Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера
Существенное значение для развития деловых черт характера имеет воспитание соответствующих черт характера у ребенка с самого детства. Дело в том, что деловые черты характера, как и волевые, начинают оформляться довольно рано, и если к определенному возрасту, например к моменту поступления ребенка в школу, первичные деловые черты характера у него еще не сформировались, то дальнейший процесс их развития будет идти с большими трудностями.
Поясним, что в данном случае имеется в виду под первичными деловыми чертами характера человека. Это, прежде всего, аккуратность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. На базе таких черт характера, оформление которых начинается с того времени, когда ребенок овладевает речью и начинает проявлять активность в предметных играх, в дальнейшем развиваются вторичные черты характера уже взрослого человека, такие, например, как инициативность, деловитость, трудолюбие, находчивость, умение организовать дело или быть хорошим его исполнителем.
Поэтому тогда, когда в психологическую консультацию обращается взрослый человек по поводу развития деловых черт характера у ребенка, то в первую очередь взрослому необходимо рекомендовать немедленно, если ребенку уже минуло полтора – два года, заняться развитием у него тех первичных деловых черт характера, без которых полноценные вторичные деловые черты характера успешно формироваться не могут.
Однако даже если ребенок, о котором идет речь, гораздо старше по возрасту, то рекомендации все же остаются такими же. Только в дан
ном случае одновременно придется заниматься формированием первичных и развитием у ребенка вторичных деловых черт характера.
Практика показывает, что, воспитывая деловые черты характера у взрослого человека, мы зачастую терпим неудачу именно потому, что у взрослого человека трудно выработать те черты характера, которые должны были быть сформированы у него, когда он еще был ребенком.
Деловые черты характера человека развиваются и закрепляются в работе, в его практической деятельности и в деловом общении с людьми, поэтому чем раньше ребенок начинает заниматься серьезным делом, тем вероятнее, что нужные деловые черты характера у него сформируются и своевременно достигнут достаточно высокого уровня развития. Напротив, слишком затянувшееся в этом плане детство является весьма серьезным препятствием на пути развития таких черт характера.
В этой связи важно как можно раньше начать привлекать ребенка к участию в серьезных делах совместно с взрослыми людьми, на примере которых ребенок мог бы развить у себя необходимые ему деловые качества, а также соответствующие им деловые черты характера.
При этом, однако, не стоит забывать о том, что для разностороннего психологического развития детей необходимо их активное участие не только в трудовой, но и других видах деятельности, в том числе в игровой, в учении и в общении. Поэтому по крайней мере до достижения ребенком подросткового возраста время, отводимое на труд, не должно занимать в распорядке дня ребенка более четвертой его части.
В том случае, если к определенному возрасту – такому, в котором они должны быть уже достаточно развитыми, – первичные деловые черты характера у детей не сформировались, их еще можно развить, но только при соблюдении следующих условий:
1. У ребенка, чьи деловые черты характера формируются, или у взрослого, озабоченного необходимостью их развития у ребенка, должно быть достаточно твердое желание выработать такие качества.
2. Необходимо соблюдать определенную последовательность достаточно настойчивых и длительных по времени действий, практически направленных на выработку и закрепление нужных деловых черт характера.
3. Постоянное и весомое (значимое) подкрепление положительного характера, получаемое ребенком при проявлении с его стороны нужных деловых черт характера.
4. Действие механизма не менее весомых отрицательных санкций за проявления прямо противоположных, негативных черт характера, таких, например, как безответственность, необязательность, неаккуратность, лень.
Если нужные деловые черты характера еще не выработаны у подростка, которому исполняется тринадцать-четырнадцать лет, то на их формирование и закрепление в характере может понадобиться много времени и усилий.
Если же деловые черты характера отсутствуют у человека, которому уже исполнилось двадцать пять – тридцать лет, то на ту же работу потребуется, наверное, несколько лет, если решение задачи вообще еще возможно. Это связано не столько с тем, что формирование данных черт характера в этом возрасте затруднено само по себе, сколько с тем, что этому почти наверняка будут препятствовать имеющиеся у данного человека другие, отрицательные черты характера, такие, например, как безответственность.
Наконец, надо иметь в виду и следующее важное обстоятельство. Разные черты характера в психологии человека как личности обычно не существуют отдельно, независимо друг от друга. Они с возрастом складываются в некоторую целостную, довольно стабильную систему, и изменить в этой системе одну из черт характера, не затрагивая другие черты характера, практически невозможно.
Поэтому, прежде чем приступать к коррекции определенных деловых черт характера человека, необходимо выяснить, с какими другими чертами характера человека они функционально взаимосвязаны, и предложить клиенту практические рекомендации по работе со всеми включенными в системную зависимость чертами его характера.