Обработка результатов и выводы. Учитываются все ответы, кроме 6 и 7
Учитываются все ответы, кроме 6 и 7. При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:
№ 1. Хочу идти в школу.
№ 2. Не хочу еще на год остаться в детском саду (дома).
№ 3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т. д.).
№ 4. Люблю, когда мне читают книжки.
№ 5. Сам прошу, чтобы мне почитали.
№ 8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
№ 9. Хочу быть учеником.
№10. Пусть будет длиннее урок.
Методика «Веселый-грустный» для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе
Проведение исследования
На рис. 2 и 2а изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением. Содержание рисунков
1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.
2. Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница.
3. Дети в классе во время урока.
4. Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.
5. Ребенок дома, готовит уроки.
6. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки. На всех картинках нет лиц.
Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках — веселое или грустное, и объяснить почему. Желательно мальчикам предложить картинки с изображением мальчиков, девочкам — с изображением девочек.
Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит «Не знаю», то в этом случае ему нужно задать дополнительные вопросы: «Как ты думаешь, что здесь вообще происходит? Кто это нарисован?» и т. п.
Выводы
Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:
■ у мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали;
■ мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо;
■ у этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку;
■ мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный;
■ мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать; поэтому он грустный;
■ мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.
Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоционально благополучные.
Если ребенок (испытуемый) дает 5-6 «тревожных» ответов, то это свидетельствует о том, что он «болезненно» относится к предстоящему поступлению в школу, для него этот этап в жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.
Методика «Кому что подходит?» для оценки эмоционального отношения к школе