Задание 2. Заполнить таблицу определений Психологии образования
Термин | Определение |
Зона ближайшего развития | это область еще несозревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности - он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. |
Интериоризация | (от лат. interior - внутренний) - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. |
Личность | 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие "личность" отличают от понятий "индивид" и "индивидуальность". Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. |
Мотивация | 1. Осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка различных моделей поведения, их предполагаемых результатов и формирования на этой основе мотивов. 2. Относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение данного субъекта. |
Научение | приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций. Виды: - привыкание, - импринтинг - , - запечатление - , - образование рефлексов - , - формирование сложных поведенческих реакций, - социальное научение и др. |
Обучение | процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. |
Общее развитие ребенка | развитие интеллектуальных, душевных и физических возможностей, развитие его способностей и навыков, полезных для широкого круга жизненных ситуаций. |
Общение | процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. |
Педагогическая задача | это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. |
Педагогическая психология | отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. По сферам применения можно выделить психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику психологию профессионально-технического образования, психологию высшей школы. |
Педагогическая ситуация | составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в данный момент и в данных условиях. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных и продолжающих друг друга ситуаций. |
Педагогическое общение | профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. |
Проблемное обучение | организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В совместной деятельности с преподавателем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия, как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета. |
Программированное обучении | Организация учебного процесса по специальной обучающей программе, обеспечивающей самостоятельное приобретение знаний, навыков и умений. |
Развивающее обучение | Обучение, опирающееся на самостоятельный поиск знаний, на творческую деятельность учащихся, которая характеризуется функционированием механизма догадок, переносом знаний и умений в новую ситуацию. |
Развитие | закономерное изменение процессов психических во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. |
Стили общения | индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими. |
Учебная мотивация | частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. |
Я-концепция педагога | относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. |
Шкала оценки знаний:Каждый блок заданий оценивается в 10 баллов. 100-90% выполненных заданий соответствуют оценке «отлично» (30-25 баллов); 80-70% выполненных заданий соответствуют оценке «хорошо» (25-20 баллов); 60-50% выполненных заданий соответствуют оценке «удовлетворительно» (20-15 % баллов). 45-30% выполненных заданий соответствуют оценке «неудовлетворительно» (10 и менее баллов).