Определение религии Фрейдом

Религиозное наследие Фрейда. Основные понятия психоанализа.

Первым собственно религиоведческим произведениям Фрейда стала статья «Навязчивые действия и религиозные обряды». В ней он сравнивал культовое поведение верующих с обсессивными действиями невротиков.

Затем в очерке о Леонардо да Винчи он писал о роли отцовского комплекса и веры в Бога, он показывает, что личный Бог психологически не что иное, как идеализированный отец. В комплексе родителей он открывает корни религиозной потребности.

«Тотем и табу» - это попытка разгадать первоначальный замысел тотемизма по его инфантильным следам – версия происхождения религии из эдипова комплекса.

1927 – Будущее одной иллюзии.

Самая древняя и массовая иллюзия – религия, она будет преодолена научным мировоззрением.

«Моисей и единобожие» - попытка исследования Библии.

Фрейд воспринимает идею бессознательного у школы Шарко.

Фрейд не принимал существование альтернативных личностей в бессознательном.

Оно - можно воспринимать как попытку персонифицировать бессознательное, но это скорее метафора.

Бессознательное - пространство вроде кладовки (сознательное - светлая комната). Хранятся те влечения, которые присущи человеческой природе; туда уходит то, что человек вытесняет - то, что человек не хочет помнить.

Бессознательное - совокупность содержаний.

В бессознательном могут присутствовать комплексы.

З. Фрейд определял религию как проецированную во внешний мир психологию. Соответственно ее истоки он исследовал, исходя из психоаналитического понимания природы и особенностей функционирования человеческой психики.

Представления верующих о сверхъестественном объяснялись им спецификой вытеснения бессознательных влечений человека. Религиозные верования, по З. Фрейду, – это попытка преодолеть чувственный мир посредством мира желаний.

Истоки религиозных чувств древних он видел в обычае отцеубийства на заре становления человечества, веры в Бога – в тоске по отцу, в инфантильных (детских) переживаниях страха, беспомощности, поиске защиты.
Изучение психических заболеваний привело З. Фрейда к мысли о возможности сравнения навязчивых действий невротиков с религиозными обрядами, совершаемыми верующими людьми. Как те, так и другие отличаются однообразием, повторяемостью, ритуальностью и совершаются бессознательно, неся на себе печать суеверия. З. Фрейд даже утверждал, что на навязчивый невроз можно было бы смотреть как на патологическую копию религии. При таком понимании невроз определяется как индивидуальная религиозность, а религия – как всеобщий невроз навязчивых состояний.
Исследование в области детской сексуальности побудило З. Фрейда к установлению тесной связи между эдиповым комплексом и верой в Бога. С психоаналитической точки зрения личный бог – это не что иное, как идеализированный отец;

религия – общечеловеческий невроз, подобный соответствующему детскому неврозу, коренящемуся в эдиповом комплексе, то есть в амбивалентном отношении ребенка к отцу.


Изучая взаимоотношения между человеком и культурой, З. Фрейд выдвинул положение о том, что религиозные учения представляют собой иллюзии, порожденные неудовлетворенными желаниями людей, и не являются ни продуктом опыта, ни конечными выводами мышления

Их следует рассматривать в качестве древнейших желаний человечества. Как средство утешения и примирения человека с проблемами и конфликтами его существования эти учения оказываются иллюзорной компенсацией того бессилия, которое он испытывает в природном мире. В соответствии с воззрениями основателя психоанализа религия – это не что иное, как иллюзия, порожденная инфантильной беспомощностью людей в период своего первоначального развития.
З. Фрейд рассматривал религию в качестве важной составной части «психологического инвентаря культуры», помогающей человеку справиться со своими страхами перед силами природы и неотвратимостью судьбы. На протяжении истории развития человечества религиозные представления имели значительную психологическую ценность для человека. Они основывались на вере. Доказательств им нет. Но насколько они недоказуемы, настолько и неопровержимы.
Размышляя о религиозном мировоззрении, З. Фрейд не давал оценку истинности религиозных учений. Ему достаточно было подчеркнуть, что по своей психологической природе они оказываются иллюзиями и, как таковые, должны быть устранены из жизни человека.
По словам З. Фрейда, религия, несомненно, оказала человечеству величайшую услугу в деле усмирения антисоциальных влечений. Ей удавалось спасти многих людей от индивидуального невроза, но делалось это путем включения их в массовое безумие.

Кроме того, несмотря на все свои обещания лучшей доли для человека, религия не сделала его ни более счастливым, ни более нравственным. Во всяком случае, безнравственность, констатировал З. Фрейд, во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность.
Не переоцениваем ли мы необходимость религии для человечества? – задавался вопросом З. Фрейд. Мудро ли поступаем, когда безоговорочно верим всему тому, что содержится в священных писаниях? И хотя признание исторической ценности религиозных учений повышает уважение к ним, не следует ли исключить религию при объяснении мотивировок предписаний культуры? Если религия представляет собой универсальный невроз, то не настало ли время, как при психоаналитическом лечении невротиков, заменить результаты иллюзорного отношения к жизни разумной деятельностью человека?
В поисках ответа на поставленные вопросы З. Фрейд исходил из того, что человечество может обойтись без иллюзорных религиозных утешений. Религия – не вечное достижение, а аналогия невроза, который каждый культурный человек должен преодолеть на своем пути от детства к зрелости. Опорой в его жизнедеятельности должен стать разум. Сосредоточив свои силы не на загробном существовании, а на земной жизни, с помощью науки и разума человек сможет добиться того, чтобы жизнь стала сносной.
Критическое отношение З. Фрейда к религиозным иллюзиям не означало, что он призывал к насильственному упразднению религии как таковой. Напротив, основатель психоанализа считал, что намерение насильственного ниспровержения ее является абсурдным предприятием, ибо, по словам З. Фрейда, верующий не позволит отнять у себя веру ни доводами разума, ни запретами. Однако новому поколению необходимо воспитание, избавленное от гнета религиозных учений и основанное на разуме.
З. Фрейд верил в науку, человеческий разум, интеллект. Он считал, что благодаря прогрессу науки и усилиям человеческого разума возможно познание реального мира и сознательное обустройство жизни человека.

Для З. Фрейда, как ученого, человеческий разум был сродни богу. Не случайно он неоднократно подчеркивал, что наш бог – это Логос, то есть человеческий разум.

Структура психики: Я (сознание) - Оно (бессознательное) - Сверх-Я (сверх-сознание).

Сознание - та часть Я, которая явлена субъекту.

Сверх-Я - та инстанция, которая осуществляет сопротивление и вытеснение. Оно конституируется путём собирания ассоциаций всех предписанных требований и норм - образ идеального Я. Насколько оно осознано - спорный вопрос.

Сверх-Я - это и суб-личность, персонифицирует требования социума, внутренний социальный человек. Очень часто мы не осознаём его действий.

Одна из функций Сверх-Я - отличать реальное от нереального (деятельность, отчасти сознательная, отчасти бессознательная).

Источник психической энергии - эротическая составляющая физики, сексуальное (иногда - нарцистическое) влечение. Далее происходит процесс сублимации («» возгонка ради очищения).

Сексуальная энергия облагораживается и очищается, превращаясь в энергию других действий.

Вся наша деятельность - невроз на сексуальной почве.

Сублимация - трансформация энергии первичных позывов, направление её в социально приемлемое русло.

Идея детской сексуальности и эдипов комплекс.

Детское влечение:

1) Нарцистическое влечение (к себе)

2) Эдипов комплекс (к матери/ отцу)

3) Поиск объекта вовне (свободный выбор объекта за пределами семьи)

Переход от выбора объектов в пределах семьи на выбор объектов за пределами семьи - важный этап взросления. Этот разрыв рискованный (есть риск объект не найти), но человек должен нести этот фактор взрослости. Человек, который не сделал этого шага, обречён на загнивание.

Эдипов комплекс.

Отношение к матери - любовь и ожидание ответной любви.

Отношение у отцу - двойственное.

Эдипов комплекс не перечёркивает позитивной составляющей отношения к отцу. Отец - не только соперник, но и угроза наказания за соперничество.

Сын бессознательно ожидает от отца наказание, связанное с угрозой кастрации.

Отец - источник страшной опасности, ребёнок его ненавидит и боится, ребенок желает его смерти. Хотя ребёнок не понимает, что такое смерть; для ребёнка это не более, чем уход.

Ребенок хочет занять место отца - от хочет стать как отец (идентификация).

Есть влечение к объекту, есть влечение к идентификации (обладать объектом, стать как объект). Ребенок подражает отцу в каких-то действиях.

Три компонента Эдипова комплекса: положительное, отрицательное, негативно-положительное (идентификация).

Сложный комплекс. Амбивалентность - двойственность, противоречивость.

Проекция

- бессознательное перенесение пс.гического содержания с одного объекта на другой.

Негативное отношение к человеку - проекция на него: не я его не люблю, а он меня не любит.

Магия - всесилие мысли. Свойство идей связываться по ассоциации, человек проецирует на вещи. Ассоциация - по сходству и принадлежности.

Перенос/ Раппорт

- совершенно особенное отношение, которое возникает между гипнотизером и гипнотизируемым.

Гипнотизируемый может зависеть от гипнотизера по жизни, гипнотизируемый улавливает мысли гипнотизера. Между гипнотизером и гипнотизируемой может возникнуть эротическое влечение.

Гипнотизируемый переносит на аналитика отношение к близким людям (к отцу), формируется зависимость.

Аналитик должен освободить пациента от зависимости, чтобы тот не страдал от разлуки.

Принцип реальности

Принцип удовольствия

Определение религии Фрейдом.

Будущее одной иллюзии

Религиозные представления суть тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней (или внутренней) реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры.

Религию в таком случае можно было бы считать общечеловеческим навязчивым неврозом, который подобно соответствующему детскому неврозу коренится в Эдиповом комплексе, в амбивалентном отношении к отцу.

Главной формулой Фрейда, по которой происходит психическое исцеление человека, является «где было “Оно”—должно стать “Я”». Это означает, что человек должен осознать неосознанные процессы своей психики для того, чтобы они не могли служить почвой порождающей неврозы.

В основании психоаналитической концепции религии Фрейда лежат два тезиса:

1) религия — коллективный невроз;

2) религия — коллективно вырабатываемое средство защиты от невроза.

Верующий, согласно такому взгляду, тот же невротик. Ведь ему важна лишь оценка действий, согласно позиции его религии, и никакая «внешняя реальность» не может здесь играть сколь-либо определяющей роли. Истины вероучения, согласно Фрейду, затмевают собой для верующего мир реальности, и поэтому верующий приравнивается к обыкновенному невротику.

Религиозность имеет те же источники, что и невроз: ее образы и идеи, суть, допущенные в сознание символы, замещающие некоторые первичные бессознательные содержания, доступ которых в сознание прегражден силами сопротивления.

Фактически вся религиозная жизнь строится на невротических комплексах, основанных на

1. эротических влечениях,

2. Эдиповом комплексе,

3. травмирующим опыте, накопленным человеком в жизни и т. п.

В основе религиозной веры лежит действие тех же психических механизмов, которые ведут к образованию невроза, а именно:

- вытеснение травмирующего содержания,

- сопротивление его проникновению в сознание;

- замещение вытесненного содержания символическим;

- перенесение на него эмоций и значимости, которые были связаны с исходным содержанием;

- формирование симптомов, т. e. форм религиозного поведения, например, культовых действий, которые одновременно и дают выражение негативному эмоциональному переживанию, и обеспечивают частичное, иллюзорное удовлетворение неудовлетворенных влечений.

Наконец, религиозность идентична неврозу по своим результатам—полному отрицанию реального положения вещей и постановку своей невротической (религиозной) оценки во главу угла.

Есть все же одно важное обстоятельство, которое отличает религию от невроза: это ее коллективный характер. «...Благочестивый верующий,—писал Фрейд, — в высокой степени защищен от опасности известных невротических заболеваний: усвоение универсального невроза снимает с него задачу выработки своего персонального невроза». Получается, что, приходя в церковь, человек избавляется от личных комплексов и страхов путем принятия комплексов общественных, т. е. религии.

Наши рекомендации