Возрастные особенности развития действий
В филогенезе понятие цели проявляется лишь на поздних этапах развития, поэтому к ранним этапам эта модель не применима. В онтогенезе, эта модель описания действия также работает не сразу, так как нужно определённое интеллектуальное развитие. На каждом этапе онтогенеза возникают какие-то новые действия.
Когда говорим о деятельности, говорим о какой-то активности и о предмете, за которым стоит некая потребность. Действие — это активность, направленная на цель. Последовательность операций приводит к результату. Деятельность, формирующая новые психические функции и способствующая развитию, называется ведущей.
Активность ⇒ [Предмет[Потребность]]
↓ Условия
(Мотив) ↕ [ Ориентировочные операции - выбор исполнительных операций | Исполнительные операции ] (Цель)
↕ = Широта ориентировочной основы — множество возможных вариантов операции
Активность: (М)[О|И](Ц) → (М)[О|И](Ц) → (М)[О|И](Ц) → (М)[О|И](Ц) → …
В действии есть 2 части, составляющие операционный состав — ориентировочная (настройка действия на конкретные условия и выбор операционной структуры) и исполнительная.
На разных этапах онтогенеза формируются новые действия.
Факторы появления новых действий:
· Ведущая деятельность;
· Особенности мотивации;
· Особенности целеполагания.
Базируется на определённом уровне интеллектуального развития.
Виды деятельности (ведущая деятельность на разных этапах):
1. Биологическая деятельность.
Направление — предметы и объекты, удовлетворяющие потребности организма.
Мотив — удовлетворить неудовлетворённую потребность.
Цель — ощущение удовлетворённости.
Биологические действия, как правило, являются циркулярными (нельзя наесться на всю жизнь — потребность в еде возникает циклически на протяжении всей жизни).
2. Познавательная деятельность.
Связана с существованием ориентировочного рефлекса. Даёт более широкую ориентировочную основу, действуя на протяжении всего развития, — это основная задача.
Стадии развития (по Пиаже):
o Рефлексы («паттерная деятельность») (до 1 мес.) — действие производится ради контакта со средой.
o Первичные циркулярные реакции (1-4 мес.) — когда ребёнок, случайно совершив какое-то действие, пытается его повторить. Координация движений собственного тела по отношению к среде. Повторение ощущений собственного тела.
o Вторичные циркулярные реакции (4-10 мес.). Задача — координация движения (например, совместное выполнение двух движений — движение рукой и поворот головы). Важна попытка повторения результата. Обнаружение и воспроизведение какого-то интересующего события вне своего тела. Получение образа цели. Однократное действие в целях достижения определённого результата. Обнаружение возможности как-то влиять на мир, а не только на себя.
o Координация вторичных схем (10-12 мес.). Координация двух операций для достижения результата (толкнуть рукой и пнуть ногой).
o Тритичная циркулярная реакция (12-18 мес.). Становление операционной структуры. Один и тот же результат ребёнок пытается достичь разными способами. Разные способы выполнения операций.
o Начало мышления (18 мес. - 2 года). Расцвет неречевого мышления. Первые признаки речевого мышления. Начало речи.
3. Игровая деятельность.
Ребёнок удовлетворяет познавательную потребность.
Предметом игры, в некотором смысле, является сама игра. Ребёнку важен сам процесс игры.
Структура "(М)[О|И](Ц)" присутствует — в игре есть правила. Проявляется структуризация действий, которые есть в игре. Правила подразумевают достижение какой-то цели, следовательно, на этом этапе проявляется чёткое осознание какой-то цели.
Правила используются для самоконтроля.
Появляется вербальная ориентировка.
Рассматривается дошкольный возраст.
Ориентирование идёт через речь.
4. Учебная деятельность.
Участвует познавательная потребность.
Предметов много, но они недифференцированны по потребностям.
Для данного этапа характерно наличие многих предметов, на которые направлена деятельность, но за всеми этими предметами стоит познавательная потребность. Для этого возраста должно быть интересно всё. Связь потребности и предмета становится осознанной. Когда связь предмета и потребности становится очевидной, проявляется профессиональная ориентировка.
Появляется сложная структура мотивов деятельности:
o Осознанная необходимость;
o Самоутверждение;
o Познавательный интерес.
Понимание характеристик — это основное в постановке задач обучения.
По Пиаже — действия переходят от стадии конкретных операций к стадии формальных. Это связано с появлением понятийного мышления. На стадии конкретных операций действие, в основном, идёт в форме образов (представление того, что нужно получить), обобщённость низкая — возможность оперировать только конкретными предметами. В дальнейшем, в связи с развитием языка, осознанность приобретает более обобщённый характер (повышается обобщённость, осознанность, критичность действия).
5. Профессиональная деятельность.
Потребности: средства существования, социальная реализация, удовлетворение профессионального интереса.