е тела, на время. Развив-ся ощ-ия (темпер чув-ть очень высокая 33-34С), высокая тактил чув-сть. Воспр-е глобально, слитно, ситуативно (реб. воспр-ет не предмет, а всю сит. в целом). Впервые внеш. прояв-ся вним-е на 10-12день после рожд-я. К концу 1мес реб. м. неск. сек. следить за предметом. На 2мес – цвет. зрение. На 2-3мес глав. объект вним-я – чел. С 5мес объект – предметы, игрушки. После 7мес прояв-ся первые признаки регуляции внимания (неск. мин. манипул-ть с 1 предметом). Слух: на 10день попытка повернуть голову на звук. Обонят чув-сть ярко выражена к материнскому молоку. С 4мес наступает измен-ия в сенсор деят-сти: 1.нарастает тренир-сть коры, быстрее выраб-ся реф-сы, 2.диф-сть реф. деят-сти, 3.кол-во раздр-лей, на кот. реагир-ет реб. 4. подвиж-сть нерв пр-сов (угасший реф-с легко восстановить). Память: проявл-е – условные реф-сы, к 1г отличают знак. и незнак. людей. Действия, кот. реб. возобновляет – признаки памяти. прояв-я волевых пр-сов – возобновляет действия, кот. ему нравяться. Чувства: 1.простые, органич., связаны с физиолог-ей БР, 2.УР деят-сть, вид знакомого, комплекс оживления (вокализация, мимика, движ-я), 3.чув-ва, кот. сопровожд-т соц. игры со взр. Признаки предмет. действмй: осущ-ся с предметом, имеют рез-т, повторяются. Классификация: 1.преддейсвие (случайный предмет), 2.результативные действия (предмет замечен – захват, отталкивание), 3.соотносящие действия (вкладывание чел. к-л, большие предметы), 4.функц-ные действия (подражают действиям взр). Предметные действия дают мощ. толчок когнит. разв-ию, явл-ся пок-лем разв-ия. Ф-ии: координация познав., двигат., психич. ресурсов, познание окр. мира, его св-в, зачатки волевых пр-сов (люб произвольность требует воли). Реб. важно установить связь м/д действием и рез-том.
19. Роль общения в психическом развития младенца.На 2мес – зачатки общ-ия. Реб. различает обращенную речь. К 3-4мес реб. понимает послед-сть диалога (когда ему говорят, он молчит, потом отвечает). ~В 3мес. возникает комплекс оживления (Лисина) – эмоциональная р-ия на общ-ие, присут-ие взр. В него входят: восклицания, движ-ия, мимика. Это пок-ль норм. соц. разв-ия и предпосылка послед разв-ия. Комплекса оживления нет у детей в дет. домах. Его надо стимулировать, вызывать с пом-ю: наклониться, пошевелить его, улыбнуться, «приближение-отдаление». Комплекс д. появл-ся. Теория привязанности Боуби: у чел. на первом году жизни формир-ся большая привязанность к одному чел. (в идеале – это мать). Роль отца в воспит – не всегда полезно, чтобы отец нах-ся при родах. Фтенакис: взаимодействие отца и реб. когнитивно влияет на развитие (особенно мальчики). Хоффман: отец дисциплинир. детей. Ильин: дети, кот были близки с отцом в младенчестве меньше плачут , оставаясь с незнакомыми, лучше физич. самочувствие. В дальнейшем им. выс. самооценку, более стабильный образ я, легче устан-ся соц. связи. С 6мес. м. появ-ся др. привяз-сти. 7-8мес – нов. общенческий феномен – боязнь семимесячных – дети начинают дифференцировать знакомых и незнакомых, своих и чужих. Это предпосылка к дальнейшему психич. развитию => реб. отлич. своих от чужих (различает лица)=>сформир-ся опред. объём восприятия, памяти. Еесть средства сопоставления=> у реб. развились многие ф-ии, кот способствуют адекват. вопсриятию. Реб выделяет безопасные общенческие зоны («там, где свои, там м. себе многое позволить»). Если это явл-ие не возник., в дальнейшем формир-ся соц. неразборчивость, стан-ся некомпетентным в соц. контактах. В речи появ-ся холофазы (состоят из 1 слова, выражают больше, чем реб. сказал). Девочик взаимодействуют с соц. миром. Мальчики больше взаимод-ют с предметами, чем с соц. миром. К концу 1г образ-ся связь м/д словом и предметом, она примитивна, т.к. предмет конкретен. Понятия нет. Одни слова: дев – 9мес, мальчики позже. Флект-Хоббон выделили 2 гр-пы детей по тем-ту:
-дети с лёгким тем-том – легко засып., хорошо едят, лучше привык. к нов. обстановке, лучше присосаблив-ся к школе.
-дети со слож. тем-том – всё наоборот.
20. Кризис 1 года.Описан Выготским. Бажович описал более подробно. Кризис – противоречие (конфликт) внеш. и внут. условий. Реб. приобет опред. возможности функционирования познават. пр-сами. Получ. опред. интеллектуальные ресурсы, но использовать их не м. Предкризисные новообразования (познават акт-ть и опр. ур-нь познават пр-сов. Появ-ся припоминание. Кризис: *реб. надо смотреть на птичку после еды, а его тащат умываться). Внутрикризисные новообразования: 1)оппозициональность, капризность, конфликтное поведение; 2)ходьба периодически на четвереньках, идти м. только за руку с реб., на дальние расстояния ходить не м. 3)своеобразная речь. Пока род. не начнут разрешать экспериментировать. Род. д. предоставить возмож-сти его исследоват. актив-сти => конфликт исчезает (идет неск. месс.). Послекризисные новообразования: реб. передвиг-с ножками, освобождая руки. Реб начин. видеть мир таким же, как взрослые. Реб. осваивает глубину, возник. проблем. сит-ии. Начин. оперир. с предметами в соответствии со своими целями. Многие говорят, что кризиса нет, если он есть, то не такой тяжелый ни д/реб., ни д/род. Божович: внутр сост-ие реб. готово к разв-ию, а внеш. – нет. Психика реб. бунтует. Кризис связан с разв-ием познават. пр-сов. Память уже воспроизводит, а не только узнает. Реб. не м. объяснить свое поведение => капризы. У реб. расшир-ся потр-сти познания мира, это кризис познания. В этот период необходимо пересмотреть среду на предмет опасных вещей.
21. Психические процессы в раннем детстве.Реб. ходит, освобождаются руки, мир приобретает 3-е измерение. Воспр-ие простр-ва более адекв-но. Внимание: видимы контуры, необходимы книжки; конец 2г. – реб. м. назвать предмет или показать его, на 3г. – устан-ся связи с предметами. Характеристика вним-я: 1кратковременное вним-е, низкая устойчиовсть; 2распределения вним-я нет; 3вним-е непроизвольно, не м. удерживать вним-е; 4чем моложе дети, тем меньше они сосредотач-ся на рассказе; 5вним-е наиб. устойчиво и активно во время взаимодействия, игры. достижимость предметов. Развивается мышление, появ-ся возм-сть опред-ия расстояния до предметов, стан-ся доступно вопр-ие контурных бесцвет предметов. При вопр-ии не всегда вним-ие на сущ-ные признаки. К концу 1,5-2лет м. ставить ? что это?, на 3году реб. начин. связывать м/д собой предмет и действие. Память: первой развив-ся моторная (навыки), разв-ся особая память-неосмысл запоминание слов, память освобожд-ся от опоры на непосред воспр-е. Образная пам. – есть сноведения. Реб. знает (помнит), где оставил предметы. Распознаёт изображ-ия. Словесно-логич. пам. не зафиксир. Память на слова – смысл не запомин., запомин. лишь сами слова. Воображение: реб. добавляется в восприятие что-то свое, приписывание неадекватных св-в предметам. Поласина описала 11форм вообр-ия, кот. разв-ся самим реб. и с пом-ю род.: 1.действия в мнимой (воображаемой) сит-ии (действие реально, сит. –нет)*одевание – род. ругают ступеньку, если о неё запнулся реб., 2.мнимые действия с реб. (сейчас собачке отдам тебя), 3.созд-ие образной модели действия (*везти на коленях), 4.народные розыгрыши, 5.на 2 году р-ку доступно представление за пределами воспр-я (как ты сделаешь то-то, реб. просят показать как онбудет танцевать в садике), 6.рождение 1дет лит-ры: бытовые рассказы неслож содер-я с героями, с кот себя м идентифицировать (используются чтобы отвлечь или заинтересовать), 7.мнимые состязания с игрушками, 8.действия-иллюстрации (размахивание руками как крыльями), 9.моделирование действий (причмокивание во t кормления), 10.символич действия с картинками, 11.игрушки-самоделки.
22. Эмоционально-волевая сфера в преддошкольном возрасте. С 1года присуще чув-во удивления (самое распростроненное чув-во). Чуть старше – гамма чув-в, связанных с общением со взр. в форме игр («ку-ку»). По мере роста все большее место занимает познават деят-сть => любознательность, познават чув-ва (они позитивны, если все получается). В 3года м. говорить об эстетических ч-вах. Это эстетика 1 предмета. Реб. не видит ансамбля. Любит все блестящее, плавные мелодии, песни с ритмом, марши. К 3годам дети м. прояв-ть сочувствие (видимые приз-ки имитируют поведение взр., но с преувелич-ем – жалеет маму, когда она болеет). Чув-ва дифференцир-ся – к разным людям разные эмоции. С папой в основном связ. хор. настроение, маму реб. немного боится. Воля: усвоение слов надо, можно, нельзя. Они регул-ют повед-ие реб., то речь – ср-во регул-ия повед-ия реб. Влиять на поведение реб. лучше положительно (он лучше воспринимает). Желат-но соблюдать единство требований.