Уильям Джемс, американский психолог
«Иметь только внушенные идеи и считать их самопроизвольными – вот иллюзия, свойственная человеку, рассматриваемому как социальная единица»
Габриэль Тард (врач, социолог, психолог)
«Можешь обратиться к одиночке – и узнать в нем человека по заложенной в нем возможности отношений; можешь обратиться к людской совокупности – и узнать в ней человека по заложенной полноте отношений»
Мартин Бубер (философ)
«Известный английский хирург Кэлиан писал: Любой ценой избегайте устрашающих диагнозов. Да, конечно, больной может заявить, что он хочет знать всю правду, но смягчить правду милосердием – вот достойная практика. Когда дело идет о том, чтобы сообщить больному его диагноз, такт и человечность должны стоять на первом месте. Лучше сказать о сердечном приступе, чем о тромбозе коронарных артерий; новообразование лучше, чем рак; повышенное давление лучше, чем гипертония; и нервные головные боли лучше, чем невроз тревоги. Эти слова не только мягче, но и более понятны».
(по Н. Магазаннику)
Задание №1.Попытайтесь систематизировать, классифицировать, обобщить факторы, сопровождающие непосредственные болезненные переживания пациента (по материалам современных разработок) и предложить способы их нейтрализации, сведения к минимуму. При необходимости число факторов можно расширить (в этом случае – аргументируйте).
Основные социально-психологические факторы, окружающие пациента в ходе лечения в стационаре
q квалификация персонала | q отсутствие информации о ходе заболевания | q уменьшение жизненного пространства | q изоляция от привычного окружения | q готовность помочь со стороны персонала |
q лечение, направленное только на болезнь | q аторитаризм персонала | q конфликт врача с мнением узких специалистов | q усталость и психическое состояние персонала | q исключительная объективизация |
q непонимание происходящего во время обходов | q подарки и взятки (их необходимость или отсутствие необходимости) | пациент | q дружеское, понимающее отношение персонала | q социальная дистанция, чужой «язык» |
q близкое соседство и сопереживание болезни и смерти | q посещение и советы семьи и друзей | q «медицинская скотома» – вос-приятие симптома, а не человека | q психологичес-кая готовность персонала помочь | q диагностические и терапевтические вмешательства |
q уделяемое персоналом время для пациента | q сбор анамнеза и предварительные исследования | q низшая позиция пациента в клинической иерархии | q предписания, необходимость строго им следовать | q готовность персонала все как следует объяснить |
Задание 2. Ролевая игра «Врач-пациент»
.
1 . ПРИВЕТСТВИЕ * представление (имя, роль) | …....................... |
* выяснение имени пациента и предпочитаемой формы обращение к нему | …....................... |
* постановка цели взаимодействия | …....................... |
2. ПОДГОТОВКА «СЦЕНЫ» * оптимизация окружения (оформление мест для сидения, физические барьеры, факторы, которые могут отвлекать внимание) | …....................... |
* предоставление пациенту возможности чувствовать себя свободно (физический комфорт, эмоциональный дистресс) | …....................... |
* вводная фраза для уточнения настоящего состояния (например, «Как вы себя чувствуете?» или другой подходящий комментарий) | …....................... |
* передача внимания и заинтересованности (контакты взглядом, поза, действия, правильный ответ на результат вводной справки) | …....................... |
3. ОТКРЫТИЕ ОБОЗРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ПРОБЛЕМ) * приглашение поставить проблему (проблемы) | …....................... |
* правильное использование молчания | …....................... |
* баланс открытых и закрытых вопросов | …....................... |
* использование облегчения, прояснения, других добавочных техник | …....................... |
* баланс между спонтанными проявлениями пациента и способностью руководить интервью | …....................... |
4. ОПИСАНИЕ НАСТОЯЩЕЙ БОЛЕЗНИ * организация течения интервью вокруг нити повествования | …....................... |
* выявление деталей симптомов (локализация в теле, качество, количество, хронология, контекст, усиливающие и ослабляющие факторы, сочетающиеся с новыми проявлениями) | …....................... |
* изложение жизненного контекста пациента | …....................... |
* выдвижение гипотез | …....................... |
* использование правильных методов наведения справок (см. п.3 выше) | …....................... |
5. НАВЫКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ * показ врачом самого себя (внешний вид, поведение, включая уверенность в себе, доверительность, профессионализм) | …....................... |
* речь и использование языка (особенно ясность) | …....................... |
* качество взаимодействия (теплота, восприимчивость, внимательность, заботливость, эмпатия, отношение к пациенту, например, доверительность, «несудебный» тон и т.д. | …....................... |
* работа с сенситивными и личностными проблемами | …....................... |
* способность справиться с ограничением по времени | …....................... |
6. ЗАКРЫТИЕ ИНТЕРВЬЮ * сделан ли сбор всего необходимого | …....................... |
* спросил ли врач – осталось ли что-то важное, что пациент забыл упомянуть | …....................... |
* спросил ли врач – есть ли у пациента какие-либо вопросы | …....................... |
* внимание к установлению последующих шагов и договоренностей, как это необходимо | …....................... |
* прощание | …....................... |