Обсуждение результатов исследования
1) Перечень персонажей и йонструктов. Названные обсоедуемым конструкты достаточно развиты и свидетельствуют о хорошем словарном запасе обследуемого. Конструкты затрагивают различные аспекты личности персонажей: сформированное^ жизненной позиции человека («определенность жизненной позиции»); отношение к труду («трудолюбие»); отношение к нормам поведения в обществе («приверженность условностям»); эмоциональные особенности личности («мягкость», «раскованность в общении», «уверенность в себе»); морально-этические установки («верность дружбе», «альтруизм», «правдивость», «доброта»).
Высказывая отдельные конструкты, Владимир проявил эгоцентрические черты своего характера. Поясняя конструкт «способность по-
Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик
нять», «верность дружбе», «мягкость», он невольно возвращался к эмоциональному подтексту - «способность понять меня, верность дружбе со мной, мягкость в общении со мной». В целях иллюстрации конструкта «смелость» он привел следующую ситуацию. «Один раз учитель математики почувствовал себя плохо и собрался домой. Классу он предложил выбрать - или перенести занятия на другой день, или выполнить практическую работу самостоятельно. Класс был за первый вариант. Я убедил всех, что нужно остаться на «практику», и обосновал это несколькими причинами: закрепить теорию, разобрать другие способы решения задачи, которую уже начали решать на уроке, через неделю задача потеряет свою актуальность и др.». В данном случае, помимо социальной смелости, Владимир проявил склонность к демонстративным поступкам, рассуждательству и недостаточную синтон-ность настроению окружающих.
2) Психологические портреты персонажей. Чувствс Владимира в отношении близких не отличаются теплотой. Мама в его оценках «с неопределенной жизненной позицией», «зависит от условностей», «безалаберная», «закомплексованная», «неуверенная в себе», «со слабым характером». Отец - «понимающий меня» и «смелый». Сестра - «с определенной жизненной позицией», «целеустремленная» и «закомплексованная».
В неформальном общении Владимир ориентируется на людей независимых, с нонконформистской ориентацией. Друг характеризуется им как человек «с определенной жизненной позицией», «верный дружбе», «понимающий», «уверенный в себе», «смелый», «с сильным характером». Аналогичный портрет имеет преподаватель, которого Владимир ценит.
Привязанности в отношении девушек пока отсутствуют. Как он сам пояснил, «избранница» и «подруга» названы им скорее по «инструкции, по необходимости». Свой взгляд на сверстниц выразил словами «узкий круг интересов, совсем другой уровень потребностей». Знакомый, знакомая, преподаватель, младший, которые Владимиру не нравятся и которых он не ценит, характеризуются им в негативной морально-этической тональности.
Себя в детстве Владимир воспринимает как «не определившегося в жизненной позиции», «трусливого» и «со слабым характером». Для своего «Я идеального» отмечает «определенность жизненной позиции», «свободу от условностей», «верность дружбе», «целеустремленность», «раскованность в общении», «уверенность в себе», «силу характера», «смелость». Сопоставив «Я в детстве» и «Я в идеале», можно заметить неприятие себя-ребенка и стратегию работы над собой по типу гипер-
Компьютерная психодиагностика
компенсации, когда акцент делается не на совершенствовании достоинств своего характера, а на преодолении недостатков.
3) Сходные персонажи и группы сходных персонажей. Пары сходных
персонажей, то есть с высокими коэффициентами корреляции, объяс
нимы и психологически благополучны (неблагополучным можно на
звать, например, такое сочетание «Папа = Преподаватель (-)»). Число
пар сходных в области средних значений. В настоящее время Влади
мир переживает перемену в своих референтных отношениях - «Я в
детстве = Мама», но «Я сейчас = Друг». В то же время «Я сейчас» и «Я в
детстве» входят в одну группу вместе с мамой, папой, сестрой, другом
и подругой, которую можно истолковать как группу «референтных и
родственных привязанностей».
«Я идеальное» вошло в довольно противоречивую группу персонажей, где оно сосуществует с преподавателем и младшим, которых Владимир ценит, а также со знакомым, который ему не нравится, преподавателем и младшим, которых он не ценит.
4) Сходные конструкты и группы сходных конструктов. Среди кон
структов очень много сходных пар, что указывает на высокую степень
взаимосвязанности в системе конструктов. Многие из них имеют для
Владимира единый личностный смысл («определенность жизненной
позиции = целеустремленность», «определенность = уверенность в
себе», коэффициенты корреляции 0,8 и 0,9 соответственно); отдель
ные даже дублируют друг друга («мягкость = альтруизм», «мягкость =
доброта», коэффициенты корреляции 1,0).
Взаимосвязанность системы конструктов определяется двумя основными факторами. Первый фактор (информативность - 60%) можно назвать «морально-этическое Я» Владимира. В нем доминируют такие конструкты как «понимание меня», «верность дружбе», «мягкость», «альтруизм», «уравновешенность в общении», «правдивость», «доброта», «смелость». Второй фактор (информативность - 23%) -это «эмоциональное Я». Конструктами являются «определенность жизненной позиции», «свобода от условностей», «глухота», «эгоизм», «сумасшествие», «лживость», «раскованность*, «уверенность в себе», «смелость», «сильный характер».
Названные факторы в сознании Владимира психологически противоречивы - конструкты правого полюса 1-го фактора высоко коррелируют с конструктами левого полюса 2-го фактора (например, «верность дружбе = правдивость», «мягкость = альтруизм»), и в тоже время оба фактора определяют «идеальное Я» Владимира. Одно состояние «Я» советует ему быть моральным, скромным, а другое подсказывает быть в центре внимания окружающих, раскованно самовыражаться и смот-
Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик
реть на других свысока. «Моральное Я» Владимира имеет одну особенность - оно склонно самоутверждаться в критике окружающих и оправдании собственных поступков. В этом можно убедиться, проанализировав психологические портреты персонажей. Разумному разрешению конфликта между «моральным Я» и «эмоциональным Я» мешает чрезмерно рационалистический стиль мышления и низкий контроль своей эмоциональности. Оценивая других людей, Владимир как бы выхватывает из их облика отдельные черты и комбинирует их в угоду своему настроению.
Таким образом, проведенное репертуарное тестирование выявило акцентуированное^ личности испытуемого. Причем акцентуирован-ность имеет противоречивый характер. Эмоциональная чувствительность и ранимость сочетаются с демонстративностью и категоричностью, творческие способности и высокие достижения в математике -с неразвитыми коммуникативными навыками. Самооценка затруднений в общении необъективна. Нервно-психическая истощаемость, болезненная фиксированное^ на своих проблемах в общении не отмечены. Рекомендованы психологическая поддержка со стороны психолога и социально-психологический тренинг.
Глава 3
КОНСТРУИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИНЖЕНЕРИИ ЗНАНИЙ
КОМПЬЮТЕРНЫЙ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Компьютерный психодиагностический инструментарий - это сложный аппаратно-программный комплекс, позволяющий психологам осуществлять психодиагностическое исследование испытуемого.
В целом опыт работы с такими инструментами позволяет сформулировать некоторые ощутимые положительные эффекты, получаемые психологом благодаря использованию автоматизированных тестов:
□ повышение эффективности работы психолога за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;
□ предоставление психологу возможности сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач благодаря освобождению его от трудоемких рутинных операций первичной обработки данных;
□ повышение четкости, тщательности и чистоты психологического исследования за счет увеличения точности регистрации результатов и исключения ошибок обработки исходных данных, неизбежных при ручных методах расчета выходных показателей;
□ возможность проводить массовые психодиагностические исследования в сжатые сроки путем одновременного тестирования многих испытуемых;
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
О повышение уровня стандартизации условий психодиагностического исследования за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий вне зависимости от индивидуальных особенностей исследуемого и экспериментатора;
D возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования;
□ использование времени не только как управляемого параметра теста (исследователь с помощью компьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирования), но и в качестве диагностического параметра (например, показатели временной динамики ответов испытуемого на вопросы психодиагностического теста могут выступать как индикаторы утомления, эмоционального шока и т. п.);
□ возможность распространять опыт работы психологов за счет компьютерной интерпретации результатов тестирования;
□ возможность систематически накапливать и хранить не только данные об испытуемом, но и сами результаты тестирования; тем самым разрешение проблемы «утраты» психодиагностической информации, характерной для тестирования с помощью «ручных» тестов, осуществляется благодаря заполнению базы данных испытуемых, являющейся неотъемлемым атрибутом любой автоматизированной методики.
Среди всевозможных инструментов выделяют компьютерные версии психодиагностических методик и компьютерные психодиагностические методики.
Компьютерные версии психодиагностических методик представляют собой инструменты работы психологов, которые являются полным аналогом «бланковых» или «ручных» психодиагностических методик. Они осуществляют автоматизацию процессов администрирования, тестирования, подсчета результатов, учитывая при этом, что психологи умеют интерпретировать полученные данные результатов тестирования.
Компьютерные психодиагностические методики - это новый класс психодиагностического инструментария, осуществляющий автоматизированное исследование испытуемого с формированием компьютерного психодиагностического заключения на основе технологии инженерии знаний.
Признаки отличия компьютерных методик:
1. Компьютерные методики разрабатываются исключительно на компьютере и могут не иметь «бланкового» аналога.
Компьютерная психодиагностика
2. Хотя в основе компьютерных методик может лежать известный «бланковый» вариант, они могут существенным образом отличаться от «бланкового» варианта не только способностью создавать адекватное компьютерное заключение, но и стилистической редакцией утверждений методики, способами обработки результатов тестирования и пр.
3. Компьютерные методики, разработанные на основе технологии инженерии знаний, отличаются от любых других методик наличием так называемой базы знаний - специальным образом организованных и формализованных знаний опытных психологов-профессионалов (см. п. 3.2.1).
История развития
Технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации всегда имели большое значение для повышения эффективности разработки и использования экспериментальных психодиагностических методик. В докомпьютерную эпоху, а иногда по разным причинам и в настоящее время, такими средствами были и остаются «карандаш и бумага» (pепсИ апс! рарег). Типичная процедура технологии «карандаша и бумаги», в частности для одной из наиболее распространенных методик - ММР1, выглядит следующим образом. Испытуемый возвращает психологу бланк обследования, на котором отмечены выбранные им варианты ответов на вопросы (задания) психодиагностической методики. Психолог выполняет процедуру «наложения ключей», то есть накладывает на полученный бланк специальный трафарет и подсчитывает количество попаданий ответов испытуемого в окошки трафарета, которые в совокупности называются диагностическим «ключом». Затем с помощью специальных таблиц или номограмм подсчитанное количество (по каждой из шкал) переводится в новое число, так называемую.стандартизированную оценку. Совокупность стандартизированных оценок по каждой шкале и является результатом психодиагностического тестирования, который позволяет психологу выносить суждение об особенностях испытуемого, его психических свойствах, делать определенный прогноз на будущее и давать те или иные рекомендации. Очевидно, что подобный стиль работы занимал и занимает у психологов достаточное количество времени. Стремление к повышению эффективности работы и устранению рутинных операций привело к идее автоматизации психодиагностических исследований испытуемых.
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
Первые упоминания о машинной обработке данных лсихологического тестирования относятся к началу 1930-х годов [Бурлачук, Морозов, 1999]. Долгое время использование компьютеров в психологических (и психодиагностических) исследованиях ограничивалось лишь обработкой числовой информации в процессе психодиагностического эксперимента. В то время компьютер (тогда еще ЕС ЭВМ, СМ-3, СМ-4, «Электроника-100») представлялся мощным арифмометром, который может освободить психолога от трудоемких рутинных операций типа «наложения ключей» и арифметического подсчета числовых показателей. В нашей стране первой программой, реализованной на языке ПЛ/1 для ЕС ЭВМ, была программа обработки результатов тестирования испытуемых с помощью методики ММР1[А. Б. Иовлев, Б. В. Иовлев, 1981]. Оператор набивал ответы испытуемого на перфокарты, а компьютер, осуществляя числовую обработку, распечатывал значения Т-оценок.
Использование компьютера в качестве арифмометра для целей психодиагностики, конечно же, оказалось значительным прогрессом. За счет автоматизации психолог освобождался от трудоемких рутинных операцийимогконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач. Крометого,повысиласьточность регистрации результатов, и исключались ошибки обработки исходных данных, неизбежные при ручных методах расчета выходных показателей теста, а оперативность обработки данных при компьютерном эксперименте позволяла в сжатые сроки проводить массовые психодиагностические обследования в рамках скрининговых программ.
В 1970-1980-е годы за рубежом широкое распространение получают компьютерные тесты, осуществляющие не только обработку результатов тестирования, но и предъявление стимульного материала испытуемому. В большинстве своем такие автоматизированные тесты представляли собой модификации известных «бланковых» методик, а потому получили название компьютерных версий. В этот же период появляются первые адаптивные тесты, отличительная особенность которых заключается в том, что управление процессом тестирования частично, а в некоторых случаях и полностью передается компьютеру. 1980-е годы можно считать периодом наиболее активного развития компьютерного инструментария за рубежом, что связано с появлением достаточно мощных и доступных персональных компьютеров.
В нашей стране с появлением первых персональных компьютеров появились и специализированные, решающие сугубо психодиагностические задачи компьютерные программы: статистические пакеты обработки данных для создания новых психодиагностических методик
Компьютерная психодиагностика
(или шкал), компьютерные версии имеющихся психодиагностических методик и программы, реализующие так называемый алгоритм индивидуально-ориентированного или адаптивного тестирования (предъявление стимулов в зависимости от ответов испытуемого). Уже в то время ни одна задача психодиагностики, будь то конструирование психодиагностической шкалы или исследование испытуемого для написания психодиагностического заключения, практически не решалась без соответствующего программного обеспечения.
Вконце 1980-х-начале 1990-х годов наряду с определенными достижениями проявляется неудовлетворенность компьютерными тестами, обусловленная двумя существенными причинами.
Во-первых, при создании компьютерных версий, то есть при переносе «бланковой» методики в компьютер, нарушаются стандартные условия предъявления стимульного материала испытуемым - одна из важных психометрических характеристик. Иными словами, стимуль-ная ситуация, моделируемая компьютером, существенно отличается от той, когда тому же испытуемому предлагают «бланковый» вариант. Следствие этого - очевидные искажения результатов тестирования. Если, допустим, методика измеряет «тревожность», а испытуемый недостаточно хорошо владеет компьютером, то параметр «тревожность» будет измеряться с явным искажением.
Во-вторых, появились компьютерные методики, предлагающие пользователю-психологу не только администрирование, предъявление стимульного материала, числовую обработку результатов тестирования, но и вербальную интерпретацию результатов тестирования. С технической точки зрения создать алгоритм интерпретации результатов тестирования достаточно просто: для этого надо сформулировать некоторые правила интерпретации в виде «если - то». Например: «Если шкала D методики ММР1лежит в диапазоне 70Т-75Т - то у испытуемого явно выражена внутренняя напряженность, неудовлетворенность ситуацией, пассивность, пессимизм». Эти правила, написанные для каждой шкалы и «прошитые» в код программы, обрабатывались последовательно, в порядке написания, а результаты, то есть характеристики испытуемого, предъявлялись пользователю-психологу. С точки зрения психодиагностической практики конструирование компьютерной интерпретации результатов тестирования таким способом оказалось плачевным. Так, например, компьютер мог сформировать следующее заключение по результатам тестирования с помощью методики ММР1: «У испытуемого явно выражена внутренняя напряженность, неудовлетворенность ситуацией, пассивность, пессимизм, активность, оптимистическая оценка перспективы, энергичность, активность».
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
Очевидно, что приведенные выше причины вызвали со стороны практических психологов большой скепсис и острую критику в адрес не только компьютерного психодиагностического инструментария, но и компьютерной психодиагностики вообще.
1990-е годы ознаменовались попыткой преодолеть указанные выше сложности, а сами исследования развернулись в двух направлениях: работы по обоснованию психометрических характеристик компьютерных версий и работы по созданию компьютерных психодиагностических методик, осуществляющих вербальную интерпретацию результатов тестирования.
В середине 1990-х годов появились первые дистанционные тесты, то есть тесты, работающие в глобальной компьютерной сети Интернет. Как сам Интернет, так и модемы для персональных компьютеров существуют уже довольно давно, однако лишь около 1990 года Интернет набрал критическую массу пользователей и ресурсов, необходимую для происходящей на наших глазах сетевой революции, а основной инструмент этой сети - система \Уогс1 ТОёе \УеЪ <\У\Щ или «Всемирная паутина»), изобретенная в 1993 году, заняла доминирующее положение и стала определять лицо Интернета. Использование Интернета для психологических обследований испытуемых, проблема психодиагностического тестирования в системе ТГОГО - стали очередной темой исследований в области компьютерной писходиагнос-тики. Подробнее об этом изложено в п. 4.2.