Упражнения с партнером. 1. Обдумайте некую ситуацию, в которой могут встретиться два незнакомых человека

1. Обдумайте некую ситуацию, в которой могут встретиться два незнакомых человека. Используя оценочную шкалу от одного до десяти, выберите для себя и партнера определенные уровни уверенности: низкий, средний или высокий. Придумайте определенную «предысторию» для обоснования своего поведения. Достигнув состояния готовности, войдите в заданную ситуацию и ведите себя настолько правдиво, насколько можете. Сконцентрируйтесь на сознательном восприятии использования вами пространства. Проиграйте эту сцену еще раз — на этот раз ваши персонажи должны быть друзьями.

2. В общении друг с другом люди часто используют неодушевленные предметы, которые помогают им заявить права на пространство. Выберите несколько мелких предметов для возможного использования. Вам могут помочь предметы, которые вы ис­пользовали в упражнении на открытость позы тела. Продумайте сценку, в которой между героями должен находиться стол. Во время игры осуществите «стратегическое» использование предметов, которое поможет вам либо заявить права на большее пространство, либо «ускользнуть» в более ограниченное пространство.

3. Обдумайте некую социальную ситуацию, в которой могли бы

встретиться два человека. Спланируйте в разыгрываемой вами сценке

такой момент, в который нечто важное изменяет «соотношение

сил»

Стр. 116

между партнерами — например, решение или некое признание. Исследуйте во время исполнения, как использование пространства изменяется у каждого из персонажей до такого важного момента, в сам этот момент или после него. Попробуйте разыграть эту сценку как: а) незнакомцы; б) друзья; в) влюб­ленные.

4. Разыграйте сценку в кабине лифта, в которой оба партнера вполне удобно ощущают себя в своих со­ответствующих пространствах. Повторите ту же сценку, в которой один из партнеров оставался бы нечувствительным к пространственным «требова­ниям» другого человека. Если вы упражняетесь не вдвоем, а втроем или вчетвером, можете ввести в сцену дополнительных персонажей, чтобы проана­лизировать, как это усложнит ситуацию.

Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова

Прочитайте и прорепетируйте предложенную ниже сцену, снова из второго действия. Для Наташи это очень трудная сцена. Гости все еще находятся в доме, и муж На­таши тоже присутствует. Но она договаривается с Протопоповым, который, видимо, является ее любовником, о том, чтобы тот зашел и повез ее кататься. В эпизодах, где речь идет об этом и где Наташа подступается к Ири­не с разговором о ее перемещении в комнату Ольги, ис­пользование Наташей пространства комнаты вполне спо­собно отражать ее психологическое состояние:

(Наташа проходит со свечой.)

Стр. 117

НАТАША (заглядывает в одну дверь, в другую

и проходит мимо двери, ведущей в комнату мужа):

Тут Андрей. Пусть читает. Вы простите, Васи­лий Васильич, я не знала, что вы здесь, я по-домашнему ...

СОЛЁНЫЙ:

Мне все равно. Прощайте!

(Уходит.)

НАТАША:

А ты устала, милая, бедная моя девочка! (Це­лует Ирину.) Ложилась бы спать пораньше.

ИРИНА:

Бобик спит?

НАТАША

Спит, но неспокойно спит. Кстати, милая, я хотела тебе сказать,

да все то тебя нет, то мне некогда... Бобику в теперешней

детской, мне кажется, холодно и сыро. А твоя комната та­кая

хорошая для ребенка. Милая, родная, пе­реберись пока к Оле!

ИРИНА (не понимая): Куда?

Слышно, к дому подъезжает тройка с бубенчиками.

Стр.118

НАТАША:

Ты с Олей будешь в одной комнате, пока что, а твою комнату — Бобику. Он такой милашка, сегодня я говорю ему: «Бобик, ты мой! Мой!». А он на меня смотрит своими глазеночками. (Звонок.) Должно быть, Ольга. Как она по­здно!

(Горничная подходит к Наташе и шепнет ей на ухо.)

НАТАША:

Протопопов? Какой чудак. Приехал Прото­попов, зовет меня

покататься с ним на трой­ке. (Смеется.) Какие странные эти

мужчи­ны... (Звонок.) Кто-то там пришел. Поехать разве на

четверть часика прокатиться... (Гор­ничной.) Скажи, сейчас.

(Уходит.)

Стр. 119

Раздел 4.

ГОЛОС

Голос — это звук, который вы издаете. Речь предпо­лагает использование губ, языка и зубов для формирова­ния из звуков слов. В этом разделе мы сконцентрируем внимание на голосе и на том, как он подчеркивает зна­чение слов.

Актеры используют голос для обеспечения успешной взаимосвязи со зрительской аудиторией, а также для вы­ражения того, что может быть скрыто за текстом пьесы.

Мы рассмотрим четыре новых «инструмента», кото­рые позволят вам расширить свои экспрессивные актер­ские возможности. Инструмент № 9 — контроль громко­сти — один из ключевых элементов успешного актерского исполнения. Инструмент № 10 — контроль интонации (модуляции) — исследует, как голосовое интонирование способно передавать эмоции и радикально изменять значение слов или фраз. Инструмент № 11 — контроль высоты тона — исследует, как естественный тон голоса человека может менять восприятие зрителей; прослежи­вается связь между тоном и модуляцией голоса. Инстру­мент № 12 — контроль тембра — оценивается, как рез­кость или мягкость голоса человека способна нести важные ассоциации.

Как и раньше, мы сначала рассмотрим значение каж­дого термина; проанализируем, какие навыки

Стр. 120

требуются для изменения каждой переменной; рассмотрим пси­хологические причины того, почему эти характеристи­ки будут различными для разных людей; завершим пред­ложением нескольких упражнений, которые помогут вам обрести контроль над каждой из голосовых характе­ристик.

Точно так же, как физическое поведение, и голосо­вые характеристики двух людей могут значительно раз­личаться. Ваши голосовые характеристики могут не под­ходить для персонажа, роль которого вы исполняете. Важно выработать понимание характеристик собствен­ного голоса и речи, чтобы иметь возможность использо­вать эти знания на практике.

Каковы ключевые переменные, связанные с голосом? Их четыре: громкость, интонирование, тон и тембр.

В идеале вам понадобится диктофон. Записывайте ваши попытки по контролю голоса и как можно чаще проигрывайте их: вы должны научиться слышать тон­чайшие отличия в собственном голосе. Практика и хо­рошее «ухо» помогут вам достичь потрясающих успехов.

Наши рекомендации