Интерпретация психологической диагностики

Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации учащихся 1-х классов при поступлению в школу на 2015 – 2016 учебный год в МОУ «СОШ № 16 с УИОП»

Дата проведения: октябрь 2015 года

Причина исследования: психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации.

Цель: изучение особенностей адаптационного периода у первоклассников при поступлении в школу.

Количество респондентов: 1 «А»-26 человек, 1 «Б» -27 человек; 1 «В» - 26 человек.

Методы исследования: наблюдение, психологическое тестирование.

Используемые методики: групповые формы анкеты « Учебная мотивация» Н. Г. Лускановой, методики изучения самооценки « Лесенка», методики « Моё настроение ».

Цель диагностики: Определения уровня адаптации учащихся первых классов. Выявление потенциальной «группы риска» детей, чьё дальнейшее обучение и воспитание связаны с существенными трудностями.

Результаты диагностики:

1) Анкета « Учебная мотивация» Н. Г. Лускановой позволяет выявить уровень школьной мотивации и сформированность внутренней позиции школьника. Анализ результатов изучения мотивационной направленности учащихся 1«А», 1 « Б», 1 «В» представлен в Таблицах 1,2,3 соотвественно.

Таблица 1 Особенности мотивационной направленности учащихся 1 «А» класса

Уровень Описание уровня Количество %
Уровень I (25 - 30) Высокий уровень школьной мотивации
Уровень II (20 - 24) Хорошая школьная мотивация
Уровень III (15 - 19) Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью (внешняя мотивация)  
Уровень IV (10 - 14) Низкая школьная мотивация
Уровень V (ниже 10) Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Таблица 2 Особенности мотивационной направленности учащихся 1 «Б» класса

Уровень Описание уровня Количество %
Уровень I (25 - 30) Высокий уровень школьной мотивации
Уровень II (20 - 24) Хорошая школьная мотивация
Уровень III (15 - 19) Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью (внешняя мотивация)
Уровень IV (10 - 14) Низкая школьная мотивация
Уровень V (ниже 10) Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация


Таблица 3 Особенности мотивационной направленности учащихся 1 «В» класса

Уровень Описание уровня Количество %
Уровень I (25 - 30) Высокий уровень школьной мотивации
Уровень II (20 - 24) Хорошая школьная мотивация
Уровень III (15 - 19) Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью (внешняя мотивация)
Уровень IV (10 - 14) Низкая школьная мотивация
Уровень V (ниже 10) Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

2) Результаты методики « Лесенка» для изучения самооценки (количество человек)

  завышенная адекватная заниженная
1 « А»
1 « Б»
1 « В»

3) Результаты методики « Моё настроение» (количество человек)

Настроение (весёлое/ грустное) письмо чтение математика с учителем с одноклассниками дома
1 « А» 25/ 1 24/ 2
1 « Б» 25/ 2
1 « В» 24/ 2

Интерпретация психологической диагностики.

По результатам обобщающей оценки школьной мотивации, 29% (23 чел.) имеют хорошую школьную мотивацию. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является нормой. 57% (45 чел.) имеют высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования, они способны удерживать учебную цель, исправлять ошибки под руководством учителя, однако у многих учащихся отмечается выраженная эгоцентрическая речь, котрая сопровождает выполнение учебного действия и способствует выполнению задания. К окончанию первого класса она окончательно должна трансформироваться во внутренний план, свернуться. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и ответственные. 14% (11 чел.) имеют позитивное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, но их также привлекает атрибутивная часть учебного процесса: возможность ношения школьной формы, пользования ученическими принадлежностями и т.д.

На основании данных проведенной диагностики в целом выявлен завышенный уровень самооценки 67% (53 чел.), что характерно именно для первоклассников и является для них возрастной нормой. Именно поэтому в первом классе не используется бальная (отметочная) система. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе. 33% (26 чел.) опрошенных имеют адекватную самооценку, т.е. у детей сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность.

Результаты изучения настроения при выполнении заданий на уроках, письма, чтения, математики, при общении с одноклассниками и учителем демонстрируют отсутствие фрустрированности, тревожных состояний и резких перепадов настроения в течение урока, если деятельность хорошо структурирована и разнообразна. Изменения могут быть вызваны быстрой физиологической истощаемостью организма, что обусловлено индивидуальными особенностями развития и включённостью в деятельность. Большинство первоклассников (89%) испытывают положительные эмоции на всех уроках и при взаимодействии с учителем, одноклассниками.

Отмечу, что полная социально-психологическая адаптация произойдёт к окончанию первого полугодия, но уже сейчас достигнуты значительные результаты.

Общие рекомендации:

1. не предъявляйте к ребенку завышенных, невыполнимых требований. Не требуйте, чтобы ребенок всегда вел себя безупречно – это практически нереально , но вызывает у него чувство вины;

2. скорректируйте свои требования с требованиями родителей, по крайней мере, постарайтесь это сделать;

3. повышайте самооценку ребенка, создавая для него ситуацию успеха;

4. хвалите, поощряйте ребенка, особенно в присутствии других детей;

5. постепенно вовлекайте ребенка в совместную деятельность с другими детьми, а начать можно с индивидуальных поручений, а затем в паре с одноклассником;

6. преподавателям постоянно необходимо анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного

подхода к каждому школьнику.

Педагог-психолог _________________Е.В. Мочалина

Наши рекомендации