Задания для самостоятельной работы. 1. Используя отечественные и зарубежные энциклопедичес­кие издания, учебники и учебные пособия, а также другие виды публикаций (монографии

1. Используя отечественные и зарубежные энциклопедичес­кие издания, учебники и учебные пособия, а также другие виды публикаций (монографии, брошюры), выпущенные за последние годы, проанализируйте и сопоставьте точки зрения отечествен­ных и зарубежных ученых-экономистов на состав функциональ­ных элементов управления финансами. Сделайте выводы об обоснованности их теоретических позиций.

2. Подберите финансово-правовые акты, используемые в хо­де управления финансами в соответствующей сфере (звене) фи­нансовой системы РФ. Выделите недостатки действующих в дан­ной сфере (звене) финансово-правовых актов. Обоснуйте свои выводы.

3. На основе правовых актов субъектов РФ охарактеризуйте ос­новные задачи и функции финансовых органов субъектов РФ, сравните их с задачами и функциями Министерства финансов РФ.

Глава 4

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Необходимость, содержание

и задачи финансового планирования

В процессе финансового планирования, одного из функцио­нальных элементов управления финансами, субъекты хозяйство­вания, органы государственной власти и местного самоуправле­ния оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, на­правления наиболее эффективного использования. При этом за­даются пропорции формирования, распределения и перераспре­деления финансовых ресурсов с целью достижения и поддержа­ния сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решае­мых экономических и социальных задач. Таким образом реализу­ется воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.

Необходимость финансового планирования как особой сфе­ры плановой деятельности обусловлена относительной самостоя­тельностью движения денежных средств по отношению к мате­риально-вещественным элементам производства. Обособлен­ность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необ­ходимость планомерного управления процессами формирова­ния, распределения, перераспределения и использования фи­нансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяй­ствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъекта­ми финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и неком­мерческие организации.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой де­ятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накопле­ний и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирова­ния являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финан­сового планирования вносятся предложения по уточнению про­порций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйство­вания планомерное управление процессами создания, распреде­ления, перераспределения и использования финансовых ресур­сов. Оно направлено на достижение пропорционального и сба­лансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределе­ния финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолиди­рованного бюджета страны, между объемом финансовых ресур­сов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового плани­рования государство определяет потребность в финансовых ре­сурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и уста­навливает источники их покрытия; намечает количественные па­раметры формирования и использования бюджетов разных уров­ней, государственных внебюджетных фондов; создает предпо­сылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

Можно сделать вывод, что финансовое планирование представ­ляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соот­ветствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социаль­но-экономического развития, бизнес-планах, документах, определя­ющих финансовую политику.

Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-плана­ми и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функ­ции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснован­ные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансо­вых показателях, объединяемых субъектами финансового плани­рования в единый документ — финансовый план. Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления фи­нансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-пла­нов и социально-экономических прогнозов, не позволяют опре­делить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйствен­ной деятельности, а также охарактеризовать все процессы произ­водства, распределения и потребления. Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового плани­рования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финан­совых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.

Финансовый план — это документ, представляющий собой сис­тему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки мате­риально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эф­фективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и пот­ребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.

Вместе с тем в условиях динамично развивающейся рыноч­ной экономики в отдельные конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только об­щее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйство­вания.

Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями фор­мирования и использования финансовых ресурсов. В этом про­цессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансо­вая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъ­ектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ре­сурсов.

К основным задачам финансового планирования можно от­нести:

1) определение объема финансовых ресурсов по каждому ис­точнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

2) определение объема и направлений использования финан­совых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

3) обеспечение сбалансированности материальных и финан­совых ресурсов, экономного и эффективного использования фи­нансовых ресурсов;

4) создание условий для укрепления устойчивости организа­ций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) определение экономически обоснованного размера фи­нансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему пла­нированию, от прогнозов - к планам, а также маневрировать ре­сурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устой­чивого экономического роста, поддержание сбалансированнос­ти, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Наши рекомендации