В чем заключается управление региональными конфликтами?
Управление региональными конфликтами сводится к основным этапам управленческой деятельности такого рода – прогнозированию, предупреждению, регулированию и разрешению.
При этом важно отметить, что управление осуществляется на государственном или международном уровне. Правовую базу управления региональными конфликтами составляют конституционные нормы, а также нормы Международного права.
Таблица 9
Управление региональными конфликтами
Программа тренинга по снижению конфликтности
Цель курса:
- предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи курса:
- обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
- помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;
- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
- сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники представляют коллектив), развитие умений и навыков командного взаимодействия.
Категория участников:
Тренинг рассчитан на взрослое, преимущественно работающее население.
Состав групп:
Оптимальная численность 10-15 человек;
Группы должны комплектоваться на добровольной основе;
Место проведения:
Зал для проведения тренингов.
Тренинг рассчитан на 4 занятия по 3 часа (общая продолжительность 12 часов).
Содержание занятий
Занятие 1
Знакомство, принятие правил тренинга:
Умейте слушать друг друга
Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.
Говорите по существу
Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"
Проявляйте уважение
Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.
Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)
Все участники должны собираться до установленного времени.
Конфиденциальность
То, что происходит на занятии, остается между участниками.
Правило "стоп"
Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".
Каждый говорит за себя, от своего имени
Стоит говорить не "Все считают, что...", а "Я считаю, что..." и т.п.
Интервью
Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.
Цель упражнения:
- развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки,
- сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.
Космическая скорость
Инструкция: "Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз".
Усложнение:
- сделать то же самое, но на время
- "А быстрее можете?"
- выполнить любым другим способом на время.
Ведущий предлагает всем участникам команды после завершения упражнения сесть в круг и выразить свое состояние на момент начала работы и ее окончания.
На что следует обратить внимание:
- выработка командной стратегии
- понимание идеи упражнения
- понимание других участников
- принятие решений
- изменения в поведении
- изменение на эмоциональном уровне и в степени участия каждого.
Вопросы ведущего должны быть нейтральными и оставлять свободу выбора, анализа и фантазии:
- Что вы чувствовали?
- Что изменилось в момент?..
- Почему вы выбрали это решение?
Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.
Говорю, что вижу
- Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок –улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.
- Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что в видите относительно любого из участников. К примеру : “Коля сидит, положив ногу на ногу”, “Катя улыбается”.
Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник.
Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.
Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы
Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:
•Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
•Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
•Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
•Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
•Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
•Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника. На упражнение отводится 40-50 минут.
Цель упражнения:
- формирование адекватных реакций в различных ситуациях;
- "трансактный анализ" ответов и формирование необходимых "ролевых" пристроек.
Ведущий рассказывает про разные типы поведения в конфликтной ситуации (по Томасу): приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество и конкуренцию. Проводится тест Томаса. После этого целесообразно провести 1-2 ролевые игры (на усмотрение ведущего), на примере которых участники могут наблюдать разные типы поведения.
Преувеличение или полное изменение поведения
Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения.
Участник сам выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается.
Если член группы не осознает этого поведения, он должен преувеличить его. К примеру , робкий член группы должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому дается 5-7 минут. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами.
Цель упражнения:
- формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.
Занятие 2
Приветствие
Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или
"Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве (см. упражнение "Представление") Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов.
На занятие отводится 10-15 минут.
По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.
Цель упражнения:
- формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;
- создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Сигнал
Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.
Цель упражнения: разминка, улучшение атмосферы в группе.
Ведущий рассказывает о технике активного слушания.
Техники слушания
Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин "очень скучного рассказа". Затем ведущий отзывает в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ "очень скучным". На самом деле дает разъяснения (так, чтобы "слушающие" не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.
Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как "глухое молчание"). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.
Цель упражнения: развитие навыков активного слушания
Диспут
Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д.. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду").
Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно'" легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.
В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута"
Цель упражнения: развитие умений и навыков активного слушания
Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"
Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.
Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.
На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:
- Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
- Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
- Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.
Занятие 3
Печатная машинка
Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
Цель упражнения: разминка, выработка навыков сплоченных действий.
Если бы..., я стал бы...
Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру : "Если бы меня обсчитали в магазине...". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру : "... я стал бы требовать жалобную книгу".
Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.
Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.
Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Контраргументы
Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось
бы изменить.
Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.
На упражнение отводится 40-50 минут.
Цель упражнения:
- создание условий для самораскрытия;
- умение вести полемику и контраргументацию.
Занятие 4
Последняя встреча
Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".
Цель упражнения:
- совершенствование коммуникативной культуры, стимулирование активности участников.
Упражнение на групповую сплоченность "Единство"
Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число.
Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается
до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.
Цель упражнения:
- выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне;
- формирование эмоционально-волевого единства группы.
Позиция
Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Я вижу тебя", "Я хочу тебе сказать", "Мне нравится в тебе". Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.
Цель упражнения:
- рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.
Ролевая игра
Каждый участнико по очереди рассказывает про конфликт, свидетелем или участником которого он был когда-то. Этот рассказ должен послужить сценарием дальнейшей ролевой игры, в которой должны принимать участие присутствующие. Рассказчик может быть не только сценаристом и режиссером ролевой игры, делать несколько дублей и т.д.
Участникам преставляется максимум свободы. Со стороны ведущего должно быть лишь одно условие: каждый конфликт должен закончиться благополучно, компромиссом.
Цель упражнения: закрепление полученнного на тренинге опыта.
Доверяющее падение
Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому-либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить.
По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения.
Цель упражнения:
- формирование навыков психомоторного взаимодействия;
- сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.
Рефлексия.
Вопросы для самопроверки
Раздел «Природа и сущность конфликта»
1. Выделите основные стадии процесса возникновения противоречий в организации. Постройте схему возникновения конфликта.
2. Дайте несколько определений конфликта, учитывая при этом, различные подходы к определению данного понятия.
3. Дайте определение конфликтной ситуации, инцидента, субъекта и объект конфликта.
4. Сформулируйте возможные причины и предпосылки возникновения конфликтной ситуации.
5. Определите роль конфликтов в жизнедеятельности организации.
6. Позитивные и негативные функции конфликта. В чем они выражаются?
7. Каковы функциональные и дисфункциональные проявления конфликта?
8. Дайте характеристику основных стадий конфликта латентного периода (предконфликтного), открытого периода и послеконфликтного латентного периода.
9. Что называется эскалацией конфликта?
10. Назовите основные признаки эскалации конфликта.
11. Какие существуют формы завершения конфликта?
12. Приведите примеры конкретных конфликтных ситуаций с ярко выраженной эскалацией конфликтогенов.
Раздел «Виды конфликтов»
1. Виды конфликтов в зависимости от:
- количества участников;
- способа разрешения;
- природы возникновения;
- направленности воздействия;
- степени выраженности;
- от соотношения позитивных и негативных элементов в конфликтах;
- от сфер жизнедеятельности.
2. Дайте характеристику каждому из видов конфликтов.
3. Охарактеризуйте составные элементы конфликта.
4. Сформулируйте причины возникновения конфликта между личностью и социальной группой.
5. Какова связь конфликтного сознания и конфликтного поведения?
6. В чем суть конфликта как принципа саморегуляции и самокоррекции?
7. Каковы конфликтные механизмы в стабильных, нестабильных и переходных обществах?
8. Типы поведения человека в конфликтной ситуации.
9. Основные механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.
10. В чем специфика межэтнических, внутриполитических конфликтов, конфликтов между партиями придерживающихся разных идеологических и политических установок?
11. Каковы причины этнонациональных конфликтов?
12. Раскройте проблемы урегулирования национально-этнических конфликтов.
Раздел «Особенности внутриличностных конфликтов»
1. Понятие внутриличностного конфликта. Сформулируйте возможные условия возникновения внутриличностного конфликта.
2. Какими методами можно обнаружить присутствие внутриличностного конфликта?
3. Дайте характеристику основным видам внутриличностных конфликтов.
4. Определите основные условия предупреждения внутриличностного конфликта.
5. Преодоление внутриличностного конфликта. Назовите основные механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.
Раздел «Особенности конфликтов в сфере организационных и социальных отношений»
1. Назовите основные виды организационных конфликтов, дайте их характеристику.
2. Сущность трудового конфликта. Сформулируйте основные причины возникновения трудовых конфликтов.
3. Раскройте сущность противоречия между эффективностью производства и принципами социальной справедливости.
4. Назовите основные формы разрешения социально-трудовых противоречий.
5. Понятие забастовки. Сформулируйте причины возникновения забастовок.
6. Каковы основные пути разрешения трудовых конфликтов?
Раздел «Конфликты между руководителями и подчиненными»
1. Сформулируйте возможные способы предупреждения конфликтов «по вертикали»
2. Какие на ваш взгляд, ошибочные действия могут привести к конфликту между руководителем и подчиненным?
3. Какие условия способствуют предупреждению конфликтов «по вертикали»?
4. Охарактеризуйте основные способы разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным.
Раздел «Особенности инновационных конфликтов»
1. Назовите основные причины межличностных инновационных конфликтов.
2. Сформулируйте основные факторы препятствующие инновационной деятельности.
3. Перечислите и дайте характеристику условиям предупреждения инновационных конфликтов.
4. Сформулируйте возможные способы разрешения инновационных конфликтов.
Раздел «Методы исследования и диагностики конфликтов»
1. Назовите философские и общенаучные принципы изучения конфликтов.
2. Какие методы психологии применяются в конфликтологии для изучения внутриличностных конфликтов?
3. Дайте характеристику каждому методу.
4. В чем заключается диагностика МЛО при определении уровня конфликтности личности?
5. Для чего предназначены опросники Басса-Дарки и Айзенга?
6. В чем суть модульной методики диагностики межличностных конфликтов?
7. Использование ситуационного метода исследования межличностных конфликтов.
Раздел «Прогнозирование и профилактика конфликтов»
1. Сформулируйте основные мероприятия по профилактике конфликтов.
2. Дайте характеристику объективным условиям, способствующим профилактике деструктивных конфликтов.
3. Какие организационно-управленческие условия способствуют предупреждению конфликтов?
4. Сформулируйте социально-психологические условия профилактики конфликтов.
Раздел «Предупреждение конфликтов»
1. В чем суть организационно-управленческих и социальнопсихологических условий предупреждения конфликтов?
2. Сформулируйте основные правила критики и правила восприятия критики.
3. Раскройте понятие стресса как причину конфликта и как следствия конфликта.
4. Какие факторы влияют на возникновение стрессов личности в организации?
5. Приведите примеры психологических факторов, ведущих к возникновению стрессовых ситуаций.
6. Назовите и охарактеризуйте этапы подготовки и принятия оптимальных управленческих решений.
7. В чем заключается основные психологические причины некомпетентных конфликтных решений?
8. Назовите основные психологические причины некомпетентных конфликтных решений.
Раздел «Способы управления конфликтами»
1. Раскройте сущность понятия управление конфликтами.
2. Назовите основные этапы оптимального управления конфликтом.
3. В чем заключается институционализированый и неинституционализированый конфликты?
4. Легитимизация конфликта. Каковы условия легитимности институциональной процедуры?
5. В чем заключаются внутриличностные методы управление конфликтом?
6. В чем заключаются межличностные методы управление конфликтом?
7. В чем заключаются структурные методы управления конфликтом?
8. Роль переговоров в конфликте. Назовите основные этапы переговорного процесса.
9. Раскройте суть понятия процесса медиации.
10. Какова роль третьей стороны в конфликте?
11. Какие факторы влияют на эффективность медиации?
12. Роль руководителя в урегулировании конфликта.
13. Каковы особенности деятельности психолога по урегулированию
конфликтов?
Раздел «Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны»
1. Что такое медиация?
2. Кто может выступать в роли медиаторов?
3. Перечислите основные этапы процесса медиации.
4. Какие факторы влияют на эффективность медиации?
5. Охарактеризуйте основные этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными.
Раздел «Конструктивное разрешение конфликтов»
1. Завершение конфликта. Дайте характеристику основных форм завершения конфликта.
2. Рассмотрите основные стратегии разрешения конфликтов. Выделите преимущества и недостатки каждой из них.
3. Раскройте сущность основных психологических механизмов переговорного процесса.
4. Охарактеризуйте основные этапы переговоров.
Словарь терминов
Абстракция — мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними.
Авторитет — общепризнанное значение, влияние; человек или группа, пользующиеся общим признанием.
Агрессия — повеление н конфликте, связанное с нанесением психологического или физического ущерба одним из участников другому. Может проявляться как в словесном оскорблении, гак и в физическом насилии.
Адаптация — приспособление строения и функций организма к условиям среды.
Адепт — ревностный приверженец какого-либо учения.
Администрация — должностные лица, руководящий персонал какого-либо учреждения или предприятия.
Антагонизм — непримиримое противоречие.
Антагонист — сторона конфликта, основанного па антагонистическом, непримиримом противоречии.
Альтруизм — бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать для других своими личными интересами.
Амбивалентность — двойственность переживания, выражающаяся н том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства, например, симпатию и антипатию.
Антипатия — чувство неприязни, недоброжелательности.
Антисемитизм - форма национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.
Апатия - состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением интересов,
Арбитр — третья сторона в конфликте, наделенная определенными функциями для его урегулирования оппонентами конфликта.
Арбитраж — способ разрешения споров, состоящий в обращении к арбитру.
Аффект — сильное и относительное кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта.
Аффилиация — стремление человека быть и обществе других людей. Тенденция к аффилиации возрастает при вовлечении индивида в потенциально опасную стрессовую ситуацию. В известных пределах близость других приводит к снижению тревожности, смягчая последствия стресса.
Внутриличностный конфликт — состояние внутренней структуры личности, выражающееся и противоборстве противоположно направленных мотивов, целей, интересов и желаний личности при невозможности их одновременною удовлетворения. Всякий внутри личностный конфликт сопровождается отрицательными переживаниями и эмоциями, а ни достаточно глубокой стадии его развития он можем принести к появлению невротической личности.
Взаимодействии — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Взаимодействии межличностное - личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношения и установки.
Вытеснение — один из видов «психологической зашиты» от внутреннего конфликта, в результате которого приемлемые для индивида мысли и переживании «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного.
Границы конфликта — рамки и пределы конфликт, касающиеся количества его участников, территории, на которой происходит конфликт, и его продолжительности.
Гипноз — временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.
Гомеостаз — подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие факторам.
Группа диффузная — общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно – ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной объединить ее участников.
Группа неформальная (неофициальная) — социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, симпатий или на основе прагматической пользы.
Группа официальная (формальная) — социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, нормативно закрепленную структуру, руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.
Группа референтная — социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и опенки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Диагностика конфликта — исследование конфликта с целью описания его сущности, содержания, функций и других характеристик.
Динамика конфликта — развитие конфликта, включающее его основные периоды и этапы.
Забастовка — разновидность конфликта, представляющая коллективное прекращение (сокращение объема) работы или отказ от участия в каком-либо регламентированном виде деятельности, с целью добиться удовлетворения требований социального, экономического или политического характера.
Защита психологическая - регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, вызванного внутриличностным конфликтом. Защита психологическая выражается в таких защитных механизмах, как: подавление, отрицание, сублимация, проекция, идентификация и других.
Идентификация — уподобление, отождествление с кем-либо или чем-либо. Процесс опознания того качества личности индивида (или социальной общности) на основании которого она может быть отнесена к какому-либо классу или типу, или же на основании которого личность (социальная общность) может быть признана целостной и идентичной самой себе.
Инцидент — начальный этап в динамике открытого конфликта, характеризующийся прямым противоборством сторон.
Катарсис — очищение, освобождение от аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющеюся причиной невротическою конфликта.
Коллизия — столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов; расхождение между отдельными законами одного государства или противоречие законов, судебных решений различных государств.
Комплекс неполноценности — психопатологический синдром, стойкая уверенность человека в собственной неполноценности как личности, ведущая к невротическим отклонениям и невротическому конфликту.
Консенсус — согласие, способ урегулирования конфликтов, ориентированный на совместное согласованное решение проблемы.
Конфликт — противоборство сторон взаимодействия, имеющих противоположно направленные мотивы, цели и интересы.
Конфликт латентный — скрытый, неявный конфликт, начальная стадия в развитии конфликта, характеризующаяся отсутствием открытых действий оппонентов.
Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы.
Конфронтация — противоборство, противопоставление различных мнений, интересов, целей.
Кризис — резкое обострение остроты конфликта, после которого наступает качественное изменение ситуации.
Лидер - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях в силу его личного авторитета или занимаемой должности.
Медиатор — посредник в конфликте.
Медиация — посредничество в конфликте третьей, не участвующей в нем стороны.
Межгрупповая дискриминация — установление различий между собственной и другой группами, которое может служить предтечей конфликта.
Межличностные oтношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся и характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Мозговая атака (брейншторминг) — свободное высказывание идей членами группы по какому-либо вопросу. Методика стимуляции творческой активности и продуктивности, кото