Задача 108. Литературные модели личности
Рассмотрите на предмет продуктивности (в том числе художественного анализа) следующие модели, которые в разной степени могли бы осветить проблематику личности: 1) личность – совокупность ею написанных писем; 2) личность – множество не сделанных ею великих дел; 3) личность – количество сношенных башмаков; 4) личность – количество ею пройденных дорог; 5) личность – её ближайшее окружение (скажи мне, кто твой друг…); 6) личность – заданный от рождения генетический код стереотипов реагирования на окружающую действительность.
Задача 115. Варварство в психологии.
«Первый тип не чувствует материи, тела, явленности; второй тип не терпит сущности, идеи, субстанции. Для него реально только то, что явлено, видимо, осязаемо; реально то, что можно взвесить, измерить, понюхать, потрогать руками; бытие измеряется тут пудами, аршинами, бухгалтерскими подсчётами. Это – позитивизм, необходимая диалектическая противоположность рационализму. Понять сущность этого учения очень нетрудно. Оставляя в живых только явление, позитивист, очевидно, должен заставить сущность функционировать как явление же. Ведь как рационалисту не обойтись без «явления», так позитивисту никогда не обойтись без «сущности». Ибо слишком уже очевидно, что раз есть явление, то есть и то, что именно является. Позитивист, как он ни слеп, это-то, конечно, знает. Но что же ему тогда остаётся делать? Ему остаётся явлениям навязать функцию сущности и вывести из явлений их сущность. Но когда рационалист удушил явление, он остался с сущностью как с абстрактным понятием. Когда же позитивист удушает сущности вещи, он остаётся со слепым и глухонемым месивом явлений. И рационалист принуждён из сущности как абстрактной категории дедуцировать явление как тоже абстрактную категорию; позитивист же принуждён из явления, как слепого теста, лепить сущность – тоже как слепое и бессмысленное тесто. Отсюда начинаются бесконечные по числу дурацкие учения: мысль есть порождение мозга, душа есть функция нервной системы, сознание есть результат физико-химических процессов в организме, а сам организм есть соляной раствор студенистых белков, т.е. на ¾ вода; и т.д. и т.д. Думают, что если есть тесто таких-то солей или белков, или глина физиологических реакций, то из этого действительно можно слепить мысль, сознание, душу вообще всякую «сущность».
В отношении к учению об имени такая варварская точка зрения приводит к очень милому, очень уютному и замечательно остроумному выводу: имя есть звук или комплекс звуков. Никакой сущности вещей в имени нет, ибо самой сущности не существует. Имя – просто набор звуков и больше ничего. Это раннее слабоумие философов можно было бы и не опровергать, ибо опровержение болезни есть её лечение, а лечить органические дефекты чего бы то ни было – вещь весьма затруднительная. Но раз уж мы взялись за обзор основных учений об отношении вещей и имён, приходится тратить время на рассмотрение и этой болезни». [ Лосев А.Ф.Имя. – СПб., 1997. – С.215-216].
Приведите примеры подобного «варварства» в психологии. Выскажите своё отношение к данным соображениям А.Ф.Лосева. Найдите в задачнике цитату автора с аналогичной философской позицией.
Задача 136. Много-много психологий.
«Историческое состояние нашей науки таково, что, говоря словами Ф.Брентано, существует много психологий, но не существует единой психологии. Мы могли бы сказать, что именно потому и возникает много психологий, что нет общей, единой психологии. Это значит, что отсутствие единой научной системы, которая охватывала бы и объединяла всё современное психологическое знание, приводит к тому, что каждое фактическое открытие в любой области психологии, выходящее за пределы простого накопления деталей, вынуждено создавать свою собственную теорию, свою систему для объяснения и понимания вновь найденных фактов и зависимостей, вынуждено создавать свою психологию – одну из многих психологий». [Выготский Л.С. Собр.соч. Т.2. – С.25].
Попробуйте провести такой мысленный эксперимент. Возьмите в качестве отправной точки какой-либо «чужой» экспериментальный факт (или свой, но высокого качества) и постройте новую психологическую торию. Чтобы вам было проще не спутать свою концепцию с какой-либо уже имеющейся, создайте свою терминологию и постарайтесь в новых терминах объяснить имеющуюся психологическую феноменологию. Более простой вариант этого задания – объяснить с позиций какой-либо концепции факт, не имеющий «родства» с этой концепцией.
Задача 148. Пред-мет.
В слове «предмет» житейское чувство языка может не без труда, но всё же выделить две части: «пред-мет». «Пред» нужно понимать в значении «до», а «мет» - как метку, отметину, знак. Сформулируем ряд вопросов: О каком знаке (или знаках) говорит слово «предмет» (Каким знакам оно предшествует?)? Не кажется ли вам, что даже такое скромное морфологическое преобразование и анализ этого слова проясняют нечто существенное для психологии? Что именно? Как трактуется термин «предметная деятельность» А.Н.Леонтьевым? Существует ли самостоятельная «метная» (или знаковая) деятельность?