Основные характеристики группы

Социальная психология традиционно изуча­ет некоторые элементарные параметры группы. Согласно такому подходу выделяют следующие основные признаки социальной группы.
1 . Наличие интегральных психологиче­ских характеристик (общественное мнение, психологический климат и т. д.).
2. Существование основных параметров группы как единого целого (композиция и структура группы, групповые процессы, груп­повые нормы и санкции). Каждый из перечис­ленных параметров может иметь различное со­держание в зависимости от общего подхода к изучению групп.
Композиция— совокупность характеристик членов группы (численность, половой и возраст­ной состав, национальность, социальное поло­жение членов группы), т. е. индивидуальный со­став группы. Говоря о составе, важно знать, какая конкретно группа является объектом ис­следования, и только после этого описывать со­вокупность ее составляющих.
Структура группы представляет функции, выполняемые членами группы, а также актуаль­ное состояние формальных и неформальных отношений членов группы. Выделяют несколько формальных признаков структуры группы: струк­тура коммуникаций, структура предпочтений, структура власти и т. д.

Групповые процессы — динамические по­казатели группы как социального процесса от ношений (лидерство (руководство), стадии раз­вития группы, групповое давление и т. д.).
3. Способность индивидов к согласован­ным действиям. Зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера-руководителя.
В основе другого подхода — положение индивида в группе в качестве ее члена. Рассмотрим основные показатели в рамках этого взгляда.
1. Основным понятием выступаетстатус, или позиция, обозначающее место индивида в системе групповой жизни.
2. Еще одно важное понятие — роль. Часто роль рассматривают как динамический аспект статуса, но это лишь часть содержания понятия. Например, женщина в семье имеет статус ма­тери, но в каждой семье роль матери может иметь различное содержание. Таким образом, при сохранении статуса набор соответствующих ему функций может сильно отличаться в различ­ных однотипных группах.
3. В качестве характеристики положения индивида в группе является система груп­повых ожиданий, предполагающая, что всякий член группы обязательно воспринимается, оценивается другими. Благодаря этому ка­честву группа контролирует деятельность своих членов. В случае рассогласования между ожидаемым и реальным поведением группа могут применять групповые санкции — механизм, посредством которого группа сле­дит за выполнением и соблюдением группо­вых норм.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП

Проблема построения классификации со­циальных групп в социальной психологии име­ет большую историю.

Исследователи выделя­ли различные основания для классификации:

- уровень культурного развития,

- преобладаю­щий тип контактов в группе,

- принципы доступно­сти членства,

- время существования группы и т. п.

Общая черта этих классификаций — формы жизнедеятельности группы. Учи­тывая важность анализа групп с учетом их включения в систему общественных отноше­ний, Г. М. Андреева предлагает выделяемые социальной психологией группы разделить на реальные и условные.

Условные— это группы, которые объеди­няют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, что­бы сравнить с результатами, полученными в реальных группах, с теми, которые характе­ризуют случайное объединение людей, не имею­щих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели.

Основное внимание социальная психология сосредоточивает на реальных группах, т. е. таких, которые существуют в реальной дей­ствительности. Общепсихологические ис­следования часто имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Существует только во время проведения эксперимента.

Реальные естественные группы склады­ваются сами по себе, независимо от желания экспериментатора, возникают и существуют исходя из потребностей общества или включен­ных в эти группы людей.

Естественные группы подразделяются на большие и малые.

Малые группы на всем про­тяжении развития социальной психологии явля­лись объектом для изучения.

Большие группы представлены в социальной психологии нерав­ноценно: одни изучаются давно (главным обра­зом это неорганизованные, стихийно возни­кающие группы), другие — организованные, длительно существующие группы, классы, нации, стали объектом исследования сравни­тельно недавно.

Представленная классификация свиде­тельствует о том, что диапазон групп, интере­сующих социальную психологию, очень широк. Их разнообразие не позволяет дать единого определения понятию «группа». Очень редко встречается включение в понятие «группа» всех разновидностей. Такой синтез попыта­лись осуществить в рамках интеракционизма.

Т. Шибутани утверждал, что группы могут различаться по размеру от двух влюбленных до миллионов, ведущих войну.

.


СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
Изучение больших групп в рамках социаль­ной психологии испытывает определенные труд­ности, наиболее значимой из которых является отсутствие методик исследования. Однако это не означает, что психология больших групп не поддается научному исследованию.

Самостоятельное развитие социальная пси­хология начала именно с изучения больших со­циальных групп (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт, Г. Тард, Г. Леббон). Исследователи XIX в. заложили основу изучения психологии народов, масс.

В первой половине XX в. интерес к пробле­ме больших групп стал снижаться из-за отсут­ствия эмпирических методов и вновь возрос лишь с 1970-х гг., что объясняется возраста­нием общественной активности в Европе: бур­ными студенческими выступлениями против войны во Вьетнаме, акциями «зеленых» и т. п.

В настоящее время психология больших групп переживает второе рождение. Отечест­венная социальная психология считает дан­ный раздел ведущим в своей структуре. Исследования по этой тематике начались с 1960-х гг. (А. И. Горячева, Б. Д. Парыгин). В результате научных дискуссий было призна­но право на существование внутри социаль­ной психологии раздела «Психологии больших социальных групп», рассматривающего раз­личные типы больших социальных групп как стихийных, так и организованных.

Социальные нормы, ценности, потребности, установки возникают на основе исторического опыта больших групп и через культуру, идеоло­гию доводятся до индивида посредством малой группы и межличностного общения. Важное зна­чение имеют и массовые социальные про­цессы и движения.

Рассмотрим некоторые методологиче­ские аспекты проблемы, прежде всего, что такое большая группа. Взгляд на проблему Г. М. Андреевой: большие группы разде­ляются на случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, ауди­тория, и группы, сложившиеся в ходе исто­рического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества, поэтому долговременные и устойчивые.

Структуру больших групп составляют со­циальные классы и слои, этнические группы (прежде всего нации), профессиональные груп­пы, половозрастные группы (молодежь, женщи­ны, пожилые и т. д.).

Каждая из больших групп обладает своим набором психологических черт, в то же время имеются и общие признаки, типы коммуникаций.

Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, что во мно­гом определяет своеобразие их содержания.


СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
Выделяют следующие общие признаки больших групп:
1. Нравы, обычаи, традиции.
2. Образ жизни. В основе лежат определен­ная система социокультурных ценностей, прио­ритетов; картина мира; круг общения, интере­сы, потребности; социальные стереотипы, привычки. Образ жизни — это существенная ха­рактеристика не только отдельных социальных групп, но и поколений (например, «шестидесят­ники»).
Существуют различные образы жизни: здо­ровый; нравственно-здоровый; замкнутый, аскетичный; богемный; студенческий. Соглас­но другой классификации выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, курортный образы жизни и т. д.
3. Специфический язык.
4. Ценности и стереотипы. Длительное время существования больших
групп требует учета временных характеристик: синхронизации (анализа процессов, про­текающих в одно и тоже время), диахрони-зации (анализа процессов в их временной протяженности) и трансляции (изменения признаков группы от поколения к поколению).
Структура психологии большой социаль­ной группы — это различные психические свой­ства, психические процессы и психические состояния подобно психике отдельного человека.
Исследователи выделяют две составные части этой структуры:
1)психологическую , как устойчивое образо­вание {национальный характер, нравы, обы­чаи, традиции, вкусы и т. п.);
2) эмоциональную, как динамическое образо­вание (интересы, настроение). Психологические характеристики большой группы не являются простой суммой индивидуаль­ных черт отдельных личностей.

По мнению Л. С. Выготского, коллективная психология изучает лишь ту часть личной психологии, кото­рая считается собственностью коллектива. Это то типичное, что порождено общими усло­виями существования, но не есть одинаковое для всех (например, молодежь начала XXI в.). Не все черты группы присущи каждому члену группы, так как каждый обладает индивидуаль­ными характеристиками, в различной степени вовлечен в сферы жизнедеятельности и т. д.

Французская школа разработала концепцию социальных представлений С. Моско­виси, которая предлагает метод иссле­дования больших групп. Анализируются со­циальные представления различных больших групп, и через них познается их психология. Так считают А. В.Донцов, Т. П. Емельянова. По мнению Г. М. Андреевой, социальные представления вырабатываются на основе опыта, деятельности группы, обращаясь к житей­скому опыту, способствуют формированию групповой идентичности.

Из этой концепции вытекает понятие мента­литет как интегральная характеристика некой культуры, отражающей своеобразное видение и понимание мира ее представителями, их ти­пичных «ответов» на картину мира.


ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Для социальной психологии представляют интерес социальные классы. Понятие класс не однозначно. Для европейцев оно имеет по­литический контекст, американцы, по мнению Г. Линдсей, Э. Аронсона, как правило, исполь­зуют понятие «социоэкономический статус».
В отечественной социальной психологии классовый подход долгое время был веду­щим. Недостаток подхода — он не отражает реальную стратификацию, так как определяет социальную дифференциацию на основе учета только двух показателей: общественного раз­деления труда и частной собственности на сред­ства производства.
Класс — это большая социальная группа, отличающаяся от других возможностью досту­па к общественному богатству (распределению благ), власти, социальному престижу. Характе­ризуя класс как социально-психологическую категорию, выделяют социальные потребно­сти, интересы, качество, образ, стиль жиз­ни, социальные роли.

Социальные потребности определяют­ся объемом и составом материальных и духов­ных благ, которыми располагает каждый член группы.

Интересы социальных групп — социально-психологическое явление, которое играет решаю­щую роль в институционализации общества. Каждый представитель класса одновременно является членом нескольких групп. При этом возникает переплетение интересов, значимых для разных социальных групп. Важно опре­делить доминирующие интересы, выявить об­стоятельства, при которых второстепенные ин­тересы начинают преобладать.

По определению Е. В. Андриенко, со­циальная роль — это социальная функция, воплощенная на уровне общественного созна­ния в нормах и санкциях и реализующаяся в со­циальном опыте конкретного человека.

Характеристики социальной роли выделены Т. Парсонсом. Это — 1) масштаб (диапазон меж­личностных отношений),

2) способ получения (определяется неизбежностью данной роли для человека),

3) эмоциональность (возможности эмоциональных проявлений субъектом), 4) фор­мализация (специфика межличностных отноше­ний носителя данной роли),

5) мотивация (опре­деляется потребностями и мотивами человека).

Важной характеристикой в классовой психо­логии является понятие психический склад — психический облик, проявляющийся в определен­ном способе поведения и деятельности, на основании которого можно восстановить нор­мы, которыми руководствуется данная социальная группа. Он проявляется в социальном харак­тере, привычках, обычаях, традициях клас­са, которые регулируют поведение и деятельность членов социальной группы и характеризуют образ жизни.
Социальный характер — типичный образ действий представителей разных классов, который присутствует в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Этнические группы относятся к большим социальным группам. Наиболее распростра­ненная и изученная форма — нации. Родона­чальник исследования а области этнических групп — В. Вундт («Психология народов»). Он предлагал в качестве метода исследования изучение мифов, обычаев, языка.

Наиболее разработанным является вопрос о психическом обликеэтнической группы, в структуре которого различают следующие сто­роны:
1) психический склад (национальный, или этни­ческий характер, темперамент, традиции, обычаи);
2) эмоциональная сфера (национальные, или этнические чувства). Национальный характер проявляется, когда выступают не отдельные люди, а группы. Типические черты национального характера нельзя абсолютизировать, так как они перепле­таются с чертами социального характера, а иногда являются общечеловеческими.

Национальный характер проявляется через различную деятельность, поэтому его можно исследовать через изучение продуктов деятель­ности, анализируя народное творчество и язык. Посредством языка происходит пере­дача черт национального характера в процессе социализации.

Вопрос о выделении национального тем­перамента и способностей является спор­ным, требует осторожности в интерпретации, во многом зависит от разработанности в рамках общей психологии. Сторонники выделения этни­ческого темперамента говорят о выявлении спе­цифических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жесткой привязке опреде­ленного темпераментам этнической группе.

Выделение национальных способностей не оправдано, так как при равных культурных воз­можностях для реализации своего потенциала средние достижения членов каждой этнической группы примерно одинаковы.

По мнению Г. Л. Андреевой, эмоциональ­ная сфера включает этническую идентич­ность и этническое самосознание, которые определяют осознание человеком своей при­надлежности к определенной этнической группе и эмоциональное переживание этого факта, т. е. восприятие и переживание культурных отличий своей группы от других.

Наличие таких качеств приводит к формиро­ванию этнических стереотипов, которые воз­никают вследствие ограниченности межэтни­ческого общения. Если стереотип переходит в предубеждение, возникает этноцентризм — предпочтение своей этнической группы, стрем­ление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы. При этом отношение к другим группам не обязательно носит характер враж­дебности, считает Т. Г. Стефаненко.
По мнению И. С. Кона, различия между этни­ческими группами являются относительными и выступают как производные от определенных исторических условий, закрепленных в поколе­ниях.


ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЛИДЕРСТВА

Выделяют социологические и психологи­ческие теории лидерства. К социологичес­ким относятся: «теория черт», «ситуационная теория», «теория определяющей роли последо­вателей», «реляционная (системная)теория» (исследователи: Г. К. Ашин, Г. М. Андреева).

Теория черт полагает, что лидерство — феномен, рождаемый специфическими черта­ми лидера (искусство убеждать, любовь к риску, энтузиазм, беспристрастность, смелость, воля, справедливость и др.). М. Вебер и Э. Трельч ввели термин харизма — исключительная одаренность человека, которая производит осо­бое впечатление на окружающих людей. Не­достатком является не учет того, что различные социальные группы требуют различных лидер­ских качеств. Существуют разные виды деятель­ности, которые требуют противоположных черт лидера, таким образом, создать универсальную шкалу черт лидера невозможно. Тем не менее, теория продолжает существовать.

Д. Майерсом были выделены черты наиболее эффек­тивных лидеров в современных условиях: уверенность в себе; наличие убедительных представлений о желаемом положении дел и способность сообщать о них окружающим простым языком; достаточный запас оптимиз­ма и веры в людей; незаурядность; энергич­ность; добросовестность; покладистость; эмо­циональная устойчивость.
Ситуационная теория полагает, что в про­цессе выдвижения лидера большую роль играет ситуация. Если социальная ситуация суще­ствования группы кардинально меняется, то высока вероятность смены лидера. Т. Шибу-тани выдел ил два психологических критерия для создания типологии социальных ситуаций: сте­пень формализации группы и степень авто­номии членов группы. В зависимости от про­явлений этих качеств возникает пять типов социальных ситуаций: внезапные критиче­ские; критические повторяющиеся, пред­сказуемые; типичные повторяющиеся; типичные повторяющиеся конвенциональ­ные; групповые ритуалы.

Теория определяющей роли после­дователей — провозглашала, что лидерство — функция от ожиданий (экспекций) последователей. Лидер выдвигается с учетом требований и ин­тересов группы, как только эти требования не выполняются, лидера смещают. В современном мире многие руководители имеют в штате людей, профессионально занимающихся имиджем. Важными качествами лидера является возмож­ность произвести впечатление на окружающих, умение убеждать.
Реляционная теория — включает основные идеи выше названных теорий. Лидерство — это процесс организации межличностных отноше­ний в группе, а лидер — субъект управления этим процессом.
Психологические теории лидерства не раз­рабатывались специально, а явились побоч­ным эффектом исследований феноменов лич­ности.

Наши рекомендации