Упражнения с партнером. 1. Обдумайте некую ситуацию, в которой могут встретиться два незнакомых человека
1. Обдумайте некую ситуацию, в которой могут встретиться два незнакомых человека. Используя оценочную шкалу от одного до десяти, выберите для себя и партнера определенные уровни уверенности: низкий, средний или высокий. Придумайте определенную «предысторию» для обоснования своего поведения. Достигнув состояния готовности, войдите в заданную ситуацию и ведите себя настолько правдиво, насколько можете. Сконцентрируйтесь на сознательном восприятии использования вами пространства. Проиграйте эту сцену еще раз — на этот раз ваши персонажи должны быть друзьями.
2. В общении друг с другом люди часто используют неодушевленные предметы, которые помогают им заявить права на пространство. Выберите несколько мелких предметов для возможного использования. Вам могут помочь предметы, которые вы использовали в упражнении на открытость позы тела. Продумайте сценку, в которой между героями должен находиться стол. Во время игры осуществите «стратегическое» использование предметов, которое поможет вам либо заявить права на большее пространство, либо «ускользнуть» в более ограниченное пространство.
3. Обдумайте некую социальную ситуацию, в которой могли бы
встретиться два человека. Спланируйте в разыгрываемой вами сценке
такой момент, в который нечто важное изменяет «соотношение
сил»
Стр. 116
между партнерами — например, решение или некое признание. Исследуйте во время исполнения, как использование пространства изменяется у каждого из персонажей до такого важного момента, в сам этот момент или после него. Попробуйте разыграть эту сценку как: а) незнакомцы; б) друзья; в) влюбленные.
4. Разыграйте сценку в кабине лифта, в которой оба партнера вполне удобно ощущают себя в своих соответствующих пространствах. Повторите ту же сценку, в которой один из партнеров оставался бы нечувствительным к пространственным «требованиям» другого человека. Если вы упражняетесь не вдвоем, а втроем или вчетвером, можете ввести в сцену дополнительных персонажей, чтобы проанализировать, как это усложнит ситуацию.
Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова
Прочитайте и прорепетируйте предложенную ниже сцену, снова из второго действия. Для Наташи это очень трудная сцена. Гости все еще находятся в доме, и муж Наташи тоже присутствует. Но она договаривается с Протопоповым, который, видимо, является ее любовником, о том, чтобы тот зашел и повез ее кататься. В эпизодах, где речь идет об этом и где Наташа подступается к Ирине с разговором о ее перемещении в комнату Ольги, использование Наташей пространства комнаты вполне способно отражать ее психологическое состояние:
(Наташа проходит со свечой.)
Стр. 117
НАТАША (заглядывает в одну дверь, в другую
и проходит мимо двери, ведущей в комнату мужа):
Тут Андрей. Пусть читает. Вы простите, Василий Васильич, я не знала, что вы здесь, я по-домашнему ...
СОЛЁНЫЙ:
Мне все равно. Прощайте!
(Уходит.)
НАТАША:
А ты устала, милая, бедная моя девочка! (Целует Ирину.) Ложилась бы спать пораньше.
ИРИНА:
Бобик спит?
НАТАША
Спит, но неспокойно спит. Кстати, милая, я хотела тебе сказать,
да все то тебя нет, то мне некогда... Бобику в теперешней
детской, мне кажется, холодно и сыро. А твоя комната такая
хорошая для ребенка. Милая, родная, переберись пока к Оле!
ИРИНА (не понимая): Куда?
Слышно, к дому подъезжает тройка с бубенчиками.
Стр.118
НАТАША:
Ты с Олей будешь в одной комнате, пока что, а твою комнату — Бобику. Он такой милашка, сегодня я говорю ему: «Бобик, ты мой! Мой!». А он на меня смотрит своими глазеночками. (Звонок.) Должно быть, Ольга. Как она поздно!
(Горничная подходит к Наташе и шепнет ей на ухо.)
НАТАША:
Протопопов? Какой чудак. Приехал Протопопов, зовет меня
покататься с ним на тройке. (Смеется.) Какие странные эти
мужчины... (Звонок.) Кто-то там пришел. Поехать разве на
четверть часика прокатиться... (Горничной.) Скажи, сейчас.
(Уходит.)
Стр. 119
Раздел 4.
ГОЛОС
Голос — это звук, который вы издаете. Речь предполагает использование губ, языка и зубов для формирования из звуков слов. В этом разделе мы сконцентрируем внимание на голосе и на том, как он подчеркивает значение слов.
Актеры используют голос для обеспечения успешной взаимосвязи со зрительской аудиторией, а также для выражения того, что может быть скрыто за текстом пьесы.
Мы рассмотрим четыре новых «инструмента», которые позволят вам расширить свои экспрессивные актерские возможности. Инструмент № 9 — контроль громкости — один из ключевых элементов успешного актерского исполнения. Инструмент № 10 — контроль интонации (модуляции) — исследует, как голосовое интонирование способно передавать эмоции и радикально изменять значение слов или фраз. Инструмент № 11 — контроль высоты тона — исследует, как естественный тон голоса человека может менять восприятие зрителей; прослеживается связь между тоном и модуляцией голоса. Инструмент № 12 — контроль тембра — оценивается, как резкость или мягкость голоса человека способна нести важные ассоциации.
Как и раньше, мы сначала рассмотрим значение каждого термина; проанализируем, какие навыки
Стр. 120
требуются для изменения каждой переменной; рассмотрим психологические причины того, почему эти характеристики будут различными для разных людей; завершим предложением нескольких упражнений, которые помогут вам обрести контроль над каждой из голосовых характеристик.
Точно так же, как физическое поведение, и голосовые характеристики двух людей могут значительно различаться. Ваши голосовые характеристики могут не подходить для персонажа, роль которого вы исполняете. Важно выработать понимание характеристик собственного голоса и речи, чтобы иметь возможность использовать эти знания на практике.
Каковы ключевые переменные, связанные с голосом? Их четыре: громкость, интонирование, тон и тембр.
В идеале вам понадобится диктофон. Записывайте ваши попытки по контролю голоса и как можно чаще проигрывайте их: вы должны научиться слышать тончайшие отличия в собственном голосе. Практика и хорошее «ухо» помогут вам достичь потрясающих успехов.