Физиологические механизмы стресса

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное со­бытие: человек возбужден, не может найти себе места, его гло­жет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно Повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических механизмаподобного стресса.

Во-первых, в коре головного мозга сформировался интен­сивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминан­та, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать но­вую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение зах­ватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на форми­рование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каж­дому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое откры­вает путь положительным эмоциям.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция — возбуждается одна из глубинных структур мозга — гипоталамус, который заставляет близлежа­щую особую железу — гипофиз — выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влияни­ем АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физио­логически активные вещества (гормоны стресса), которые вы­зывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный при­ступ, становится чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современ­ный человек, в отличие от первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь — физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благопо­лучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворен­ной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору голов­ного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддержива­ющие активность доминанты, а в кровь продолжают выде­ляться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации. Оптимальный способ избавления от за­тянувшегося стресса — полностью разрешить конфликт, уст­ранить разногласия, помириться. Если сделать это невозмож­но, следует логически переоценить значимость конфликта, на­пример, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфлик­та. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его — суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения — доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чу­жим, еще большим, горем («а другому гораздо хуже») позво­ляет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интерес­ный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что бе­зуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и пото­му этого мне не надо».

Один из лучших способов успокоения — это общение с близ­ким человеком, когда можно, во-первых, как говорят «излить душу», т. е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переклю­читься на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к сни­жению его значимости.

ВОПРОС 44

Стресс и фрустрация

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряже­ния, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведе­ния. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказыва­ют отрицательное влияние -не только на психологическое со­стояние, но и на физическое здоровье человека. Они представ­ляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обо­стрении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболе­вания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нуж­да. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Вся­кая неожиданность, которая нарушает привычное течение жиз­ни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Се­лье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве при­мера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя ока­жется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий — горе и ра­дость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие — неспецифическое требование приспособ­ления к новой ситуации — может быть одинаковым.

Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение мо­жет вызвать стресс, т. е. стать стрессором. При этом, высту­пит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожида­ний, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зави­сит не столько от объективных, сколько от субъективных фак­торов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него тре­буется, и т. д.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустра­ция. Сам термин в переводе с латинского означает — обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая моти­вация реализуются в эмоциональных реакциях.

Самой распространенной реакцией на фрустрацию являет­ся возникновение генерализованной агрессивности, направлен­ной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препят­ствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, про­является в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

Отступление и уход. В некоторых случаях субъект реагиру­ет на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), со­провождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто. Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной моти­вации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реа­гирует гневом, однако в конце сосания — никаких эмоциональ­ных проявлений.

ВОПРОС 55

Наши рекомендации