Задания для самостоятельной работы. · анализ литературы по проблеме психологии педагогической деятельности (учебники
· анализ литературы по проблеме психологии педагогической деятельности (учебники, монографии, методические пособия и рекомендации, журнальные статьи и научные сборники);
· психологический анализ педагогических явлений: объяснение нового материала, оценивание, взаимодействие участников педагогического процесса и т.п.;
· обоснование моделей организации педагогического процесса в зависимости от меняющихся целей и с учетом индивидуальных психологических особенностей участников;
· выявление проблем и противоречий в конкретных ситуациях педагогического взаимодействия и поиск способов их решения;
· решение педагогических задач на основе использования психологических знаний;
· диагностика и самоанализ личностных свойств и требований к профессиональной деятельности педагога:
-диагностика мотивации педагогической деятельности;
-методика изучения мотивации успеха профессиональной педагогической деятельности, методы выявления успешности педагогической деятельности;
-диагностика педагогических способностей будущего педагога;
-психологический портрет современного педагога (воспитателя детей дошкольного возраста, учителя начальных классов, учителя средней школы, преподавателя вуза);
-психологические методы изучения индивидуально-личностных особенностей обучающихся и их учебно-познавательной деятельности;
-методика определения результативности педагогической деятельности;
-методика определения качества деятельности педагогов.
· Дифференциальная диагностико-коррекционная программа стрессоустойчивости педагога.
· Диагностика прогностических способностей и система упражнений по развитию прогностических способностей у педагогов.
· Психологический анализ педагогических ситуаций.
· Психологический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе.
· Моделирование педагогических ситуаций с последующим анализом перспектив и прогноза их развития.
Примерная тематика самостоятельной работы студентов (рефераты, сообщения, аннотирование научной литературы, эссе):
1. История социально-психологических исследований в практике педагогической деятельности.
2. Наблюдение и его роль в прикладном социально-педагогическом исследовании.
3. Экспериментальные технологии в исследовании педагогического процесса.
4. Проблемы экспериментального изучения детских коллективов.
5. Методы опроса и их применение в педагогической практике.
6. Метод социометрии и его использование для исследования социально-психологических характеристик учащегося и структуры классного коллектива.
7. Ролевые и деловые игры как способы исследования социально - психологических характеристик личности и группы.
8. Факторы эффективности педагогического общения.
9. Возрастные особенности участников процесса общения как фактор его эффективности.
10. Речевые аспекты педагогической деятельности и культура речи учителя.
11. Имидж современного учителя.
12. Эмпатия в работе учителя.
13. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с учащимися.
14. Факторы оценки учителя учащимися.
15. Самообучение педагогическому общению.
16. Налаживание контакта с трудными учащимися.
17. Взаимоотношения учителя с родителями учащихся.
18. История и методы изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах.
19. Отношения любви и дружбы в школьном классе.
20. Психологическое воздействие отметки.
21. Педагогический такт.
22. Роль референтной группы в формировании социальных установок личности.
23. Экспериментальные исследования влияния группы на учебную деятельность.
24. Функции и роли членов детского коллектива.
25. Социально-психологический климат в классе и эффективность педагогического воздействия.
26. Социально-психологические аспекты молодежной субкультуры и контркультуры.
27. Формирование культуры межнациональных отношений в учебно-воспитательном процессе.
28. Исследования вожачества и лидерства в детских сообществах.
29.Семья как социально-психологический фактор воспитания личности.
30. Развитие Я-концепции и самооценки в учебном и воспитательном процессе.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ»
- Виды деятельности человека.
- Роль и виды ощущений у человека.
- Виды и свойства восприятия.
- Внимание и его психологические свойства.
- Виды памяти у человека.
- Воображение и индивидуальное творчество.
- Психология творческого мышления.
- Виды и функции речи.
- Классификация и содержание новейших теорий личности.
- Культурно-исторический подход к изучению личности.
- Типы темпераментов, их психологическая характеристика.
- Психология профессионализма и индивидуальный стиль деятельности.
- Место характера в общей структуре личности.
- Современные направления психологических исследований в мире.
- Функциональная организация мозга и психика.
- Сознание и деятельность.
- Современная психология: теория и практика.
- Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии.
- Эксперимент в психологии, его разновидности, процедура
- психологического исследования.
- Человек как предмет познания (по книге Б.Г. Ананьева)
- Мотивация достижения.
- Развитие мотивации и изменение мотивов.
- Основные направления в исследовании проблем мотивации.
- Ситуационные детерминанты поведения.
- Личностная тревожность и мотив достижения.
- Помощь и агрессия как мотивы поведения.
- Восприятие человека человеком.
- Восприятие времени и личности.
- Диагностика перцептивных способностей.
- Учет закономерностей восприятия в деятельности и общении.
- Память и личность.
- Забывание: за и против.
- Эмоции и чувства как ценность.
- Человеческие эмоции и особенности их проявления.
- Распознавание эмоций по выражению лица.
- "Учитесь властвовать собой".
- Индивидуальность и ее проявления.
- Психология одаренности.
- Психология музыкальных способностей.
- Потребность и способность личности к саморазвитию.
- Условия психически комфортного и личностно развивающего общения.
- Успешное общение и личность.
- Личность и юмор.
- Методы самодиагностики и саморазвития.
- Психологические портреты в художественной литературе.
- Личность в меняющемся мире.
- Психология привязанностей.
- Психология половых различий.
- Психология материнства и отцовства.
- Психология управленческой деятельности.
- Генотипическое и средовое влияние на развитие в различных психологических теориях.
- Система научных понятий, описывающих процесс развития.
- Анализ различных представлений о периодизации психического развития.
- Взаимосвязь биологических и средовых, личностных и поведенческих аспектов в развитии.
- Предпосылки к развитию мышления в течение первого года жизни.
- Среда как источник опасности в раннем возрасте.
- Проявление предметной и игровой деятельности в раннем возрасте.
- Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста.
- Кризис трех лет.
- Путь развития игры в дошкольном возрасте.
- Формирование познавательных способностей в процессе игры.
- Основные пути формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте.
- Интересы младшего школьника. Роль интересов в обучении.
- Мотивы учения младших школьников.
- Самооценка в младшем школьном возрасте.
- Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников.
- «Трудные дети» и методы работы с ними.
- Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления.
- Мотивация достижения успеха в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
- Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии детей.
- Межличностные конфликты в общении подростков, причины их возникновения.
- Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте.
- Становление мировоззрения в юношеском возрасте.
- Юные родители. Последствия раннего материнства и отцовства.
- Личностное самоопределение в ранней юности.
- Идеальный образ любимого человека в ранней юности.
- Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни в юношеском возрасте.
- «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
- Особенности социальной активности в период зрелого возраста.
- Проблема долголетия, биологические и социальные факторы долголетия.
- Старость как психосоциальная проблема