Тема 5. Психология межличностного восприятия и взаимопонимания
Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине
«Социальная психология»
Предполагаются учебные задания трех уровней сложности:
1 – репродуктивные
2 – частично-репродуктивные
3 – продуктивные.
В течение семестра для получения зачета или допуска к экзамену необходимо набрать не менее 5 баллов. Задание первого уровня сложности оценивается в 1 балл, второго уровня сложности – 2 балла, третьего уровня сложности – 3 балла.
Тема 1. Архитектоника социальной психологии как науки
Вопросы 1 уровня:
найдите в литературе ответы на следующие вопросы
1. Что составляет предмет и каковы задачи социальной психологии?
2. Каковы критерии, по которым классифицируются социально-психологические явления и процессы?
3. Какие функции выполняет социальная психология как наука?
Задания 2 уровня:
1. Графически изобразите и дайте краткое описание основным методам социально-психологических исследований
2. Опишите, как соотносятся социально-психологические феномены? Представьте результаты графически
3. Найдите в литературе ответ на вопрос «Какова структура общественного сознания?». Дайте свое обоснование общественному сознанию
Задания 3 уровня:
1. Освойте методы изучения социально-психологических явлений.
2. Подумайте, какими способами может достигаться решение задач, стоящих перед социальной психологией?
3. Дайте сравнительно-сопоставительную характеристику основных методов социальной психологии в нашей стране и за рубежом.
4. Создайте технологию изучения какой-то конкретной группы социально-психологических явлений.
5. Изучите своеобразие проявления идеологии и общественной психологии в современных условиях развития нашего общества.
6. Систематизируйте и обобщите в форме таблицы различия в проявлении подражания и заражения.
Тема 2. Психология взаимодействия людей
Задания 1 уровня:
1. Составьте конспект занятия
2. Составьте аннотированный список литературы по теме
3. Составьте терминологический словарь по теме
Задания 2 уровня:
Изучив литературу по теме, дайте развернутый ответ на следующие вопросы
1. В чем заключается взаимодействие и каковы формы его проявления?
2. Какова динамика взаимодействия?
3. Что такое обратная связь во взаимодействии?
4. Какие ведущие стратегии поведения во взаимодействии вы знаете?
Задания 3 уровня:
1. Попытайтесь описать свои чувства и переживания на всех этапах вашего знакомства и взаимодействия с каким-то новым человеком.
2. Попытайтесь зафиксировать, чем отличаются ваши собственные варианты взаимодействия от подобных у других людей.
Тема 3. Психология взаимоотношений людей
Задания 1 уровня:
1. Составьте конспект занятия
2. Составьте аннотированный список литературы по теме
3. Составьте терминологический словарь по теме
Задания 2 уровня:
1. Как понимается «отношение» в психологической науке? Дайте свой вариант ответа.
2. Графически изобразите разницу между «субъект-объектными» и «субъект-субъектными» отношениями
3. Напишите эссе на тему: «Что определяет содержание межличностных отношений?»
4. Изучив литературу, проанализируйте в какие виды взаимоотношений вы включены и какие из них вам известны?
Задания 3 уровня:
1. Осмыслите соотношение психологических и экономических отношений людей.
2. Определите роль и специфику проявления всех видов взаимоотношений людей в их повседневной жизни и деятельности.
3. Исследуйте, каким взаимоотношениям вы обычно отдаете предпочтение в повседневной жизни и деятельности.
4. Опишите иерархию взаимоотношений в вашей семье.
Тема 4. Психология общения людей
Задания 1 уровня:
1. Составьте аннотированный список литературы по теме
2. Составьте терминологический словарь по теме
3. Дайте развернутый ответ на вопрос «Что такое общение?»
Задания 2 уровня:
1. Графически изобразите известные вам виды и средства общения
2. Напишите эссе на тему «Что такое коммуникация и чем она отличается от общения»?
3. Представьте в виде таблицы барьерах общения и их основное содержание.
Задания 3 уровня:
1. Изучите и представьте своеобразие общения как кинесики.
2. Изучите и представьте в виде презентации формы и способы коммуникативного воздействия.
3. Осмыслите роль и значение барьеров общения в повседневной жизни и деятельности людей
Тема 5. Психология межличностного восприятия и взаимопонимания
Задания 1 уровня:
1. Составьте конспект занятия
2. Составьте аннотированный список литературы по теме
3. Составьте терминологический словарь по теме
Задания 2 уровня:
1. Изучите литературу по теме и дайте развернутый ответ на вопрос «Что такое социальная перцепция какие подходы к ее изучению являются наиболее приемлемыми для вас»
2. Графически изобразите основные особенности межличностного восприятия?
3. Напишите эссе на тему: «От каких факторов и условий зависит взаимопонимание людей?»
Задания 3 уровня:
1. Выясните различия в методологических подходах к пониманию социальной перцепции в отечественной и западной социальной психологии.
2. Изучите и опишите особенности своей социальной перцепции.
3. Опишите условия достижения взаимопонимания между вами и другими людьми.
4. Изучите направления вашего личностного совершенствования в изучении взаимопонимания людей.