Мышление как мотивированный процесс

Проблема мотивов человевеского поведения была выдвинута на первый план психоанализом (З.Фрейд). Считалось, что в основе человеческой активности, поведения лежат два основных, или базальных мотива: первый связан с сексуальной жизни человека, а второй с его агрессивностью. Мотивы взрослого человека, его поведение являются продуктом трансформации, преобразования мотивов ребенка.

Непроизвольное образное мышление, свободные ассоциации трактуются в психоанализе как одна из важнейших областей проявления бессознательных мотивов.

Для З.Фрейда остроуие это одно из проявлений творческого мышления, характеризующееся порождением контекстуальных смыслов. В основе остроумия всегда лежат бессознательные первичные мотивы. Прямое отношение к психологии мышления имеет и теория сублимации, согласно которой творчество возникает в результате ограничений, которые накладываются на возможности непосредственного удовлетворения первичных потребностей, возникает "окольное", "сублимированное" удовлетворение, но тех же самых потребностей. С прблематикой психологии мышления связан и вопрос об осознании мотива. В классическом психоанализе бессознательный мотив не исключает саму возможность осуществить мыслительную деятельность по отношению к этому мотиву, но вместо подлинного понимания мотива оно может быть мнимым.

"-" Ограниченность общей теории мотивации, а также ограниченность связей между мотивацией и мышлением. Мышление трактуется лишь как проявлении мотивации. Не изучался конкркетный вклад мотиваци в организацию, строение мыслительной деятельности.

"+" Акцентуирование важности проблемы мотивов, анализ проявления мотивов в мышлении, значимость в мышлении, попытка выделить специфические признаки бессознательного по сравнению с сознанием.

К психоанализу примыкает и концепция аутистического мышления Э.Блейлера. Аутизм связан с преобладанием внутренней жизни, "уходом" из внешнего мира. Обычные сновидения, грезы наяву, мифология, народные суеверия, шизофреническое мышление - проявления аутистического мышления, в котором мысли подчиняются аффективным потребностям.

Между аутистическим и обычным мышлением не существует резкой границы, т.к. в последнее мышление легко проникают аутисические, т.е. аффективные элементы. В аутистическом мышлении понятия используются для изображения неосуществленных желаний как осуществленных.

Реалистическое мышление связано с правильным познанием окружающего мира, с познанием истины. Аутистическое мышление представляет себе то, что соответствует аффекту. Важным является положение о существовании аутистически реалистического удовлетворения своих потребностей. Лишь на определенном этапе развитии аутистическая функция присоеденяется к реалистической и затем развивается вместе с ней. Повышается возможность влияния эмоционально окрашенных энграмм из прошлого и эмоциональных представлений, относящихся к будущему. Антиципация удовольствия вынуждает к размышлению до того, как будет предпринято действие, оно подготавливает к действию и приводит в движение энергию. Аутизм связан с упражнением мыслительных способностей. Аутистическое мышление, как считал Блейлер, и в будущем будет развиваться параллельно с реалистическим. Концепция Э.Блейлера относится к сложнейшим мехенизмам потребностно- эмоциональной регуляции мышления, показывает ее значимость. Она отражает хорошо знакомые каждому различия между "типом мечтателя" и "типом трезвого реалиста". Вместе с тем она не свободна от противопоставления отражательной (реалистической) функций мышления и его обусловленности потребностно эмоциональной сферы. В настоящее время можно считать установленным, что истинное отражение действительности является продуктом деятельности, а она всегда имеет потребностно-эмоциональную регуляцию.

Когнитивная теория мотивации. Сторонники этой идеи идут от мотива к познанию, а не наоборот как это было в психоанализе. Под когнитивными процессами понимаются планы,цели, ожидания, риск. Центральное положение теории: мотивация человеческого поведения строится в соответствии с познанием. Познание выступает как полимотивированная деятельность. Выбор, или предпочтение, некоторых альтернатив в ситуацииосуществляется на основе познавательного анализа интерпретируется в контексте познавательной теории мотивации.

К познавательной теории мотивации примыкают исследования иерархической организации мотивационной сферы человека. Подчеркивается зависимость конкретной ситуативно складывающейся иерархии мотивов от того, как человек познает ситуацию, какова его ожидания, каковы идеалы данного конкретного человека.

В качестве специальной рассматривается проблема потребности в коррекции несоответсвия, несбалансированность, или диссонанса, между различными мотивационными тенденциями, установками, верованиями, идеалами. Конкретная реализация данного подхода представлена в теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Он сконцентрировал свое внимание на одном, но достаточно типичном случае возникновения диссонанса. Человек часто попадает в ситуацию, когда нужно выбрать одну из несовместимых друг с другом альтернатив. Для психолога интересен не только процесс, предшествующий выбору, но и процесс, который наступает после того, как необратимый выбор уже сделан. После осуществления его выбора человек может узнать, что выбор неправилен. В этих ситуациях предпринимаются попытки обесценить для себя те постоянные сообщения, которые противоречат, вступают в несоответствие, диссонанс с уже сделанным выбором. Приведение своего поведения в соответствие с системой известных представлений о том, как нужно себя вести, есть проявления феномена когнитивного диссонанса.

Одно из важных направлений в исследовании мотивов посвящено исследованию мотивов самоактуализации (Юнг, а затем Маслоу). Потребность в самоактуализации является наиболее поздним продуктом развития мотивационной сферы челоека, но возникнув начинают играть ведущую роль. В списке типичных черт самоактуализирующихся личностей, по Маслоу, есть и такие, которые относятся к мыслительной деятельности: "эффективное восприятие реальности и комфортное отношение с этой реальностью", "спонтанность и постоянная свежесть понимания происходящего", "чувство юмора", "тенденция к творчеству".

"-" В концепции самоактуализации нет анализа самих познавательных процессов. Трактовка самоактуализации носит абстрактный характер, ставится акцент на индивидуалном самовыражении человека.

"-" Когнитивная теория. Ограниченность в трактовке целей и целеобразованием, т.к. вся познавательная активность субъекта, процесс постановки новых целей сводится в значительной степени к актам выбора из некоторого множества предложенных задач. Не анализируется процесс формирования цели на основе выбранного задания и сам процесс его выполнения. Процесс познания редуцируется к сравнительно элементарным формам.

"-" Теория когнитивного диссонанса. Нет детального анализа процесса оценивания и переоценивания, принятия или непринятия информации, вступающей в конфликт с устремлениями человека.

Общие недостатки. Познание в связи с мотивацией изучается в сравнительно элементарных формах, само познание расматривается как "арена" для проявления мотива, функция которая в познавательной деятельности сколько-нибудь подробно не анализируются.

Наши рекомендации