И профессионального развития личности

Понятие мониторинга

Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor — напоминающий, надзирающий. Первона­чально данный термин активно использовался в эко­логии и обозначал наблюдение, оценку и прогнози­рование состояния окружающей среды в связи с хо­зяйственной деятельностью человека1. В последнее время он получил более широкий смысл. Данным термином обозначают постоянное наблюдение за ка­ким-либо процессом с целью выявления его соответ­ствия желаемому результату или первоначальным предположениям1.

Сегодня термин «мониторинг» активно используется многими науками, в том числе педагогикой и психологией. А. С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса2. Также мониторинг допустимо рассматри­вать как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непре­рывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность опре­деленных ключевых показателей3. С методологиче­ской точки зрения, мониторинг следует рассматри­вать как универсальный тип деятельности, индиффе­рентный к предметному содержанию4. Мониторинг необходим, когда в построении какого-либо процесса важно постоянно отслеживать происходящие в реаль­ной предметной среде явления, с тем чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Понятие мониторинга близко к общенаучным пе­дагогическим и психологическим понятиям обратной связи, рефлексии, контроля, аттестации, однако дан­ные процессы являются лишь отдельными элемента­ми мониторинга или его частными случаями. В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенно­стей. Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций. Во-вто­рых, можно выделить следующие аспекты монито­ринга, которые отличают его от других близких или похожих педагогических и психологических процес­сов: 1) непрерывность (постоянный сбор данных); 2) диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние от­слеживаемого объекта, системы или процесса); 3) ин­формативность (включение в состав критериев для от­слеживания наиболее проблемных показателей и кри­териев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах); 4) науч­ность (обоснованность модели и отслеживаемых па­раметров); 5) обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволя­ет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

Все высшие учебные заведения осуществляют мо­ниторинг профессионально-образовательного про­цесса (непрерывный сбор информации об эффектив­ности обучения в педагогической системе) и акаде­мической успеваемости обучаемых (непрерывный сбор данных об уровне знаний, умений и навыков студентов, их прилежании, познавательной мотива­ции, поведении, общественной активности). Однако эти виды мониторинга малоинформативны в лично­стном плане. Они не позволяют отслеживать динами­ку профессионального становления личности сту­дента, развитие учебной и учебно-профессиональ­ной деятельности. Поэтому в вузе необходимо осу­ществлять и другие виды мониторинга.

Мониторинг реализуется по двум основным на­правлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, причем основное внимание уделяется процессуальным характеристикам, т. е. особенно­стям осуществления деятельности (ее трудностям, препятствиям, искажениям), поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативны­ми по сравнению со сведениями о результатах. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз психического состояния студента в процессе профессионального становления1.

Главным моментом мониторинга является диагностика динамики профессионального развития обучаемых и внесение коррективов в процесс профессионального образования, т.е. мониторинг вклю­чает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Основное внимание уделяется отсле­живанию характеристик процесса профессионально­го становления личности, которые более информа­тивны по сравнению со сведениями о результатах обучения.

Способы осуществления мониторинга

Все многообразие применяемых способов, техно­логий осуществления мониторинга можно свести к нескольким группам:

1. Текущее наблюдение осуществляется для отсле­живания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса и опреде­ления смысла происходящих явлений. Эффектив­ность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, от­ношения к обучаемым, профессиональной позиции и т. д. Наблюдение всегда характеризуется субъектив­ностью, что может отрицательно сказаться на качест­ве мониторинга.

2. Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. Для этого осуществляются приемы пре­рывания учебных действий обучаемых, постановки уточняющих вопросов, стимулирования рефлексии своих познавательных действий, дозирования помо­щи в учении и др.

3. Экспликация (от лат. explicatio — развертывание, разъяснение) — развертывание содержания учеб­но-профессиональной деятельности. Этот метод по­зволяет не только диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого, но и оперативно вносить коррективы в процесс образования.

Экспликация осуществляется путем постановки наводящих вопросов, оказания помощи в виде под­сказок и совместных действий, поощрения педаго­гом обучаемых. Регистрация эксплицируемых харак­теристик осуществляется в простейшем случае по­средством использования метода наблюдения, а фик­сация данных — с помощью опросников, в которых отражаются эмпирически наблюдаемые учебно-про­фессиональные действия и качества обучаемых.

4. Опросные методы позволяют получить инфор­мацию о развитии субъектов образовательного про­цесса на основе анализа письменных или устных от­ветов на стандартные специально подобранные во­просы. Опросники дают возможность определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, особенности направленности обучае­мых и педагогов, а также отдельные учебно-познава­тельные свойства и качества.

5. Одним из действенных методов мониторинга является анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.

6. Тестирование — это один из субъективных мето­дов сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Важным досто­инством тестирования является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Для мони­торинга применяют интеллектуальные, личност­ные, межличностные тесты, практические тесто­вые задания, процессуальные тесты.

Выделяют три формы мониторинга.

1. Стартовая диагностика обучаемости и воспи-туемости осуществляется сотрудниками психологи­ческой службы. Ее результаты в самом общем виде доводятся до сведения педколлектива. Большое вни­мание уделяется рекомендациям по коррекции этих двух важных показателей продуктивности образова­тельного процесса.

2. Для осуществления мониторинга профессио­нального развития в течение всего времени обуче­ния в учебном заведении применяется экспресс-диа­гностика социально и профессионально важных ха­рактеристик обучаемых. Экспресс-диагностику так­же проводит психолог, но ее результаты обсуждаются с педагогами, которые оперативно вносят корректи­вы в учебно-образовательную деятельность. Данные экспресс-диагностики становятся ориентировочной основой для построения программ педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, про­ектирования учебных задач и ситуаций. В случае не­обходимости по результатам стартовой и текущей диагностики проводятся психолого-педагогические консилиумы.

3. Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников, помимо определе­ния уровня сформированных социально-профессио­нальных знаний, навыков и умений, включает диа­гностику степени развития качеств, необходимых бу­дущему специалисту.

Последовательное осуществление мониторинга позволяет обеспечить интеграцию трех сторон лич-ностно ориентированного профессионального обра­зования: развития личности, профессионально-об­разовательного процесса, взаимодействия обучаемых и педагогов.

В логике личностно ориентированного професси­онального образования актуальным становится мо­ниторинг профессионально-образовательного про­цесса и профессионального развития обучаемых. Рассмотрим мониторинг этих двух взаимосвязанных процессов.

Мониторинг

Наши рекомендации