Организация психологической работы младшей медицинской сестры с различными группами пациенток
В гинекологической и акушерской практике очень важен психологический подход к больным, глубокое использование психологии в работе с ними.
Можно избежать возникновения трудностей, если при подготовке специалистов шире использовать сведения по психологии обращения с гинекологическими и акушерскими больными. Работающие в этой области должны быть основательно осведомлены относительно вопросов любви и половой жизни, проблем брака и его расстройств.
Психологическая работа с беременными женщинами осуществляется в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации, нормами международного права («Всемирной Конвенцией по правам человека», «Конвенцией о правах ребенка», «Конвенцией об охране материнства»). Она призвана способствовать повышению ценности семьи и материнства в общественном сознании, содействовать нравственному воспитанию будущих родителей, укреплению психического и физического здоровья беременных женщин.
Беременность и роды представляют собой естественный период в жизни женщины, закономерный этап существования семьи. Изменения, протекающие в женском организме при беременности, носят комплексный, психофизиологический характер. Проявляясь сначала в виде изменения настроения, а также психического дискомфорта, вызываемого повышением чувствительности к запахам, сонливостью, утомляемостью, тошнотой и рвотой в первом триместре беременности, дальнейшем они, — согласно моделям образования невротической реакции, или невроза, могут привести и к развитию психической и соматической патологии.
Общеизвестно, насколько облегчается протекание беременности, снижается риск возникновения различных патологических состояний (токсикозы, обострения имеющихся хронических соматических заболеваний и др.) и, — соответственно, — увеличивается число здоровых новорожденных, если женщина спокойна, эмоционально настроена на благополучное материнство, чувствует поддержку медиков и близких людей.
Психологическая помощь должна быть адекватна переживаемой женщиной ситуации, в связи с чем, целесообразно выделять следующие группы пациенток:
1. женщины, желающие родить ребенка и воспитывать его в семье;
2. женщины, собирающиеся родить ребенка и имеющие намерение оставить его в роддоме;
Первая группа
Взаимодействие младших медицинских сестер с женщинами первой группы направлена на психологическую подготовку к родам и материнству, обеспечению благоприятного психоэмоционального настроя в течение беременности, повышению доверия к врачу.
Работа с семейным окружением беременной женщины также является важным компонентом оказания психологической поддержки.
Вторая группа
При общении с женщинами, собирающимися родить ребенка и имеющими намерение оставить его в роддоме, задача младшей медицинской сестры заключается в том, чтобы:
- выявить факторы, подталкивающие женщину к принятию такого решения;
- помочь женщине осознать всю ответственность и важность, принимаемого ею решения;
- оказать женщине эмоциональную поддержку, выразить свою заинтересованность и желание помочь в трудный для нее период.
В любом случае, психологическая помощь может быть оказана, исходя из индивидуальных особенностей личности женщины: социальных, психологических и физиологических факторов, оказывающих влияние на данную проблему.
Безусловно, есть и общие моменты или причины, которые женщины предлагают в качестве аргументации своего отказа от ребенка. Благодаря кажущейся актуальности внешних причин, «вынуждающих» женщину поступить подобным образом, внутренние психологические проблемы остаются недоступными для осмысления и прорабатывания самой женщиной, вследствие чего могут развиться тяжелые психологические состояния, такие как невроз, депрессия, повышенная тревожность и чувство вины и т.д. вилось до послеродового психоза (если к этому была предрасположенность).
В отечественных и зарубежных исследованиях проблемы отвержения от новорожденного отмечается значение комплекса патогенных факторов в возникновении и осуществлении решения об отказе, а также роль закономерностей развития кризисной ситуации в реализации такого решения. В ряде исследований были выявлены психические последствия для матери ее отказа от ребенка.
Авторы отмечают, что подобный шаг является для женщины стрессовым фактором, способствующим возникновению и развитию у нее психических и физических нарушений. Нарушения не уменьшаются даже спустя десятилетия после отказа, а в 48% случаев «чувство потери» возрастает; в момент отказа женщины вытесняют свое горе и прячут свои чувства.
Предположение о том, что именно отказ от новорожденного вызывает тревогу и депрессию у матери, подтверждается данными об улучшении эмоционального состояния женщины при изменении решения в пользу воссоединением с ребенком. Вполне вероятно, что в основе тревожности и депрессии женщин, отказавшихся от своих младенцев, лежат внутренние конфликты.
Индивидуальный подход психологической помощи женщинам-отказницам предполагает и решение общих задач по данной проблеме.
Основные задачи:
- выявление актуального нравственного внутреннего конфликта у женщин, отказавшихся от ребенка;
- анализ динамики нравственных конфликтов матерей-отказниц;
- помощь в осознании и решении внутреннего конфликта.
Психологическая помощь со стороны младшей медицинской сестры предполагает беседу в доверительной атмосфере при помощи «научного» диалога (который не совпадает с житейским).
Диалог — путь познания человека, но знание в диалоге не является самоцелью. Диалог предполагает бережное отношение к собеседнику и доверительные глубокие отношения с ним.
Женщине, оказавшейся в кризисной ситуации необходим диалог с человеком, верящим в нее, в ее духовные возможности; тогда она начинает верить в себя и открывает эти возможности.
Приведенный выше анализ комплекса психолого-социальных проблем, позволяет сделать вывод о необходимости ведения психологической работы с беременными женщинами.
Выводы
Беременность для женщины является стрессовым событием, т.к. создаются новые условия жизни, к которым женщина должна адаптироваться.
а) Нормальная, без осложнений соматического характера, без социальных и личностных проблем беременность является для женщины эустрессом, (конструктивный стресс - является защитной реакцией организма, протекает без существенных потерь для организма. Происходит нормальный процесс адаптации).
б) Беременность же протекающая на неблагоприятном фоне: заболевания, проблема взаимоотношений, внутренний конфликт, выступает как дистресс. Деструктивный стресс подрывает защитные силы организма. И естественно, отрицательно влияет на развивающийся плод.
в) Беременность, действуя как неспецифический стресс, проявляется у женщин по-разному, в зависимости от особенностей их личности.
К наиболее значимым психосоциальным стрессам относится: конфликты между супругами, родителями и детьми, отсутствие мужа, неудовлетворенные материально-бытовые условия. Они увеличивают риск возникновения акушерских осложнений.
Вынашивание нежеланного ребенка вообще, нежеланного по полу ребенка, способствует развитию акушерских осложнений в родах, а также нарушению психического развития будущего ребенка. Содержание родового и послеродового периода действует на фоне уже имеющегося отношения матери к будущему ребенку. Процесс родов и послеродовой деятельности матери требует высокого уровня ее физической, интеллектуальной и эмоциональной активности.
Исследования свидетельствуют, что переживание родов и, в частности болей схваток, зависит от психологического настроя женщины.
У беременных с хроническим психоэмоциональным стрессом возникают патологии следующего характера:
· токсикоз первой половины беременности,
· раннее развитие гестозов,
· хроническая плацентарная недостаточность в III триместре,
· новорожденные рождаются в состоянии гипоксии различной степени,
· беременность заканчивается срочными родами,
· преждевременными родами, выкидышами.
Таким образом, у беременных с хроническим психоэмоциональным стрессом нарушается формирование родовой доминанты.
Младшая медицинская сестра, осведомленная в вопросах психологических особенностей беременных, при общении с пациентками создает благоприятные условия для эффективного родоразрешения.