Обсуждение результатов исследования

На основе теоретических обсуждений и анализа литературных данных, также изучения практического опыта работы специалистов свидетельствует о том, что критерием оценки нарушения слуха является возможность использования остаточного слуха в общении и для развития речи. По этому критерию проводится разграничение тугоухости и глухоты.

Анализ литературных источников показал, что функциональная недостаточность двигательного анализатора спортсменов с нарушением слуха отрицательно сказывается на физическом развитии. Дисгармония в развитии спортсменов с нарушениями слуха проявляется в более низком по сравнению с нормально слышащими сверстниками уровне физической подготовленности. У глухих спортсменов зафиксирован более низкий уровень показателей контрольных упражнений.

- по совершенствованию программ и методик организации и проведения

занятий по адаптивному спорту для спортсменов с нарушениями

слуха имеет направление:

- использование средств, методов и методических приёмов ритмической гимнастики, развитие скоростно-силовых качеств, включающая упражнения для коррекции физической подготовленности. (Л. Б. Дзержинская, 2003; Л. Д. Хода, 2004).

- совершенствование методики развития различных видов координационных способностей у спортсменов с нарушенным слухом в учебное и вне учебное время. (И. Ю. Горская, 2001).

- использование плавания как одной из форм занятий адаптивного

физического воспитания и эффективного средства регуляции адаптационных процессов сердечно-сосудистой системы, профилактики и коррекции отклонений в осанке (Я. А. Смекалов, 2000).

Анализ существующих программ и методик по адаптивному физическому спорту выявил отсутствие содержательной взаимосвязи различных форм занятий, отсутствие дифференцированного и индивидуального подходов в подборе физкультурно-оздоровительных и коррекционно-развивающих средств адаптивного физического воспитания при проведении этих форм занятий.

Экспериментальная методика коррекции физического развития и физической подготовленности легкоатлетов с нарушениями слуха в процессе адаптивного физического воспитания основывается на принципах непрерывного и комплексного педагогического воздействия, дифференцированного и индивидуального подходов.

Методика физического развития и физической подготовки глухих легкоатлетов в процессе адаптивного физического воспитания заключается в использовании различных по целям и задачам, но взаимосвязанных между собой по содержанию различных форм занятий - индивидуальные занятия.

Эффективность разработанной методики подтверждается результатами, полученными в ходе педагогического эксперимента:

Таблица 2

Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа
M±m M±m
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
Бег на 30м (сек) 3,94±0,1 3,9±0,13 3,92±0,11 3,8±0,11
Прыжок в длину с места (см) 243,2±5,04 246,4±4,31 246,6±2,41 252±1,4
Подтягивание на перекладине (раз) 7±0,6 8,8±0,98 7,6±0,49 10,2±0,4
Наклон вперед ниже скамейки (см) 3±1,4 4,4±1,35 5±1,4 7,6±1,6
Бег на 1500 м 301,7±9,4 298,48±6,7 295,86±4,3 290,44±4,2
Прыжок со скакалкой 64,6±5,1 65,2±3,97 64±2,3 68±2,4

Обсуждение результатов исследования - student2.ru

Обсуждение результатов исследования - student2.ru
Обсуждение результатов исследования - student2.ru

Обсуждение результатов исследования - student2.ru

Обсуждение результатов исследования - student2.ru

Обсуждение результатов исследования - student2.ru

- показатели физического развития за исследуемый период улучшились в контрольной и экспериментальной группах. Наиболее значительное улучшение показателей произошло в экспериментальной группе и составляет от 1,8 до 34,2% В контрольной группе после эксперимента показатели улучшились от 0,9 до 31,8%.

- показатели физической подготовки спортсменов с нарушением слуха за исследуемый период улучшились. Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили эффективность разработанной методики физического подготовки легкоатлетов с нарушением слуха с использованием на тренировочных занятиях.

Выводы

Анализ результатов полученных в ходе исследования позволяет сделать следующие выводы:

- Преодолеть негативные последствия воздействия сенсорного дефекта на социальное физическое развитие глухих, на их физическую подготовленность, помогают специально-организованные занятия физической культуры.

- Необходимость научных исследований в области разработки методик для подготовки групп спортивного совершенствования для людей с нарушением слуха, занимаюшихся легкой атлетике.

- Совершенствование системы адаптивного физического воспитания для глухих спортсменов, да и не только, становится еще более актуальной проблемой в связи с тем, что слуховые нарушения отрицательным образом сказываются на физическом развитии индивида и его физической подготовленности.

- Существующие методики по адаптивному физическому воспитанию не уделяют должного внимания дифференцированному и индивидуальному подходом при организации и проведении различных форм занятий с глухими спортсменами, подбору средств адаптивного физического воспитания.

- Применение этих методов при организации тренировочного процесса.

- В процессе развития физических качеств необходимо придерживаться принципа постепенности и последовательности, многоразового повторения одного и того же приема.

-Следует шире применять проведение совместных учебно-тренировочных занятий с их здоровыми сверстниками путем использования соревновательного метода.

-Имитационные упражнения помогают правильно усвоить структуру движения в целом и отдельных его фаз.

-В тренировочных занятиях особое место должно отводиться вопросам технической подготовке и на этой основе повышать уровень физического развития.

Список литературы

1. Аганянц, Е. К. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей: учеб. пособие / Е. К. Аганянц, Е. М. Бердичевская, Е. В. Демидова. Краснодар, 1999.-71 с.

2. Алехина, В. Е. Развитие двигательных качеств у глухих школьников на уроках физической культуры / В.Т. Алехина // «Проблемы физ. Воспитания аномальных детей» (1986; Горький). Материалы конференции «Проблемы физ. воспитания аномальных детей», 4-5 июня 1986 г. - М., 1987. - С. 23-26.

3. Ананьев, Б. Е. Человек как предмет познания / Б. Е. Ананьев. - Л.: Изд-во СПБ. ун-та, 2001. - 288 с.

4. Анохин, П. К. Вопросы общей теории функциональной системы \Принципы современной организации функций. - М.: Наука, 1973. - С. 5-61.

5. Антонюк, С. Д. Особенности морфофункционального статуса детей 4-6 лет, имеющих стойкие отклонения в состоянии здоровья /С. Д. Антонюк, С. А. Королев, А. А. Черных, М.А. Шуть // Российские морфологические ведомости. -2000.-№1-2.-С. 193-197.

6. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В. М. Астапов. - Международная педагогическая академия,1994.-110 с.

7. Астафьева, В. М. Социальная адаптация детей с нарушениями слуха на основе верботонального метода / В.М. Астафьева. - М.: АПК и ПРО, 2000. - 100 с.

8. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и препод, ин-тов физ. культуры / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223с.

9. Байкина Н.Г., Мутьев А.В., Крет Я.В. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков //Адаптивная физическая культура.- 2002 - №4.

10. Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. – М.: Физкультура и Спорт, 2007. – 192с.

11. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М.: Медицина , 1990. - 446 с.

12. Богомильский М. Р., Орлова О. С. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, учебное пособие для студентов высших учебных заведений: 2008г. - М., С.- 399

13. Бондарчук А. П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса. – М. Олимпия Пресс, 2007. – 272с.

14. Боскис Р.М. Глухие и слабослыщаие дети —— М.: Советский спорт, 2004. — 304 с: ил

15. Бычкова, Н. В. О воспитании координационных способностей у глухонемых детей / Н.В. Бычкова // Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: сб. науч. трудов. - Омск: Изд-во СибГАФК, 1996.-С. 10-12.

16. Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова. - Омск: СибГАФК, 2000.-212 с.

17. Горская, И. Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников различным состоянием здоровья: автореф. дис. ... докт. пед. наук / И. Ю. Горская. - Омск, 2001. - 46 с.

18. Григорьева, Л. П, Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями / Л.П. Григорьева // Дефектология. - 2002. -№1.-С. 3-13,

19. Дзержинская, Л. Б. Методика коррекции отклонений в развитии глухих дошкольников средствами ритмической гимнастики: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Л. Б. Дзержинская - Волгоград, 1997. - 23 с.

20. Дорошенко, А. С. Методика оценки физического развития и физической подготовленности дошкольников: учеб. - метод, пособие /А. С. Дорошенко, Г. А. Решетнева, О. С. Шнейдер. - Хабаровск: ДВГАФК, 2000. - 24 с.

21. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерания): учебник / В. И. Дубровский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 608 с

22. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2000. - 238 с.

23. Евсеев. С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2003. - 448 с.

24. Ефименко Н. Н,, Сермеев Б. В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. — М.: Советский спорт 1991. 55 е. —ил.

25. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - М.: Академия, 2002.-261 с.

26. Звездин, В.К. Воспитание специальной выносливости у юных высокорослых баскетболистов / В.К. Звездин Новосибирск: Наука. Сибирская изд. фирма РАН, 2000. - 120 с.

27. Калмыков С.А. Приемы и методы, используемые при обучении глухих детей на уроках физической культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 7. С. 219-222.

28. Колосовская, Л. А. О совершенствовании физического воспитания учащихся начальных классов в спецшколах глухих / Л. А. Колосовская // Проблемы оздоровления населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: тез. доклад. - Минск, 1996. - С. 60 - 61.

29. Комаров, Ю. Н. Восприятие времени у глухих в процессе занятий физическими упражнениями / Ю. Н. Комаров, В. И. Савенков. - М.: Просвещение, 1990. - 173 с.

30. Лапшин В.А. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 2009.-136с.

31. Лебедева, Н. Т. Оптимизация физического воспитания глухих и слабослышащих школьников / Н. Т. Лебедева // Матер. III Междунар.науч.- практ. конф. культ, для инвалидов и лиц с огранич. функц. возможностями. - Спб., 1996.

32. Ленских Т.Н. Новые технологии в формировании устной речи глухих детей // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2009. № 1. С. 41-44.

33. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с

31. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 542 с.

34. Махов А.С. Современный подход к оценке управления развитием спортивных клубов для глухих и слабослышащих//Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359. С. 160-164.

35. Махов А.С., Степанова О.Н. Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России. //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 12. С. 67-71

36. Н.М.Назарова. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с., 2005

37. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 2001. - 224 с.

38. Нестеров, В. А. Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования; учеб. пособие / В. А. Р\Нестеров. - Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1997. - 74 с.

39. Озолин Э. С. Спринтерский бег. – М.: Человек, 2010. – 176с.

40. Осколкова Е.А., Рубцова Н.О. Роль адаптивного физического воспитания в системе профессиональной адаптации инвалидов с нарушением слуха, Теория и практика физической культуры, 2008, № 1, С. 14.

41. Пеганов, Ю. А. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих школьников / Ю. А. Пеганов // Дефектология. -1998. - № 2. - С. 37 - 49.

42. Попов В. Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. – М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт,2001. – 160с.

43. Попов В. Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. Издание 2-е, стереотипное. – М.: Человек, 2011. – 224 с.

44. Решетников, И. В. Как же оценивать физическую подготовленность / П. В. Решетников // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №5. - С. 41-42.

45. Розанова, Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т. В. Розанова. - М.: Педагогика, 1978. - 232с.

46. Сермеев, Б. В. Формы занятий физическими упражнениями в специальных школах / Б. В. Сермеев // Физическое воспитание детей в специальных школах. -Горький, 1983.-С. 24-30.

47. Хода, Л.Д. Модели социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре / Л.Д.Хода // Адаптивная физическая культура. 2004. - № 3.- С. 18 -24.

48. Хода, Л.Д. Интегративная функция адаптивной физической культуры неслышащих детей и взрослых / Л.Д.Хода // Коррекционная педагогика. - 2006. № 4. – С. 5-9.

49. Хода, Л.Д. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции неслышащих людей: моногр. / Л.Д.Хода.- Нерюнгри. : Изд-во ТИ (ф) ГОУВПО «ЯГУ», 2006. – 151 с.

50. Шатунов Д.А., Зотова Ф.Р. Особенности показателей физического развития, здоровья и физической подготовленности подростков с нарушением слуха // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 4 (98). С. 183-188.

Наши рекомендации